Проблема снимается, если мы перестаем выделять сознание в отдельную сущность, а рассматриваем его как функцию или свойство,
которой обладает точка, условно назовем которую центр самоосознания (мне нравится ее называть Эго-сознание или Я-идентичность). ___
А что же тогда это за точка, этот самый центр самосознания, если не это не отдельная сущность? Здесь при попытке уйти от проблемы нагораживается проблема вообще неразрешимая. Точка может быть сущностью или не может и что такое точка и что такое сущность с позиции сознания? Есть ли сознание в точке или оно только в объёме? Такого рода рассуждения не приведут нас никуда. Это похоже на тот спор, что вели средневековые схоласты по поводу того, сколько чертей поместится на кончике иглы. Невозможно ментальным языком без предварительной настройки на наиболее высокие вибрации, доступные для нашего ума, понять и сформулировать то, что само по себе понимает, отдавая функцию формулирования уму, который сам является инструментом сознания. Толтеки не смогли понять, что такое сознание. Могу предложить то, что говорит шри Ауробиндо о сознании в ХХII томе:
"Сознание есть основа бытия. Энергия движения сознания созидает Вселенную и всё сущее в ней. Не только макрокосм, но и микрокосм это не что иное, как проявление сознания. Сознание не является синонимом ментальной активности человека, но передаёт и выражает самосознательную силу бытия. При этом мышление это меньшее из проявлений этой силы и, причём, не самое высшее.
Везде и всюду сознание – единое бытие, по-разному проявляющее себя, которое в виде энергии созидает миры.
Сознание это реальность, присущая бытию и присутствующая в нём даже тогда, когда оно остаётся не видимым глазу и ни на что не реагируя. Сознание всегда сохраняется, даже когда нам кажется, что оно отсутствует в существе совершенно, на наш взгляд безжизненном и бессознательном. Оно не только сила самовосприятия своего Я и окружающего мира, но и обладает динамической созидательной энергией. Оно способно не только противостоять разнообразным силам, но и само в состоянии вызывать к действию определённые силы."
Сознание существует и в косной материи и в живой природе. Сатпрем работает с сознанием физического тела. Животные обладают сознанием витала, но при этом у витального тела есть свой собственный зарождающийся ментал, который в самой тонкой своей части и осуществляет функции сознания. Ментал, как таковой, состоит из разных частей, зон, областей – называйте как хотите. Сознание есть у каждого слоя ментала, но обычно с человеческим сознанием ассоциируется сознание буддхиального тела (см. статью о тонких телах). Но кроме этого сознания, которое всё-таки сознание ментальное, есть более тонкое, интуитивное. Выше его стоит сознание озарённого разума. Это уже трудно назвать менталом, хоть функции его в значительной степени схожи, но уровень восприятия для обычного человека не достижим в обычном состоянии. Это уже относится к высшим мирам, доступным человеческому сознанию, практически к мирам богов. (Не путать с Богом единым, творцом этого мира.)
С каких позиций воспринимается своё "я" – это для каждого человека очень индивидуально. Но в любом случае воспринимается не истинное Я, а куда более примитивные программы функционирования человеческого существа в проявленном мире, которые все вместе представляют собой наше эго. Другое дело, что без этих программ, ставших на пути осознания психического существа, жить практически невозможно. Но при развитии, расширении сознания и при освоении им всё боле тонких областей бытия эго становится помощником в эволюционной работе, но до определённого уровня.
А вообще тема сложнейшая, но только наши попытки постичь её могут помочь подняться по этой лестнице ещё хотя бы на ступеньку.