Два подхода

Есть ли разница в этих двух подходах,начинать наблюдать с тела,потом эмоции и так до ума добраться,как у П.Зорина, снизу вверх получаеться? Или как у Шри Ауробиндо сверху вниз, сначала наблюдаешь ум, потом эмоции и т.д. В книге Сатпрема "Путешествие сознания" всё это описано. Хотя конечно тело легче наблюдать оно грубее.
Ну а зачем вам вообще всё это нужно ? Зачем вам это наблюдение ?
Марат 10.03.2011 12:20:59 Есть ли разница в этих двух подходах,начинать наблюдать с тела,потом эмоции и так до ума добраться,как у П.Зорина, снизу вверх получаеться? Или как у Шри Ауробиндо сверху вниз, сначала наблюдаешь ум, потом эмоции и т.д. В книге Сатпрема "Путешествие сознания" всё это описано. Хотя конечно тело легче наблюдать оно грубее. Если вводить сознание в тело, то надо начинать сверху, потому что нижние части тела связаны с тёмными мирами, и начинать снизу опасно. Пётр Григорьевич говорит о формировании внутреннего свидетеля, и в этом случае сознание фиксирует движения иным образом. Сначала свидетель появляется в витальном уме, потом в ментале, когда начинаем следить за эмоциями, потом он перемещается ближе к психическому, когда наблюдаем за менталом. Различные цели - различные методики.
Вообще то у Шри Ауробиндо всё по другому классифицированно. Наблюдаешь за мыслями формируется ментальный свидетель(внутреннее ментальное), хотя Свидетель он один. Наблюдаешь за эмоциями,чувствами,желаниями всё это относится к витальной сфере, соответственно формируется витальный свидетель, за телом наблюдаешь формируется внутренний свидетель тела(тонко-физическое).Что вы имеете ввиду "начинать снизу опасно и нижние части тела "? Я же не собираюсь наблюдать за ногами,если вы эти нижние части тела имели ввиду, а за всем телом,что включает и ноги, и движение тела, ну короче все телесные ощущения. Когда я говорю снизу вверх, я же не имею ввиду поднятие Кундалинии и что-то подобное, а всеволишь наблюдение за телом, и выше эмоции, и так до ментала. Ведь по чакровой системе, сверху сначала идут ментальные центры, потом витальные и т.д. Вопрос то и заключался есть ли, или нет принципиальной разницы начинать наблюдать сначала с ментала, потом витал и потом тело или наоборот? Наблюдать за мыслями, эмоциями сложнее они тоньше по восприятию, чем тело. Просто это у меня давно вопрос выбора.Если наблюдаешь за мыслями, то когда тихо вокруг их замечаешь и они со временем мешьше становяться,но когда ты на работе или разговор с кем то, ты их неуспеваешь замечать и уже в голове всякие мысли о чём то. Поэтому мысли,эмоции они тоньше для восприятия и их труднее на входе замечать. С телом свои трудности, хорошо когда за движениями наблюдаешь,с этим всё нормально, но когда болевые ощущение, очень трудно и мучительно наблюдать боль.Ведь когда наблюдаешь тело, ты становишься бдительным и чувствительным (если это болевые ощущения), ко всему что происходит в теле. Это я к тому что недавно шея всю неделю болела, и какой там отстранённо за этой болью наблюдать,пробовал и наблюдать её, боль только от этого усиливается.Когда боль она автоматически к себе привлекает внимание.
Марат, по поводу основного вопроса мне особо нечего сказать. Соглашусь с Алексеем: зачем нужно что-то делить? Если Вы идете(едете) на работу(с работы), пожалуйста, прорабатывайте остановку мыслей. Кто-то толкнул или грубо сказал что-то - тут же идет проработка витала. За телом следим во время физических нагрузок. Словом, на мой взгляд, разделять что-то и фиксировать в уме эти разделения не стоит. Будем гибкой, текучей, меняющейся субстанцией, прорабатываем в данный момент то, что имеет место быть проработанным. А, по поводу боли, здесь возможно нет результата из-за недостаточного внимания к этой боли. Кртишнамурти говорит, что в таких случаях мы должны быть настолько внимательными, чтобы самим стать этой болью - "наблюдающий становится наблюдаемым". Чтобы было более понятно: как это быть внимательным, позвольте привести небольшой отрывок из последней прочитанной книги, "- Хорошо, - заключает тренер, - давайте возьмем одну из этих головных болей и устроим процесс, который покажет, что вы не умеете наблюдать. Я не имею в виду хронических головных болей. Я имею в виду боли, которые продолжаются часов пять - шесть. Хочет ли кто-нибудь выйти, сесть на этот стул (он кладет руку на спинку стула) и быть перед группой со своим переживанием головной боли? Из большого количества желающих сообщить о причинах головной боли осталось теперь только трое. - Хорошо, Джоан. Не хочешь ли ты? - Она выходит на платформу. - Как давно у тебя болит голова? - Около часа. - Хочешь ли ты быть со своим переживанием головной боли перед группой? - Да, - спокойно отвечает Джоан. Тренер сажает ее на стул. - Хочешь ли ты сейчас пережить головную боль перед всеми, и если она исчезнет, то пусть исчезнет, а если останется, то пусть останется? - Да. - Хорошо, Джоан. Расслабься, закрой глаза, войди в свое пространство. Тренер дает ей минуту. - Прекрасно. Ты готова? - Да, я готова. - Джоан, опиши нам свою головную боль. Расскажи о своем переживании. - Это как давление в голове. - Где в голове? - У... позади глаз, позади бровей. - Прекрасно. Какой она величины? Аудитория сосредотачивается. Джоан секунду думает. - Как кирпич. От виска до виска. - Какого цвета? - Красного. - Прекрасно. Какой формы? - Продолговатой, с острыми краями. - Как далеко за глазами? - Около половины дюйма и дюйма два в глубину. - Хорошо. Какой величины? Джоан сосредотачивается. - С кирпич. - Какого цвета? (Пауза.) - Оранжевого. - Хорошо, какой формы? - Как округлый гладкий кирпич. - Какой величины? - Как губка. - Прекрасно. Какого цвета? Аудитория притихла. - Оранжевого с серым. - Какой формы? Джоан колеблется. - Она тает. Как растаявшее мороженое. - Хорошо. Какой величины? - Может быть, с мяч для гольфа. - Какого цвета? Она колеблется. - Желтого с серым. - Какой формы? - Круглой. - Какой величины? Джоан молчит почти пятнадцать секунд. В зале полная тишина. - Ее почти нет, - удивленно говорит Джоан, - она не больше горошины. - Прекрасно. Какого цвета? - Ммммм... никакого, она прошла, ее больше нет. Джоан открывает глаза, снова закрывает и повторяет: - Она прошла. - Спасибо, Джоан, - говорит тренер. Аудитория взрывается бурными продолжительными аплодисментами." Или пример работы с виталом: "Попытка изменить переживание усугубляет его. Воспроизведение переживания, приятие, пребывание в нем, наблюдение заставляют его исчезнуть. Это чушь. Но работает. Единственный способ перестать что-либо переживать - к этому надо прикоснуться. Это совершенно невозможный парадокс - если ты что-то полностью пережил, то переживание исчезнет и появится новое. - Я никак не пойму. - Это потому, что ты в своем глупом уме. Я не хочу, чтобы ты это понимал. Понимание - приз для дураков. Это надо попробовать и пережить. Ты можешь даже пере-пережить свою жоп.....сть. Джери напрягается. - Может быть, это ты - ж.па, - говорит он. - Отлично. А теперь прикоснись к своей злости. Смотри на то, что ты переживешь прямо сейчас. - Ты - тупой фашист! - ЭТО НЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ! - Кричит Тренер, подходя к Джери. - ЭТО ВЕРОВАНИЕ! СМОТРИ! СМОТРИ НА СВОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ! Я хочу, чтобы ты наблюдал и прикасался к тому, что ты сейчас чувствуешь. - Я бешусь. - Это ближе. Что именно ты сейчас чувствуешь? Джери колеблется и, кажется, начинает себя исследовать. - Мышцы напряжены, живот бурлит, и ты - фашист. - Хорошо! Два переживания и верование! - говорит тренер. Он стоит рядом с Джери и кажется маленьким по сравнению с ним. - Какие мышцы напряжены? - На руках и челюстях. На животе. - Прекрасно. Где на челюстях? - Вот здесь... вот эти, - говорит Джери и показывает возле уха. - Хорошо. Где на животе? - У... здесь, - говорит Джери и показывает повыше пупка. - Сколько в глубину? - Около двух дюймов. - Хорошо. Это боль, тяжесть или что? - Это... ух... просто чувство, напряжение. - Хорошо. Опиши, что происходит с мышцами рук. - Они все еще слегка напряжены. - У тебя в руках две ебаные мили мышц! Где именно? - В пальцах и вокруг плеч. - Прекрасно. Расскажи точнее, какие ощущения у тебя в пальцах. Джери шевелит пальцами. - Они... уже в порядке. - Прекрасно, посмотри снова на живот. Опиши, что ты чувствуешь. - Тяжесть выше пупка. - Какой она величины? - С мяч для гольфа. - Сколько в глубину? - Должно быть, два дюйма. - Прекрасно. Какого она цвета? - Цвета? - Какого цвета тяжесть? Джери долго стоит с опущенной головой, вглядываясь в себя. - Нет, не могу сказать. - Хорошо. Тогда скажи, какой величины тяжесть сейчас? Джери колеблется. - Она... ух... там ничего больше нет. Нет тяжести. - Я вижу. Ты все еще чувствуешь злость? Джери застенчиво улыбается. - Нет. - Ты все еще воспринимаешь меня как тупого фашиста? Джери улыбается. - Когда ты спросил, я почувствовал волну раздражения, но... в основном... нет. Фашист, может быть, но не тупой. - Ты прикоснулся к своей злости, и она исчезла? Секунду Джери неуверенно переминается с ноги на ногу. Затем он трясет головой и усмехается: - Она явно исчезла. - Что бы произошло, если бы я пять минут назад попросил тебя взять себя под контроль, превратить свою злость в миролюбие, раздражение - в любовь? - Я бы сказал, чтобы ты заткнулся... я бы продолжал злиться... - Стало бы хуже? -Да... - Спасибо."
Смысл того, чтобы начинать с физического тела, в том, что наблюдать всегда может та часть существа, что имеет более высокие вибрации, чем наблюдаемая. За физическим телом в этом случае, наблюдать проще всего. Поэтому из ментала легче наблюдать за физическим телом и за эмоциями, а из области, связанной с сознанием сердца (психического) – за мыслями. Когда свидетель в этой части сформируется, возможно переходить к тем частям существа, что имеют более высокие вибрации. Сознание сердца включает в себя опыт, что пригоден для него, и использует для этого все инструменты, доступные для него. Психическое, через формирование свидетеля, взаимодействует с другими частями существа, общается с ними, получает собственный опыт. Истинный ментал участвует в этой работе при наблюдении за мыслями, но скорее, как источник покоя для сознания (свидетеля), наблюдающего за внешним менталом и для успокоения внешнего ментала. Свидетель является одновременно и частью психического, и частью внешнего существа. Если удаётся наблюдать за любой частью существа, то нет нужды обязательно начинать эту работу с физического тела, а формировать свидетеля там, где это сейчас доступно. Свидетель является частью, представителем Истинного Я в той части существа, на которую направлено внимание. Это своеобразный мостик, связывающий Истинное Я, и внешнее существо. С болью всё обстоит так, как вы описываете, потому что чем сильнее концентрируется внимание на объекте, тем больший объём этого объекта отображается в сознании. Но если не давать боли захватить сознание, а наблюдать за ней отстранённо, то можно поучить другой опыт. Тогда ощущение боли можно локализовать и даже выключить, но для этого нужно иметь очень сильную волю. Когда речь идёт о введении сознания в тело, то смысл процесса уже другой. Свидетель в этом случае, должен быть уже сформирован, и передавать собственные, весьма вибрации сознания в области тела, куда вводится сознание. В этом случае сознание не наблюдает, а проникает в эти чести существа, и оно может быть захвачено силами, проникающими через низшие чакры из очень тёмных миров. Через муладхару в сознание могут проникать очень низкие, разрушительные вибрации, если в сознании тела нет достаточно мощных вибраций более высокого плана следующей чакры. Здесь идёт речь об инволюции сознания в материю физического тела, чтобы сознание тела могло эволюционировать.
Марат - "Вообще то у Шри Ауробиндо всё по другому классифицированно." Ну и следуйте Шри Ауробиндо. Следуйте за Матерью. Кто вам ближе? Некоторым ученикам он в качестве подготовки рекомендовал проводить разделение Пуруши и Пракрити, наблюдая за движениями в себе "собственной" природы. По разному... Я вопросы не зря спросил. Вы не ответили. "Зачем вам это нужно ?" Не именно эта практика, а вообще... Что вас толкает на поиск. Этого и держитесь. Гуру, Мастер Йоги внутри вас, его нет вовне. И Шри Ауробиндо там же, и Мать. И если вам хватит стремления и искренности дотянуться до него - он вам обязательно ответит. Дерзайте. Ведь всё возможно :) , помните все Невозможности только у нас в голове. По поводу наблюдения. Обычно наблюдается то, что находиться в вашем активном сознании. Да и что такое проявленная индивидуальность, это отражение того, что есть в универсуме, того, с чем имеешь сознательный контакт - связь. С некоторыми "вещами" в Универсуме вы может никогда и не "познакомитесь". Да и сложно применять жесткую практику разделений на ментальное витальное и физическое, этого четкого разделения на самом деле нет, оно только в нашей голове ))
Алексей С. 11.03.2011 10:12:02 Да и сложно применять жесткую практику разделений на ментальное витальное и физическое, этого четкого разделения на самом деле нет, оно только в нашей голове )) Если разница между витальным умом и обычным менталом, действительно небольшая, и определяется сперва только по их реакциям, то когда сознание выходит из постоянной опеки меентала, становится очевидным, что между ними есть зона, где эти два типа разума переходят один в другой. Утверждать, что разницы между ментальным и физическим нет, вообще странно. Это всё равно, что утверждать, берега реки и речная вода, это одно и то же, а разница в них только в голове наблюдающего реку. А вот "жёсткой" практики, где все делают одно и то же упражнение, здесь действительно, нет, поскольку все люди разные, и индивидуальные особенноссти позволяют одному делать то, что недоступно на данный момент, другому.
"Утверждать, что разницы между ментальным и физическим нет, вообще странно." Это где я о таком сказал ? :)) я говорил о "жесткой практике разделения". Есть же например "ментальный аспект физического сознания" к чему вы его отнесете к ментальному или физическому ? к какому жесткому плану сознания вы его отнесете при помощи своего разделяющего ума ? :))
Алексей С. 11.03.2011 10:12:02Да и сложно применять жесткую практику разделений на ментальное витальное и физическое, этого четкого разделения на самом деле нет, оно только в нашей голове ))Я именно об этой фразе. Это вы написали, что: "разделение на витальное, ментальное и физическое, происходит только в нашей голове."
Лучше было сформулировать иначе, тогда вопрос был бы ясен и комментариев бы не выызвал. А здесь возможно такое прочтение, которое я и прокомментировал
Алексей и Олег: Наблюдать то что активно в сознании или как Олег говорит едешь в транспорте наблюдаешь за мыслями, тело то вроде спокойно нечего не делает,ну наблюдать особо нечего или когда тело что то делает наблюдаешь за ним. Когда наблюдаешь за телом в движении, на работе, разве мысли никакие не появляются ? Что активно в данный момент по вашему? Есть и движение и размышление в активе. Вначале сложно быть внимательным везде.Я в свое время тоже пытался наблюдать то что активно в данный момент в сознании,но терялся в наблюдении, наблюдаешь за одним неожиданно захвачен другим и т.д. Поэтому лучше ухватится за одним, скажем тело, достигнуть устоичевого наблюдения и идти дальше на эмоции и т.д не теряя наблюдения за телом. Кстати наблюдая за одним чем то не теряя этого наблюдения,легче наблюдать другое, чем прыгать то туда то суда.В итоге придти к такому состоянию когда ты одновременно осознаёшь всё.
По-моему слишком много вопросов, значит, не совсем ясно, в чём основной вопрос. Наблюдать себя, то-есть внимательно изучать, можно в любой момент при любом действии. То наблюдать работу двигательного центра при ходьбе или другой работе, то работу эмоционального центра, то - интеллектуального. Ловить себя на том, что мы целиком зависим от внешних условий и в своих действиях механичны, автоматичны, действуем по привычным программам, один центр вмешивается в работу другого центра, берёт на себя чужую функцию, мы присваиваем себе чужие мнения, чужие идеи, но не замечаем этого, считаем своими. Представляем себя некоторым единством, но при этом постоянно меняемся в зависимости от внешних условий. Дальше необходимо подключать внимание, то-есть волевые усилия, чтобы наводить порядок в нашей машине, которой мы изначально являемся, чтобы не спать всё время, а говорить себе: проснись, ты спишь! Ловить моменты самоосознания и продлевать их волевым усилием. Переходить к самоизменению, сознательной эволюции.