Сознание. Исследование.

Не знаю, по адресу зашел или нет, но и на сайте и на форуме слова "Сознание", подсознание нашел. О них говорится изрядно, но я хочу понять, что такое само Сознание.
Я создаю эту тему с единственной целью - исследовать и, если удастся, понять, что такое Сознание.
кто может и хочет - помогите, дайте свои описание того, что такое сознание, а за серьезные вдумчивые определения я буду тем более благодарен. Я намерен все это разобрать и исследовать, чтобы выявить Сознание.
Я искал формулировку этого загадочного понятия в разных источниках, но ни одна меня не устроила. Очень неплохую формулировку в рамках ментального сознания, которым мы обычно пользуемся, предлагает аналитическая психология. А в более широком смысле есть только самая общая формулировка, которая мало что даёт. На эту тему надо бы написать большую работу, но я к этому не готов. Похоже, что сознание существует везде, даже в вакууме. Шри Ауробиндо пишет о свободе воли атома, а свобода воли есть атрибут сознания. А вообще все, что опубликовано на сайте – касается феномена сознания человека в той или иной форме. Это тема необъятная и, возможно, вечная.
Необъятная - вряд ли. Мне к примеру сейчас наиболее важно найти все наслоения понятий Сознания, которые даровала мне моя культура. Я ищу их, думаю над ними и всегда(до сих пор так и было) понимаю, что понятие или определение неверное, противоречивое или вообще о другом, не о Сознании - так на один слой я очищаюсь от неверного в своем видении Сознания. Вот и вопрошаю везде. Вот и ищу.
Многое зависит от того, в каком контексте (иными словами, в рамках какого духовного или научного учения) вы пытаетесь ответить на этот вопрос. Абстрагироваться от всего и дать универсальное, подходящее всем определение – это сродни построению "Общей Теории Всего На Свете", на мой взляд по крайней мере. Но в любом случае, удачи вам! Кстати, интересно будет узнать о результатах (пусть даже и промежуточных). Если будет желание, делитесь мыслями. Мне, во всяком случае, будет интересно.

Не буду растекаться мыслью по древу, и приведу определение, которое дает аналитическая психология – мне оно очень нравится, поскольку дает достачно ясную картину (в рамках своей модели, естественно).

Сознание есть свойство Эго; это функция, связывающая Эго с различными психическими содержаниями. Так называемые бессознательные явления — это те, которые не имеют никакой связи с Эго. Эго не идентично сознанию, оно всего лишь центральный комплекс сознательного разума. Это центр самоидентификации, местопребывание индивидуальности, комплекс представлений относительно своего тела, своего местопребывания в мире, данными памяти, идеями относительно своего прошлого и будущего бытия.

Образно это можно представить в виде радиолокационной станции. Эго в таком случае – станция, сознание – радиоволна, сфера сознания – все область, которую может обозревать станция. Пример, конечно, только для первого приближения.

Эдвард Эдингер говорит: "Под сознанием я понимаю некую субстанцию, психический материал, как правило, невидимый и неосязаемый для чувств. Вопрос в данном случае в том, как мы понимаем слова «психика» и «психический». До тех пор, пока мы на собственном опыте не убедились в существовании психической реальности, нет смысла продолжать обсуждение этого вопроса. Лишь при наличии опыта переживания психической реальности можно постичь идею психической «субстанции». Все психические содержания, скажем так, обладают субстанцией, если они воспринимаются как объективная реальность. Что же тогда является отличительным признаком психической субстанции сознания? Сознание — это психическая субстанция, связанная с эго. Или, если быть более точным, психические содержания, существующие изначально, актуализируются и обретают субстанцию, когда они соединяются с эго, т. е. когда они отчетливо осознаются индивидом, готовым подтвердить факт их присутствия в своем сознании.
Этот процесс, посредством которого ряд психических содержаний — комплексов и архетипических образов — соединяется с эго и тем самым порождает психическую субстанцию сознания, называется процессом индивидуации. Наиболее характерной чертой этого процесса является борьба противоположностей — эго и бессознательного, Я и не-Я, субъекта и объекта, собственной личности и «другого». Таким образом, можно сказать, что каждый раз, когда происходит конфликт между противоположными установками или когда личное желание или идея встречают возражения со стороны «другого» (изнутри или извне), то появляется возможность дальнейшего развития сознания." (Эдингер "Творение сознания")

Вообще, более подробно смотрите в первоисточниках: Иоланда Якоби "Психологическое учение К.Г.Юнга", работы самого Юнга "Эон", "Тавистокцие лекции". Библиотека работ АП есть на http://psilib.narod.ru/ и http://www.jungland.ru/

Чем мне нравится это определение. Тем, что, в отличие от различных духовных учений, здесь сознание не превращается в еще одну независимую сущность, которую непонятно куда пристегнуть. Все на своем месте. С др. стороны, это определение позволяет описывать все наблюдаемые феномены, не упрощая и не уплощая их.
Жека, а Вас интересуют какие формы сознания? Если ментальные и только, то ответы sflash, со ссылками на аналитическую психологию вполне адекватны. Насчет ""Необъятная - вряд ли"", - то это от незнания. Если Ваш интерес простирается шире, то можно говорить дальше.
Петру Григорьевичу был задан вопрос о самосознании, в результате чего появилась заметка, текст которой приведён ниже.

О САМОСОЗНАНИИ

Самосознание существует только у живых организмов, к ним следует относить и растения. Особенностью живых организмов является то, что для их жизнедеятельности необходимо взаимодействие с окружающей их средой, что возможно только при разделении на «я» и «не я». Низшие живые организмы хорошо отличают благоприятную для их существования среду от неблагоприятной и принимают меры к тому, чтобы выйти из опасной для них зоны. Многоклеточные организмы уже способны из двух зол выбрать меньшее и, несмотря на то, что для них главным является питание и размножение, они будут стремиться удалиться от того места, где только что насыщали свой голод, если им грозит опасность. Удивительно! Откуда у мушки-дрозофилы знания, что к ней приближается опасность, и в этой ситуации прием пищи не является самым важным занятием. Это не может быть инстинктом самосохранения, приобретенным в результате опыта ее древних предшественников, потому что такой опыт для них заканчивался гибелью, и они не могли передать его своим потомкам. Но способность к различению присуще не только мухам и людям, одноклеточные организмы также способны отличать опасное от неопасного и вкусное от невкусного. Можно сказать, что все живые организмы знают, «что такое хорошо и что такое плохо», но современный человек это знает хуже, чем дрозофила. Динамика обмена веществ, происходящих в живой клетке, кажется непостижимой. Наблюдая за процессами, происходящими в этом микроскопическом живом организме, не будучи предвзятым, приходишь к мысли, что позади этой формы жизни есть тот, кто содержит в себе знания всех процессов, необходимых для сохранения жизни, и управляет этими процессами. Это даже не позади, а внутри самой клеточной структуры, но на энергетическом уровне. Сама клетка при этом воспринимается, как внешняя материальная форма, а то, что управляет ее процессами – сознанием клетки. В свою очередь, функция каждого органа, состоящего из множества клеток, управляется энергетической структурой, которую можно назвать сознанием этого органа, и, наконец, физическое тело, представляющее единый организм, управляется еще более сложным энергетическим образованием, которое можно назвать сознанием тела. Кроме того, тело является домом для различных витальных энергетических структур, которые дополняются менталом, и все это завершается сознанием человека, которое при необходимости может быть обращено во внешний мир или же на самого себя. Что дает возможность человеку познавать или окружающий его мир, или же самого себя.
Рассуждая о самосознании, мы можем говорить о своей индивидуальности, которую осознает человек, противопоставляя себя внешнему миру, и можем говорить о способности человека осознавать в самом себе различные процессы как на витальном, так и на других уровнях. В большинстве случаев люди осознают только свою индивидуальность, отделенность от внешнего мира, и при этом лишены способности осознавать свой внутренний мир. Обычно осознание своей собственной индивидуальной отделенности от внешнего мира происходит на втором-третьем году жизни, а способность осознавать свои собственные внутренние состояния или реакции, в тот период, когда человек их переживает, становится возможным только в подростковом возрасте. Но и это является исключением, большинство людей способны осознавать только свою индивидуальность, на которую они как бы смотрят извне, и поэтому для них принимает особое значение их тело, с которым они и ассоциируют себя. Наиболее несовершенным самоосознанием является восприятие себя как личности отделенной от окружающей реальности. В этом случае человек стремится удовлетворять только свои всевозможные нужды, не считаясь с окружающими его обстоятельствами. Более совершенное самоосознание включает себя в какую-либо человеческую общность, и тогда такой человек осознает себя только частью чего-то большего, чем его собственная индивидуальность, например, какого-либо коллектива. Есть и более высокие уровни самоосознания, когда человек осознает себя частью своей нации, которую он может любить больше, чем самого себя. И вершиной самоосознания является общность человека с Божественным, когда человек осознает себя проводником Божественной воли.
Пётр Зорин
Немного о механизмах нашего сознания.


Из переписки:


"Если какого-то человека визуально, интуитивно не воспринимаешь, то и к информации, которая исходит от него, относишься с недоверием. Например, в тех роликах, которые я смотрела по Вашим ссылкам, мне не понравились их герои: Трехлебов и Александр Хиневич. Они больше похожи на лжепророков типа Виссариона. … Я настороженно отношусь ко всем, кто выстраивает свои идеи на критике чужих идей."


– Существует механизм, работающий у всех. Во внутреннем мире человека существует набор объектов, которые отражают то, что существует во внешнем мире, но не всё. Если объект внешнего мира активизируется, например с работы пришёл член семьи – отец, мать, муж, жена и он благоприятно отображён в мире внутреннем, то с ним возможен и желателен энергоинформационный обмен – мы здороваемся и начинаем разговор и он естественен значимым для нас. Если объект внешнего мира во внутреннем не отображён, то энергообмен очень сложен, потому что такой объект должен предпринять усилия, чтобы быть услышанным – мы можем с таким человеком разговаривать, но следа такой разговор не оставит или будет восприниматься как не существенный или сказанному веры не будет. Механизм отображения несколько иными словами описывает астрология: если у вас в седьмом доме планет нет, а его управитель стоит слабо, то супруг(а) будет восприниматься поверхностно, а через некоторое время может оказаться и вне вашего поля досягаемости – произойдёт развод или что-то иное, но его в вашей внутренней, а часто и внешней жизни не станет. Если во внутреннем мире существует фигура духовного наставника или учителя, то вы будете его искать всю жизнь и обязательно найдёте. Не важно, будет ли это духовный учитель или вы будете учиться у тех, кто будет встречаться вам в жизни, кем бы они ни были. Внутренний мир человека формируется с детства. Если родители водят ребёнка в церковь, то у него может не только сформироваться определённое мировоззрение и некритическое отношение к религии, но и стойкая внутренняя блокировка к любым знаниям, не соответствующим церковным догматам. Например, мусульманину ислам разрешает иметь четыре жены, а законодательство, построенное на христианских нормах не разрешает. Внутренним, а значит главным приоритетом в таком случае будет свой национально-религиозный, а внешним – чуждый официально-юридический. Здесь заложена причина конфликта миров, который в Европе приводит к серьёзным проблемам за счёт приезжих мусульман, а в России манипуляторы из западных стран всё время стараются разжечь очередной конфликт на Кавказе. Здесь внутри у человека нет христианского отношения к себе и своему ближнему, а есть желание устроить свою жизнь так, чтобы было хорошо и правильно – по своим национально-религиозным нормам, но это является не хорошо и не правильно юридически. Если у человека внутренний мир сформирован, и он является незыблемой основой его жизни, то человек всегда будет стремиться жить так, как ему подсказывает его внутренняя этика. Такой человек постарается найти возможность для реализации своих внутренних, истинных для него принципов, а это обязательно приведёт к поискам возможных для этого путей.
Если в гороскопе у человека сильный Четвёртый дом, знак Рака и активны высшие планеты, он будет интересоваться тем, что происходит не только в его семье, но и на родине вообще, а так же всего, что влияет на дела его страны и вне её и изнутри. Такому человеку будет трудно сказать "эта страна" о своей родине, потому что такой фразой он отделяет себя от неё, а это сразу делает его человеком без рода и без племени, т.е. духовно нищим. А это означает потерю опоры под ногами и его (часто не осознаваемой) высокой цели – развитый человек это обязательно почувствует, поскольку будут рваться связи с сущностно важными для него объектами, что понизит его духовный потенциал. Однако СМИ активно рекламируют это выражение, выгодное тем, кто поставил целью прибрать к рукам национальное достояние нашей родину – её природные ресурсы. Если многие начнут его повторять, это будет означать их отрыв от национально-родовых корней, а фактически не осознаваемое предательство своих предков. Это подход не христианский и в сознании русских людей его нет, поэтому те действия, которые предпринимаются для поэтапного присвоения наших природных ресурсов богатейшими людьми из-за океана, русскими почти не воспринимается, а значит, что достоверной информации об этом люди не верят. Это хорошо знают заокеанские психологи и используют в своих целях. Именно с этим связан эффект, когда не воспринимается и достоверная, исторически подтверждённая информация, предоставляемая Трехлебовым и А.Хиневичем.


Продолжение позже.
Владимир, в Вашем последнем сообщении все логично, кроме вывода о моем восприятии информации староверов Трехлебова и А.Хиневича. Возможно, так, как Вы пишете, тоже бывает. Но, мне кажется, причин может быть много. Если человек при общении не тупит взор, не мямлит, а смотрит на собеседника открыто и говорит четко и уверенно, уже работает чистая психология личности. Такому поверят быстрее. Сюда можно добавить наличие набора аргументов, эмоциональный подъем и т.п.. Для более тонких слушателей важна чистота взгляда и вообще лицо говорящего. Физиономика - целая наука. Далее, как он говорит, какими словами. И много других мелочей. Возможно, влияет полевая совместимость. Я убеждена, что при восприятии другого человека важнее мелкие детали. Крупные (уверенность, внешняя доброжелательность, умение говорить на языке слушателя, не поддаваться на провокации и т.п.), которые распознает большинство людей, можно освоить. И таким образом манипулировать аудиторией. Мелкие - выдают сущность человека. По-моему, они неуправляемы. Тем более, мало кто из людей обращает на них внимание. Для этого нужно иметь интуицию или владеть "быстротой мысли".
Ну и конечно же, информация не воспринимается практически ни от кого, если уровень сознания человека не готов для ее восприятия.
Что получилось? Вы мне по науке, а я Вам дилетантские рассуждения (изобретать велосипеды – моя слабость). Просто, как мне кажется, мы о разном…
Честно говоря, не помню, чтобы Хиневич мямлил или прятал глаза. В отношении Трехлебова, в общем, тоже, он не так уж часто опускает глаза, а ораторские данные у кого какие есть. Однако, прошу иметь ввиду, что выступать с защитой своих взглядов против огромного эгрегора РПЦ не такая уж простая задача. Истина – истиной, но давление, которое развивает эгрегор на тех, кто ему не угоден, бывает и очень сильным энергетически и юридически, и витально, и ментально и т.д. а личная энергетика у каждого своя. Если вы познакомитесь с его другими роликами, вы увидите его с других сторон. В конце концов, это не догма, а предложение своих взглядов.
Но продолжу изложение взглядов своих. Кстати, я не претендую на истину в последней инстанции, поскольку это не возможно в принципе.


Если внутренние связи с родиной у человека не активны, то всё, что будет приходить нового по этим направлениям, может не приниматься, а любая новая или хорошо забытая старая информация будет блокироваться подсознанием. Этот принцип известен давно и активно используется в формировании идеологии очередной власти. Так, при формировании еврейского народа этот принцип использовался для манипулирования сознанием на 100%. Во время сорокалетнего путешествия по пустыне вымерли те, кто что-то помнил о старых родовых обычаях и принципах, а в головы молодёжи вложили принципы совершенно иные. Целью, поставленной перед вновь сформированным народом, было мировое господство, что видно из книги Чисел в Библии: "И будут другие народы служить вам, а вы им не будете", и старая родовая информация оказалась вредной, почему и была из подсознания удалена. В результате такой психогенетической операции появился народ с другими свойствами, не привязанный к той земле, на которой появился. Сейчас эта методика используется в России, только многомиллионный народ водить никто не будет, зато используется для этого всепроникающее, а потому более эффективное информационное оружие, а распад связи между поколениями идёт в России с возрастающей скоростью.


Теперь о критике чужих идей. Интегральная йога не является религией, поэтому в принципе не может обходиться без анализа того, что есть во внешнем мире и в чём нам приходится "купаться" каждый день. Отображать жизнь именно такой, какая она на самом деле очень важно, иначе человек ходит по кругу заблуждений и откровенной лжи, которыми наш мир полон, а возможностей обмануть нас – народ – появляется всё больше.
Интересно, что Виссарион в письме воспринимается как лжепророк, а Трехлебов, который рассказывает о том, как, зачем и почему Виссарион обманывает доверившихся ему людей, воспринимается точно так же. Если человек анализирует то, что происходит, то работает сознание, а если ругает, как Дана Ри в #35 "Реставрации монархии" – работает витальный ум. Разница в уровне составляет два порядка. Религия затрагивает чаще всего витальный ум, а вера, если она есть, является проявлением знания (иногда ещё не оформившегося) и здесь активно сознание сердца. Но для адекватного понимания требуется ещё и определённые ментальные образы, которые появляются не всегда и не сразу. В первом случае человек может никогда не понять, о чём идёт речь, а во втором со временем понимание появляется и уточняется. Религия всегда обращается не к уму и не к сознанию человека, а к его чувствам. Йога же требует осознания, а не просто доверия, а значит требует знаний, на которые можно опереться. Не со всем, что говорит Трехлебов, можно согласиться, но то, что говорится в отношении христианизации русского народа, имеет многочисленные документальные подтверждения, хоть это и противоречит тому, что утверждает РПЦ, тщательно обходя и искажая эти факты. Здесь конфликтует стремление к высокому эмоциональному настрою христианства и необходимость сознательной оценки исторических фактов и необходимость делать выводы на этой основе. Чему уделять больше внимания – является свободой нашего выбора. Знание исторических корней позволяет взглянуть на причины происходящего сегодня и в России и в мире менее зашоренным взглядом. Если не освободиться от религиозных догм, в которых КАЖДАЯ религия утверждает, что она единственно верная, то до истины не добраться никогда. Для этого требуется рассматривать не какую-то одну, а различные стороны любого явления, а вот выбирать приоритеты каждый будет в соответствии с собственным мировоззрением, стараясь найти истину. А истина и истинное Я находятся рядом.
К сожалению, многие исторические факты имеют очень неприглядный вид, поэтому их и вспоминать не хочется и невыгодны они бывают, но важно не это, а то, что стоит в их основе и каковы причины некоторых событий, и причины их сокрытия и извращения – тоже. Трудно найти истину, если позволять внешнему миру себя обманывать, а именно этим занимается любая власть и любая религия, чтобы казаться состоятельной. И чем сильнее власть и религия, тем сильнее она возводит вокруг своей системы взглядов бастионы искусно сплетённой лжи. А когда люди привыкают к той картине мира, которая повторяется им десятилетиями, действуют они не в соответствии с истиной, о которой уже не вспоминают, а в соответствии с ложной ментальной картиной, сформированной внешними источниками.
Астрология позволяет увидеть энергетические причины происходящего на основе космических ритмов, а йога требует давать всестороннюю сознательную оценку тому, что оценивается. Поэтому когда в письме речь идёт о критике, а на самом деле об анализе чужих идей, то такой анализ помогает самостоятельно оценить эти идеи, а именно самостоятельность в суждениях и есть путь йоги, как путь через осознание причин и следствий происходящего. Этот путь почти всегда ведёт к истокам и целям религии, политики, или человека, который об этом говорит.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ЭВОЛЮЦИИ СОЗНАНИЯ.



Для понимания смысла и некоторых задач интегральной йоги рассмотрим несколько фактов из жизни Шри Ауробиндо.
Свою работу по эволюции сознания Шри Ауробиндо вёл на протяжении нескольких воплощений, что следует из его ответа на вопрос о его предыдущем рождении. Он сказал, что в предыдущей жизни жил во Франции и занимался этой же работой, подготавливая своё воплощение в Индии. Образование он получил в Великобритании, но учился практически всю жизнь. Много лет своей жизни в Индии он связал с борьбой за освобождение родины от колониальной зависимости от Британской империи. Его духовный рост, сначала направлявшийся на эту цель, привёл к пробуждению более высокого – глобального сознания, и впоследствии этот процесс привёл к достижению сознания супраментального.

* * *
Восхождение сознания связано с выходом Психического существа на передний план, говоря иными словами – просветления. Психическое существо при этом соединяется с умом человека (менталом), виталом – основой жизни человека в его высших проявлениях, и сознанием, которое часто называют разумом. Все эти части человеческого существа становятся единым целым и их действия оказываются подчинены той задаче, которая известна психическому существу каждого человека. Просветлённое сознание является непосредственным инструментом воли Божественного, проявленной через такого человека, а его эгоистическая часть разрушается. Её оставшиеся фрагменты начинают выполнять вспомогательные функции по поддержанию жизни и реализации Намерения Психического существа, как наиболее сознательной части человеческого существа. До этого человеческое эго препятствует выходу Психического на передний план, выполняя работу внутренней преграды, существующей для подготовки проявленного во внешнем мире сознания к предстоящему соединению с Психическим существом, которое происходит не у всех. В то же время Психическое существо получает свой опыт, который необходим для более полного осознавания процессов, происходящих в плотном мире. Одновременно витальное сознание, стремясь к интегрированию с Психическим, активизирует всё более высокие вибрации, что человек начинает ощущать, как интерес ко всё более тонким проявлениям человеческой психики и более высоким отношениям. Именно этот процесс сопровождается всё чаще проявляющимся чувством Ананды – божественной любви, источником которой является духовное сердце человека – его внутреннее истинное Я. В зависимости от цели воплощения, человеческие действия становятся всё более направленными на выполнение его непосредственных задач. Происходящее при этом расширение сознания выводят человека за пределы его традиционной религии, если он человек религиозный, и он осознаёт своё естественное единство с Божественным, инструментом которого он является. При этом не остаётся места эгоизму в любом его проявлении, но человек ощущает в себе потребность в служении более высоким целям. Это происходит потому, что происходит осознание цели, стоящей перед его народом и человечеством и источников сил, давших ему просветление. Если такой человек занимается наукой, то он способен совершить открытия мирового уровня значимости, что впрочем, не означает его прижизненного признания, к чему он, впрочем, и не стремится. Такой человек служит высокой истине в её земных проявлениях, опираясь на весь опыт предыдущих рождений и на духовный и иной опыт своего народа, чьим сыном он себя не может не считать. Просветлённый человек служит Божественному, проявленному в нем лично, но он так же бескорыстно служит своей семье, если она у него есть и своему народу, чьи лучшие силы он аккумулирует в своей работе. Однако, вместе с любовью к своему народу и своей родине, этот человек прекрасно осознаёт необходимость равного отношения ко всем народам мира в их высших проявлениях и невозможность, неистинность угнетения одного народа другим в любой форме. Это же касается и всех отдельно взятых людей, чем бы они не занимались, и какое бы положение не занимали. Наиболее естественным положением такого человека является и личное и безличное служение другим людям и всему человечеству, что проявлялось самым непосредственным образом и в жизни Кришны, служившего возничим у царевича Арджуны, и в жизни Будды, съевшим испорченное мясо, чтобы его ученики не отравились, и в лице Христа, омывшим ноги своим ученикам и излечившим множество больных. Просветлённый может видеть глубинный смысл и истинные причины многих поступков, и его реакция всегда будет направлена на возможность осознания этого и другими людьми, т.е. получение ими духовного опыта. Так Иисус изгнал из храма торговцев, причинив им материальный ущерб, чем и вызвал негодование значительной части иудеев, целью которых являлось только получение всевозможных материальных благ для себя лично и своих семей. Эгоистическое сознание не желает понять ничего, выходящего за пределы собственных корыстных интересов – корысть является главным проявлением эго в нашем мире, но принимает различные формы.

См. далее.
Предваряющим просветление этапом трансформации сознания является понимание необходимости служения не только своим интересам и своей семье, но и служение своему народу и своей стране. Генетические корни человека, исходящие из тела своего народа на уровне волнового резонанса дают возможность наилучшего использования всего генетически обусловленного потенциала конкретного человека. Только опираясь на подсознательный опыт своего народа, человек может создать лучшие произведения искусства, литературы или научные открытия. Это происходит потому, что сознание человека вступает в волновой резонанс с наиболее высокими вибрациями национального сознания, что и позволяет получить мощную энергетическую поддержку, необходимую для проведения результата внутренней работы в материальный мир. Примерами являются Ломоносов, Менделеев, Чехов, Толстой и другие представители русской науки и искусства. (С другой стороны, Набоков, потерявший связь с родиной, но решивший обрести связь с корнями не родной страны сотворил такой "шедевр", как Лолиту.) Однако и это не является пределом для реального роста индивидуального сознания. Когда человек продолжает своё восхождение на план Глобального разума, он входит в резонанс с вибрациями всего населения земли и получает возможность использовать гораздо большую энергию для дальнейшей работы, опираясь на духовный опыт, накопленный разными народами и понимая их истинное значение в истории человечества. Здесь примером является гениальный славянин – серб Никола Тесла. Он не только не разорвал связи со славянским эгрегором, но сумел наладить её и с лучшими представителями США (в т.ч. с Марком Твеном), что позволило ему сделать открытия, до которых современное человечество ещё не созрело – даже через полвека после его смерти.
Но это путь внешнего приложения своих сил, йога же занимается в большей степени путём внутренним, не отрицая при этом достижений в науке и искусстве, иногда даже в политике (Махатма Ганди). Проделать такой путь можно только тогда, когда сознание перестаёт считать себя отделённым от других людей или превосходящим их в чём-то и поэтому имеющим право претендовать на исключительность. Это же касается и своего народа – человек начинает осознавать единство с родственными народами, даже если политические и государственные границы разделяют их. Шри Ауробиндо, осознав необходимость внутреннего духовного возрождения индийского народа, состоящего из десятков малых народов, стал бороться с поработившей его родину Британской империей и именно для этого решил использовать возможности йоги. Впоследствии, осознав цель своего воплощения более глубоко, он поднялся на уровень Глобального разума и, продолжая свою работу, поднялся на план Богов, что позволило впоследствии достигнуть супраментального плана и низвести свет истины в своё существо.
См. далее.
* * *
Все предметы и явления проявленного мира материальны, поэтому возможно наблюдать и измерить всё, имеющее материальное проявление. Материя имеет корпускулярную форму и является фундаментом, основой для более второй, более тонкой составляющее триединство нашего мира.
Второй составляющей этого триединства, является информация, существующая о каждом объекте вселенной и имеющей волновую форму, а поэтому находящейся во вселенной повсеместно, но в различной степени проявленности и доступности. Поэтому в принципе каждая точка пространства содержит всю информацию обо всей Вселенной, но проявление этой информации неоднородно и возможности прочтения этой информации больше там, где её концентрация выше.
Третьей составляющей является общевселенская мера, показывающая значение явления в данное время в данном месте и при данных обстоятельствах. Если явление вызвано проявлением свободной волей объекта, имеющего власть, позволяющую ему вмешаться в ход существующего процесса, то мера показывает степень истинности его действия и появляющуюся при этом карму. Истинность связана с возможностью осознать смысл явления и с наличием свободной воли для его практического использования. (Возможно, этот вопрос потребует дополнительных пояснений.
Материя изучается наукой и её успехи в этом направлении очевидны. В процессе этого изучения информационная часть становится доступной науке, всё более углубляющейся в корпускулярную структуру материи, непосредственно связанную с её волновой частью. Но на протяжении нескольких тысяч лет МЕРА, определяющая путь к истине, была скрыта от народов, поскольку была доступна только посвящённым. Такие посвящённые назывались жрецами в одних религиозных системах, волхвами в славянстве, йогами, Учителям, белыми магами вне религиозных систем или чёрными магами, если они выходили за пределы нравственности. И те и другие являлись людьми, несущими в себе Знание, выходящее за пределы обыденных представлений, хоть последние вовсе не были просветлёнными, а поступали из эгоистических соображений.
Наличие оккультных знаний высокого уровня у человека, имеющего обычное сознание, часто толкает его на путь чёрной магии и стремления сокрыть эти знания от людей в корыстных целях. Это чаще свойственно вырождающимся культурам, прошедшим пик своего развития и, часто, воплощённым демонам. Пока человечество находилось под влиянием Кали юги, количество знаний и интеллекта постоянно уменьшалось, с этим же связан и низкий, падающий уровень нравственности. Нравственность является одним из проявлений общевселенской меры, поскольку она является проявление истины, на которую человека ориентирует его Психическое существо. Сокрытие меры, как определённого вида и уровня знаний от народа, прослеживается до древнеегипетского жречества, но возможно, что его корни глубже.
См. далее.
У РАЗВИТОГО ПСИХИЧЕСКОГО СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО СОСТОЯНИЙ ИЛИ ПОЛОЖЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ. Конечно, каждый сам должен получить опыт соединения с психическим, до того момента будут присутствовать всего лишь некоторые представления и домыслы о том, что оно есть.
Пример, где Зорин описывает выход психического, показателен тем, что непосредственно связан с переживанием глубокой привязанности и любовью к Родине. У меня было подобное переживание в 16 лет, только связано оно было с девушкой. Случилась обычная юношеская влюблённость, в груди вспыхнул огонь. Он был похож на колеблющееся в разные стороны пламя, мне было интересно новое состояние, и я начал наблюдать за ним. По мере концентрации его интенсивность росла, и вот в один момент, вдруг пламя стало совершенно ровным, золотой огонь поднимался вверх и освободился от витальной примеси и объекта привязанности, что-то вскричало внутри: но как же она!? Но, тщетно, этому огню не нужен объект, он любит всё сущее с одинаковым напряжением радости бытия. Замечу, что девушка была совершенно заурядной и ничем не примечательной личностью, но для психического она была идеальной…Наверное, тогда мне бы стоило создать религию любви и поклонения ей…Таким образом, психическое использует любую возможность, любое возвышенное состояние, для того, чтобы выбраться наружу, но само оно полностью свободно от полёта нашего экзальтированного витала и ума, невежественные человеческие ценности его не интересуют.
Психическое же рождение - нечто другое…Оно представляет собой полный переворот в существе…Обычно, перед рождением его выходы становятся всё чаще и чаще, и, однажды, наступает момент мучительной концентрации, попытка заглянуть вовнутрь себя, но словно какое-то незримое препятствие мешает этому и упорно выталкивает наружу, и вот, когда агония достигает пика, вдруг оказываешься внутри. Далее психическое освобождает ментальное (на это уходит некоторое время), а затем освобождает и открывает психический центр. Далее начинается его буквально огнедышащий рост: словно огромное солнце растёт внутри, когда оно не может более помещаться в теле, оно поднимается к родничку и ломает его тонкую перегородку…Переживание потрясает: солнечный гигант проходит сквозь узенький проход.
Когда психическое выходит в сверхсознательное, оно приступает к исследованию планов сознания, ибо только оно владеет безошибочным и точным знанием того, что они из себя представляют. Другими словами начинается настоящая йога высших сфер сознания.


С Александром согласен полностью в части того, что проявления психического и его выход на передний план бывает различным и непредсказуемыми, но спутать это ни с чем нельзя, даже если человек не обладат сформулированной информацией ни о психическом, ни о духовном пути вообще.
Однако, продолжу.

___________


Знание является неоспоримой силой, поскольку власть всегда опирается на знание для одних и незнание для других – основной массы населения. (Именно массы, а не народа, потому что народ структуру имеет, а масса – нет, она аморфна и у неё нет не только структуры, но и воли а сознание является сознанием стада.) Знание, используемое в безнравственных целях, служит разрушению. Концентрация знания в руках небольшого количества людей и ограничение его для остального народа безнравственно. Важнейшей частью знания является общевселенская мера, проявляющаяся в конкретном человеке, как совесть, и когда человек поступает бессовестно, он поступает вопреки стремлению к Истине, на что направлен эволюционный процесс Вселенной. Порабощение или истребление силой, хитростью или иными способами, одних людей и народов другими, таким образом, является нарушением эволюционного закона Вселенной, и является одним из проявлений Кали юги, время которой подошло к концу. Связанные с этим процессы становятся всё очевиднее и Учителем, показавшим это человечеству, является Шри Ауробиндо, указавший направление дальнейшего развития человечества и человека.


* * *

Истинной или всеобъемлющей религии среди мировых религий не существует, поскольку каждая религия имеет в своей основе существо или сущность какого-либо плана бытия, образовавшего эту религию. Следуя религии, человек не может подняться выше того плана сознания, к которому принадлежит её основатель. Но известно, что человек может родиться в религиозной семье, исполняющей обряды и ритуалы одной религии, но осознав её предел, начать искать истину в другой религии. Это происходит довольно часто и с этим, в том числе, связаны неприязненные отношения между религиями – каждая из них служит своему божеству и имеет свои цели. Однако ни одна из мировых религий не может описать мирозданье во всей его целостности и полноте, потому возникает конфликт между религией и наукой, когда научные исследования выходят за рамки религиозных представлений. Такой же конфликт вечно существует и между религиями, поскольку каждая из них имеет свою систему ценностей, присущей тому плану бытия, откуда явлена данная религиозная догма. Это выгодно силам, манипулирующим сознанием людей, которые сталкивают религии в религиозных войнах и конфликтах. Часто установки одной религии позволяют порабощать представителей другой религии, стремясь уничтожить её полностью или использовать в корыстных целях, для чего уничтожаются ведущие представители такой опальной религии. Этот процесс шёл в Европе, когда католики стремились уничтожать кельтов, которые смогли сохраниться до наших времён, хоть и понесли значительный урон. Так же воюет иудаизм с другими религиями, особенно с исламом и христианством византийского толка. Так же христиане византийского толка уничтожали дохристианское Православие, являющееся исконной религией славян русичей. Кроме этого, представители одних религий спокойно могут паразитировать на других, считая это целью своей религии. Вот только дружба между различными религиями практически не возможна, хоть вполне возможны дружеские отношения между отдельными представителями разных религий и разных народов или совместные действия в случае смертельной опасности. Ну а уж межрелигиозные и межнациональные браки известны с незапамятных времён, однако не каждый брак бывает счастливым и не всегда заключается по согласию сторон. Отношения в браке следует стремиться строить в наиболее высокой своей форме, но для этого необходимо, чтобы оба супруга имели высокий духовный потенциал и стремились проявить его в отношениях между собой.

См. далее
Формирование мировоззрения, позволяющего осознать истинность других мнений и убеждений в иных, чем у нас условиях, и в то же время ограниченность этой истинности, и позволяет осуществлять движение на более высокий уровень сознания. Это допущение предполагает возможность помощи другим в осознании того, что может мешать им на пути духовного развития. Поэтому интегральная йога не может обходить стороной взаимоотношения как между отдельными людьми, так и между различными группами людей, объединёнными по возрастному, профессиональному, национально-культурному, религиозному или иному признаку. Правильное понимание сути таких отношений на различных уровнях, является важной частью внутренней работы. На самом деле это отношения различных проявлений Божественного в материальном мире, где идёт постоянная борьба и где результатом этой борьбы является рост сознания части человечества. Однако существующая в мире социально-экономическая и построенная на её основе политическая система далеки от истинности, что и накладывает определённые ограничения в росте сознания людей, но одновременно представляет и прекрасное поле для сознательной деятельности. С другой стороны, имеющиеся препятствия служат для того, чтобы человечество преодолело их, совершив необходимую для этого внутреннюю и внешнюю работу с тем, чтобы те, кто стремятся к эволюционному росту, смогли накопить необходимые силы и подняться на очередную ступень, что создаст и более благоприятные условия для роста сознания всех остальных. На вершине этой своеобразной пирамиды сознания был и остаётся пока в одиночестве, Шри Ауробиндо, но все, кто стремится подняться на следующий план, обязательно будут увлекать за собой других и этот процесс, являясь естественным и необходимым, не закончится с появлением первого полностью супраментального существа на Земле, а явится фактором, резко ускоряющим эволюционный процесс в каждом человеке. Можно предположить, что 2012 год явится одной из дат, когда эволюционный процесс получит серьёзное ускорение.

* * *
См. далее
Процесс эволюции сознания можно выразить с использованием технических терминов, используя аналогию, поскольку сознание имеет волновую форму, базирующуюся на корпускулярной основе – физической материи. Всем известно со школы, что существуют радиоволны различной длины, соответствующие различным частотам: длинные волны имеют наименьшую частоту и для передачи информации с их помощью требуются наибольшие мощности передатчиков и наиболее простые приёмники. Средние волны имеют более высокую частоту, распространяются на несколько большие расстояния и мощность передатчиков может быть ниже, но сами передатчики совершеннее, а радиоприёмники для их приёма требуются более чувствительные. Короткие волны при меньших мощностях передатчиков, распространяются на огромные расстояния, но и передатчики и приёмники для их приёма требуются более совершенные. Ультракоротковолновый диапазон имеет качественное отличие от предыдущих: здесь есть возможность передавать не монофонический, а стереофонический сигнал, но для этого приёмник должен быть кардинально более сложным, а передатчик может иметь небольшую мощность, но сложность его возрастает ещё больше. Однако для приёма УКВ сигнала необходимо находиться в зоне прямой радиовидимости передатчика. Но это на земле, а в космосе сигнал УКВ распространяется на любые расстояния и с его помощью можно осуществлять межпланетную радиосвязь, которая и используется все активнее (например, спутники – ретрансляторы). Здесь человечество старается техногенными средствами получать и передавать всё большие объёмы информации, что является отражением аналогичного процесса, идущего в области эволюции сознания.
Совершенно аналогично в процессе роста сознания человек сначала воспринимает самую элементарную информацию, касающуюся только физического тела. На более высоком уровне осознаются эмоции и человек способен фиксировать сознанием их активность. В процессе роста сознания, появляется воля, способная контролировать не только физические движения, но и управлять своими эмоциями. Этот уровень таит множество соблазнов, поскольку при развитии вширь позволяет навязывать свою волю другим людям – силой или обманом. Следующий уровень активизирует сознание сердца и у человека появляется совесть, как манифестация его истинного Я. Дальнейшее расширение сознания позволяет сформулировать и донести до людей те знания, что способны объединить людей, стремящихся познать мир в его более полном виде – приблизиться к истине. Более активное глубокое познание мира собственными средствами происходит на следующем уровне. Когда же человек начинает осознавать неотделимость себя от всего сущего, его сознание поднимается на уровень, который делает его способным понять глубинный смысл того, что нас окружает. Каждый раз при этом человек, являющийся сложной многоуровневой корпускулярно-волновой системой, осваивает новый диапазон всё более высоких частот. Особенность этого процесса в том, что более высокие частоты, соответствующие боле высоким уровням сознания, позволяют включать в доступную для восприятия область бытия всё более тонкие проявления человеческой психики и в дальнейшем видеть связь индивидуальных процессов с коллективными и, впоследствии, с глобальными и космическими.
См. окончание.
Человек с более простым строем психики воспринимает только элементарные проявления природы и людей, поскольку способен воспринимать окружающее и себя в диапазоне самых длинных волн – наиболее низких частот сознания. Развитое сознание способно воспринимать мир на более коротких волнах, на более высоких частотах, а это позволяет использовать значительно больший объём информации и понимать мир более глубоко, осознавая срытые на более низких ступенях процессы. Однако, выходя за пределы радиоволн, используемых для связи и вещания, человечество вступило туда, где реально существуют частицы, не взаимодействующие с проявленной материей, но пронизывающие всё пространство. Обнаружение нейтрино явилось своеобразным предшественником проявлению в нашем мире супраментального света в более полной мере, а работы на коллайдере могут явиться ещё одним шагом в материальном плане для познания природы, как материальной части Бога, в наиболее тонких её проявлениях. Как для проведения физических исследований такого уровня требуется использование всех предыдущих достижений науки, так и для проявления супраментального сознания требуется максимально высокие частоты – вибрации самого сознания, способного проникнуть в суть и смысл окружающего нас мира. Необходимость для этого систематизации и увеличения знаний становится очевидной.
Человек, стремящийся реализовать себя в концепции интегральной йоги, не должен держаться за существующие ныне догматы, будь то наука или религия, а включать их, как новые фрагменты в своё всё расширяющееся сознание. Существующие для этого практики перепросмотра, медитации, молитвы, обучения и многие другие могут помочь активизировать этот процесс. При этом имеющиеся у человека знания и взгляды перестают быть вершиной его достижений, но занимают другое место в его существе, уступая более широким и глубоким взглядам и знаниям. Процесс этот бесконечен, как бесконечна эволюция сознания. Супраментальное сознание не будет проявлением какой-то одной системы религиозных или научных взглядов, а будет включать в себя их все вместе, взятые в наиболее истинных их проявлениях. Но с более активным проявлением супраментального света в нашем мире эго (и личное и корпоративное), будет трансформироваться а люди, стремящиеся держаться за его догмы, эволюционировать не смогут, пока не смогут изменить свой внутренний строй. Поиск истины в своём сердце обязательно должен сопровождаться и получением новых знаний о проявленном мире.
Цитата:
"Поиск истины в своём сердце обязательно должен сопровождаться и получением новых знаний о проявленном мире. "
Получение новых знаний о проявленном мире - это процесс увеличения количества. Достигнув критической массы, оно переходит в качество - выход на новый уровень сознания. Однажды для каждого духовного искателя наступит момент, когда увеличение знаний именно о проявленном мире становится бесплодным. Для перехода в новое качество станет необходимым количество "информации" другого рода. Думаю, человек хорошо это чувствует - у него пропадает интерес к тому, что его вчера волновало. Появляется стремление к чему-то другому.
В конце 70-х, когда я пришла на работу после института, были такие мероприятия как политинформация. Я, салага, сменила на этом посту политинформатора с большим опытом и глубокими политическими знаниями. Когда я его спросила, почему Вы отдаете свое дело в мои неопытные руки, он ответил: "Я понял глубинную суть этих знаний, и это занятие стало мне не интересно". Меня поразила тогда эта мысль. Прочувствовала я ее позже.

И еще вопрос к Владимиру, а может и ко всем. Вы сами имели переживания, связанные с пробуждением психического вроде того, что описал Александр?

Цитата:
И еще вопрос к Владимиру, а может и ко всем . Вы сами имели переживания, связанные с пробуждением психического


-Да
Пробуждение психического существа у разных людей происходит совершенно по-разному. Человек может родиться с пробуждённым психическим, или это может произойти в детстве, или в более зрелом возрасте. Пробуждённое психическое готовится к выходу на передний план и помогает человеку двигаться в этом направлении своим собственным, персональным путём, но человек может этого совсем не ощущать. Пробуждённое психическое формирует интерес человека к духовному развитию, чем бы профессионально человек не занимался. Это может проявляться в неодолимом стремлении к поиску и воплощению истины в виде идеи, требующей реализации, которая может изменить состояние науки или культуры всего человечества, своего народа и страны или небольшого количества людей – в зависимости от миссии этого человека.
При просветлении происходит соединение сознания с психическим существом и с другими частями его существа – его высшим Я, менталом, виталом и иногда с физическим умом. Если у человека очищен и развит ум, то при соединении с психическим, он получает способность переводить знание сердца на понятный для человека язык терминов и раскрывать глубинный смысл известных понятий. Такой человек может стать великим писателем и поэтом, уровня Александра Сергеевича Пушкина, но говорить о его просветлённости трудно, хотя бы потому что он участвовал в дуэлях. Однако состояния временного выхода психического – озарения у него были неоднократно.
Величайший учёный двадцатого века – славянин Никола Тесла, открывший энергии, неизвестные до сих пор официальной науке, не смог бы ничего сделать, если бы его психическое не способствовало бы такому прорыву творческой силы, проявившейся в его уме и витале, что дало ему способности привлекать необходимые средства, требовавшиеся для сложнейшей работы. Но поскольку человечество нравственно не было готово к его открытиям, почти все материалы, остававшиеся у него, он, видимо, уничтожил.
Если у человека при выходе психического на передний план наиболее подготовленной является витальная часть, он может стать святым, к мнению которого будут прислушиваться не только приходящие к нему паломники, но и сильные мира сего. Примером этого является Сергий Радонежский, благословивший Дмитрия Донского на битву с Мамаем на Куликовом поле. Однако князь Дмитрий Донской был благословлён не как командующий, а как простой ратник. Человек, у которого психическое соединяется с физическим умом, может стать непобедимым богатырём, защищающим свою родину, как Илья Муромец – нетленные мощи Ильи Муромца позволяют предположить его просветлённость.
В экстатических состояниях святые или великие йоги испытывают неземное блаженство и огромную радость истинного бытия, но понять это возможно, только испытав лично хотя бы малую долю этого, а описывать такое состояние довольно трудно.
Когда психическое выходит на передний план, это сопровождается ощущением яркого внутреннего света, исходящего из сердца и охватывающего почти всё существо. Это сопровождается сильнейшим эмоциональным подъёмом и ощущением величайшей любви ко всему сущему. Становится ясным многое, что было не понятным ранее. В это время не ощущается даже возможности сделать что-то ложное, потому что яркий золотистый свет даёт ощущение светлой радости пребывания в состоянии истины и не позволяет от неё отклониться. При этом через всё существо проходят энергии высочайших вибраций и огромной силы, очищая всё существо от лжи, и это часто воспринимается окружающими. В этот период во внешнем мире может произойти только то, что является прямым проявлением воли психического. Однако ограниченное понимание смысла происходящего и стремление использовать в личных целях эту силу может привести к тому, что просветление не наступает, а становится озарением – временным выходом психического. Эго при этом не полностью разрушается, а трансформируется, получая более высокие вибрации, и оказывается возможным в своей жизни многое изменить.
В это время состояние всеобщей, тотальной, всепроникающей любви поглощает полностью и становится трудно выполнять привычную работу и даже разговаривать – для этого нужно думать, а ментал в это время трансформируется и ему, как процессору, занятому на 100%, нужно находить возможность решить ещё и другие задачи. Это даёт, как показалось, сильное замедление мыслительных реакций. Но такое обилие энергии позволяет не уставать очень долго. Однако это не просто эйфория, а вполне осознаваемое проявление Божественного в собственном существе и спутать это ни с чем невозможно. Видимо, у абсолютного атеиста такие переживания будут иметь другое истолкование и он не сможет понять смысла происходящего, но и у атеиста просветление так же возможно, поскольку психическое способно преодолеть и преграду атеизма. Павел получил просветление, преследуя христиан, но в результате сам стал христианином и апостолом. А сопровождавшие его иудеи видели физическим зрением заполнивший всё пространство свет, но смысла этого не поняли.
Просветление полностью трансформирует сознание человека и его судьбу, а озарение только частично. Человек может стремиться к просветлению всю жизнь и не получить его. Известны случаи ложного просветления. Если человек честен сам с собой, он будет способен определить это. В любом случае, эмоциональное состояние человека играет важную, но вовсе не главную роль и на эмоциональную сторону лучше особого внимания не обращать. На мой взгляд, именно в этом состоянии возможна наиболее полная сдача Божественному, для которой не нужно специальных усилий или каких-либо приёмов – следует только не мешать этому и как можно полнее воспринимать состояние света, позволяя ему наполнить все уголки существа. Однако этого может не произойти никогда, если человек не устремлён к высшему, в чём бы это не проявлялось.
Сдача Божественному может проявляться, как служение психическому, исполнение его воли, но своими усилиями и средствами. Психическое, находящееся в непосредственной близости от сознания, даёт способность сознанию воспринимать чужой опыт, как свой собственный.