ВНИМАНИЕ: На форуме действует премодерация сообщений. Комментарии становятся доступны для просмотра только после одобрения модератором.

sflash (2007-01-04 17:47:24)

Многое зависит от того, в каком контексте (иными словами, в рамках какого духовного или научного учения) вы пытаетесь ответить на этот вопрос. Абстрагироваться от всего и дать универсальное, подходящее всем определение – это сродни построению "Общей Теории Всего На Свете", на мой взляд по крайней мере. Но в любом случае, удачи вам! Кстати, интересно будет узнать о результатах (пусть даже и промежуточных). Если будет желание, делитесь мыслями. Мне, во всяком случае, будет интересно.

Не буду растекаться мыслью по древу, и приведу определение, которое дает аналитическая психология – мне оно очень нравится, поскольку дает достачно ясную картину (в рамках своей модели, естественно).

Сознание есть свойство Эго; это функция, связывающая Эго с различными психическими содержаниями. Так называемые бессознательные явления — это те, которые не имеют никакой связи с Эго. Эго не идентично сознанию, оно всего лишь центральный комплекс сознательного разума. Это центр самоидентификации, местопребывание индивидуальности, комплекс представлений относительно своего тела, своего местопребывания в мире, данными памяти, идеями относительно своего прошлого и будущего бытия.

Образно это можно представить в виде радиолокационной станции. Эго в таком случае – станция, сознание – радиоволна, сфера сознания – все область, которую может обозревать станция. Пример, конечно, только для первого приближения.

Эдвард Эдингер говорит: "Под сознанием я понимаю некую субстанцию, психический материал, как правило, невидимый и неосязаемый для чувств. Вопрос в данном случае в том, как мы понимаем слова «психика» и «психический». До тех пор, пока мы на собственном опыте не убедились в существовании психической реальности, нет смысла продолжать обсуждение этого вопроса. Лишь при наличии опыта переживания психической реальности можно постичь идею психической «субстанции». Все психические содержания, скажем так, обладают субстанцией, если они воспринимаются как объективная реальность. Что же тогда является отличительным признаком психической субстанции сознания? Сознание — это психическая субстанция, связанная с эго. Или, если быть более точным, психические содержания, существующие изначально, актуализируются и обретают субстанцию, когда они соединяются с эго, т. е. когда они отчетливо осознаются индивидом, готовым подтвердить факт их присутствия в своем сознании.
Этот процесс, посредством которого ряд психических содержаний — комплексов и архетипических образов — соединяется с эго и тем самым порождает психическую субстанцию сознания, называется процессом индивидуации. Наиболее характерной чертой этого процесса является борьба противоположностей — эго и бессознательного, Я и не-Я, субъекта и объекта, собственной личности и «другого». Таким образом, можно сказать, что каждый раз, когда происходит конфликт между противоположными установками или когда личное желание или идея встречают возражения со стороны «другого» (изнутри или извне), то появляется возможность дальнейшего развития сознания." (Эдингер "Творение сознания")

Вообще, более подробно смотрите в первоисточниках: Иоланда Якоби "Психологическое учение К.Г.Юнга", работы самого Юнга "Эон", "Тавистокцие лекции". Библиотека работ АП есть на http://psilib.narod.ru/ и http://www.jungland.ru/

Чем мне нравится это определение. Тем, что, в отличие от различных духовных учений, здесь сознание не превращается в еще одну независимую сущность, которую непонятно куда пристегнуть. Все на своем месте. С др. стороны, это определение позволяет описывать все наблюдаемые феномены, не упрощая и не уплощая их.
(3-15 символов, а-яА-Яa-zA-Z0-9._-)
(3 символа мин., 10 000 симв. макс., 60 симв. в одном слове макс.)