Творчество

Стараюсь наблюдать за своим сознанием. Физическое, витал, ментал – неизменно хожу по этому кругу. Надеюсь, что когда-то круг будет разорван. Во фрагменте семинара на тему «Освобождение от привязанности и вера» Зорин говорит о срединной линии, к которой надо стремиться. На пути самосовершенствования надо освобождаться от захваченностей, но при этом во внешнем мире тоже нужно действовать.
Вопрос, что станет побуждать тебя к действию? Голод и холод ? Да. Трудись – и не умрешь с голоду, и детей не уморишь. Это все? Больше нет побудительных мотивов к действиям?
Искать себя в творчестве? Но возможно ли, чтобы творец не был захвачен творчеством. Что он сотворит, если будет остраненным? Значит нужно выбрать «правильную» захваченность? Как раскопать в себе очень глубоко залегающую творческую «жилку»?
Интересное дополнение. В книге П.Зорина «Условия для духовной работы» в главе «Что лежит в основе творчества» читаем: «…в зависимости от того, способны ли мы воспринять Божественную любовь во всех её проявлениях, нам будет дана способность творить или открывать те знания, которым пришло время быть проявленным для людей.»
Зорин ответил раньше, чем кто-то другой. Ну что, Глафира, не дано тебе творить. Сегодня. Божественная любовь тебе кажется Божьей карой и ты считаешь её чрезмерной.
Остается вопрос, какие стимулы для внешней деятельности есть у людей, чтобы не сходя со срединной линии все же не быть живым трупом.

Прекрасный вопрос! Интересный и сложный одновременно.
Начнём с конца. Если вы, Глафира, ищете творческую жилку, вы на совершенно правильном пути. Источником творчества, творческих сил в человеке является психическое существо. Не ум, не витал, и уж конечно, не физическое тело. Физическое тело это вообще прекрасный инструмент для реализации творческих импульсов во внешнем мире. Витальное тело со всеми его уровнями сознания – источник жизненных сил, которые проявляются как эмоции. Эмоции могут быть совершенно разные и их необходимо отслеживать все, причём чем раньше они обнаруживаются, тем лучше. Это сложная и длительная работа, но эта работа даёт прекрасный эффект – витальное тело становится при этом сознательным. Так происходит нисхождение нынешнего, актуального сознания в более плотные структуры. Однако это не только проявленное человеческое сознание наблюдает за эмоциями, за ними наблюдает стоящее за нашим внешним сознанием психическое существо, но мы этого обычно не замечаем. Психическое стимулирует стремление делать эту работу, а следить за своими желаниями очень полезно, даже необходимо. Когда появляется возможность взглянув на себя "со стороны", оценить своё состояние, отделить витальные проявления от ментальных, и обращать своё внимание на то, как ведёт себя физическое тело, на его автоматизмы, это не безцельное хождение по кругу, а постоянная работа сознания, которое уже не захвачено страстями низшего витала, а ведёт более тонкую работу. Это одно из направлений изучения своего существа. При этом формируется внутренний свидетель, о котором в своих статьях и устных комментариях часто говорит Пётр Григорьевич.
Эта захваченность совершенно правильная, поскольку она ведёт к познанию человеком всего себя на всё более тонких уровнях. Работа это долгая, на ней будут и находки и разочарования, и это работа исключительно творческая. Это творчество внутреннее – сотворение самого себя через осознание себя же, но оно вовсе не исключает и творчества в обычном понимании этого слова. Среди постоянных участников семинаров были и есть люди, пишущие неплохие стихи или прозу, занимающиеся художественной фотографией (не профессионально, т.е. не за деньги) на вполне приличном уровне или занимающиеся живописью. Когда человек занимается изобразительным искусством или творит в области словесности, а предметами его творчества является родная природа, единство с которой он чувствует, или судьбы народа, сыном (или дочерью) которого он является, у человека всегда открывается его духовное сердце. А через его творчество с ним самим, его зрителями, читателями или слушателями говорит Родина, являющаяся частью нашей планеты. А душа Родины имеет высочайшие вибрации и неисчерпаемые силы, даже если наши страна находится не в самом лучшем в данный момент состоянии. Так через человека говорит Дух Божий, проявляющийся через душу его народа и в нём лично, а если это творчество внутреннее, это тоже говорит Он, но очень индивидуально, очень интимно (к сожалению, сейчас значение этого слова сильно извратили, привязав исключительно к сексуальной сфере).

Продолжим позже.
О побуждениях к действию (и немного о словах). Голод и холод заставляют работать, продавая результаты своей деятельности (слова раб и работа имеют один корень). Работа в изначальном смысле предполагает исполнение обязанностей для добывания хлеба насущного. Альтернативой этому понятию является труд – творческое выражение себя через общественно полезную деятельность, в чём проявляется любовь Творца, направленная во внешний мир через человека. Поэтому, если мы механически исполняем обязанности за деньги, то мы работаем, а если есть хотя бы минимальный элемент творчества, то трудимся. В астрологии работа идёт в основном по второму дому (заработок, добыча средств к существованию), а труд по шестому (личное служение) и частично по пятому – как творчество. Впрочем, слово "работа" часто используется в другом контексте, как целенаправленная деятельность, поэтому его использование может быть двояким. Эволюционная работа стимулируется никак не голодом и холодом, потому что эти условия соответствуют уровню выживания, а эволюция начинается значительно выше, там, где есть осознанное творчество, но об этом немного позже.
Срединная линия – прекрасный ориентир, если у человека хорошая визуализация. Она может быть чисто белой, но Мать говорила так же о солнечной тропе. Зорин предлагает работать и в таком варианте, когда человек старается увидеть себя на такой линии солнечно-золотистого света, которая идёт из его груди к Солнцу. Очень интересная и эффективная работа, для неё необходимо творческое начало, но лучше её делать в ясную погоду в светлое время суток и повернуться на юг или на восток лицом. Такая работа помогает внутренним изменениям происходить быстро и почти незаметно, часто без внешних эффектов, но вполне ощутимо. Такая практика связана непосредственно с духовной жизнью человека, с его осознанием прошлого и формированием будущего.
Побудительные мотивы к действию человеком часто не осознаются, если смотреть с позиций сознания физического, материального, плотного мира. Плотный мир в физическом теле соответствует уровню муладхара чакры, находящееся в нижней точке тела. Этот центр сознания занят тем, что связывает физическое тело с виталом, давая возможность биологическому существу жить. Устойчивая работа муладхары обеспечивает жизнь человека без сильных потрясений, угрожающих его жизни (в различных аспектах). Здесь наше сознание находится среди безбрежной массы информации, находящейся в безсознательной области. Уровень вибраций безсознательного не содержит в себе ни тонких чувств, ни мыслей, способных их проинтерпретировать. Здесь Свет духовный превращается в тусклое освещение, высокие отношения между людьми опускаются на бытовой уровень и даже ниже, а тонкие движения души не воспринимаются вообще или принимаются за непонятную блажь. Да и Любовь, как движущая психическая сила, превращается в секс, как вариант – в продажную "любовь". Здесь царствует эго и сюда современная идеология пытается опустить сознание всех людей на земле. Кстати, Любовь на самом деле очень не простое чувство и в различных обстоятельствах воспринимается совсем не как любовь, во всяком случае, не как любовь в обычном понимании этого слова. На уровне муладхара чакры оно является просто любовью к жизни, стремлением к выживанию, иногда – любой ценой. (У Джека Лондона об этом написано очень много.) Если у человека активна только эта чакра, он является говорящим и думающим животным, потому что его сознание занято тем же, что и сознание животного – выжить самому, родить и вырастить потомство, для чего необходимо постоянно прикладывать усилия, например делать запасы. Однако здесь есть и проявления любви, которая часто не воспринимается и не может быть сформулирована так, чтобы было понятно другим. Истинная Любовь всегда появляется не только как стремление получить что-то для себя, но и как стремление заботиться о других, о своём (и не только своём) потомстве, о будущем для своего народа, а на высоких уровнях развития и всего населения земли.
Эта забота о будущем и двигает энергию жизни – Кундалини – на следующий уровень, свадхистхана чакру. Здесь расположены слои глубокого подсознания, и любовь воспринимается, как стремление продолжить род, для чего необходимо правильно воспитывать детей. Однако разделить правильное от неправильного здесь часто мешает стремление потребить все доступные ресурсы, чем и занимается сейчас значительная часть человечества. Потребление в необходимых пределах является средством к освоению сознанием следующих высот, но та вакханалия потребительства, которая развернулась сейчас, ведёт людей в очередной тупик, который проявляется движением по кругу в горизонтальной плоскости. А поскольку время сейчас сильно увеличило скорость – изменения, затрагивающие многих, происходят значительно чаще, событий происходит больше, то движение исключительно в горизонтальной плоскости неминуемо приведёт к понижению уровня сознания. Это может быть понятно, если принять, что события поступают в наш мир с более высокого плана сознания, т.е. сверху, создавая нисходящий поток. Поэтому для того, чтобы оставаться на том же уровне, нам необходимо обязательно стремиться вверх.


Закончу позже.
Позвольте вопрос. О вынужденном пробуждении в себе творчества или интереса к работе.
Например, нужда меня заставляет выполнять какую то работу, которая раньше мне была сосвсем не интересна, то допустимо ли усилием воли пробуждать к нему интерес или увлечённость? Я хочу смотреть на это с позиции Души или Психического, и не будет ли это противоречить моей индивидуальности, т.е. не "сломаю" ли я себя? Может ли душа в качестве опыта принять какую либо деятельность, которая не увлекает личность - и тогда это уже будет новая карма... а о любимом деле тебе придётся на время забыть? (т.к. оно пока не приносит дохода). Так, если я не буду себя "подстёгивать" в новой работе, то подвергнусь силам хаоса и тамаса, а потомоу выход вижу только в том, чтобы "уйти с головой" в эту работу, если уж работать...
Прошу прощения за неясность формулировок, очень тудно распутать этот клубок внутренних противоречий, но как-то надо разобраться с этими состояниями...
И могут ли помочь сновидения? Например, мне снилось, что я хожу по воде и взбираюсь в гору, а перед этим я думал о совершении "невозможного" для себя (преодолении себя), и тут хождение по воде может символизировать невозможное, а поднятие на гору - я потом прочитал статью П.Г.Зорина "Почему трудности кажутся непреодолимыми", где он пишет, что тамасичная часть витала всегда предпочитает "обойти гору", тогда как надо на неё подниматься, если это необходимо...
Но если я делаю выбор, то это уже не будет вынужденным... Хотя кто во мне делает выбор, я не знаю - возникает ли интерес, подворачивается ли случай...
Окончание ответа.


Подняться выше других по социальной лестнице, управлять другими можно тогда, когда осваивается манипура чакра, она даёт власть над проявленным миром в различных проявлениях. Нельзя быть даже маленьким начальником, если манипура неразвита. Но любое руководство предполагает наличие ответственности руководителя за подчинённых, что само по себе есть дорога на план анахата чакры – уровень сердца. С другой стороны, руководитель должен заботиться о необходимом уровне обеспеченности подчинённых и средствами производства и оплатой их труда. Это показывает степень его состоятельности, как начальника, а говоря другим языком, степень проработанности свадхистхана чакры и своей личной и коллективной, групповой.
Анахата, сердечный центр, может быть раскрыта в фоновом режиме, тогда проявляются самые необходимые элементы творчества в личной жизни, на работе и при руководстве коллективом. Здесь проявляется не хваткость, как на муладхаре, не стремление получить всё возможное, как на свадхистхане, и не желание править всем доступным в окружающем мире, как на уровне манипуры. На этом уровне личный эгоизм отступает, и человек делает свою работу для других, часто не задумываясь об этом, считая такое положение дел естественным. Например, директор завода, выпускающего оборудование для добычи полезных ископаемых, пригласил на предприятие телевиденье, чтобы способствовать созданию определённого имиджа предприятия и собственного, как директора. Телевизионщики снимали рабочих, занимавшихся отладкой оборудования, и взяли у одного из них интервью. Рабочий сказал при этом: "Мы создаём продукцию, которая создаёт огромному количеству людей рабочие места". Это было то, что его беспокоило и лично и в масштабах страны, поскольку происходило в середине девяностых, когда народное хозяйство и промышленность рушились. А директор, увидев это интервью по телевизору, сказал: "Я никогда об этом не думал". Не думал, но делал, и делал прекрасно. Это показывает, что осознание результатов своих действий может происходить значительно позже и под воздействием совершенно различных факторов.
Осознание происходящего иногда начинается на уровне обыденного, механического ума, управляющего вишудха чакрой, расположенной на уровне горла. Здесь человек может заниматься оформлением своих желаний и мыслей. Здесь наши профессиональные приёмы достигают совершенства, становясь привычными навыками, при помощи которых мы можем общаться с другими и уверенно делать то, чем занимаемся постоянно и на работе и дома. Это центр сознания, позволяющий достичь мастерства.
Понять, ясно увидеть, к чему ведёт его мастерство, каковы будут результаты его действий, человек может только поднявшись на аджна чакру, расположенную между бровей, выше их линии. Это царство ментала, предназначением которого является обосновывать действия витального существа. Не всякая мысль является правильной с позиции восхождения сознания, но осознать это можно только тогда, когда человеческий ум не перехватывает управление всем существом, а работает в тесной связи с духовным сердцем, единственно обладающим мудростью. Поэтому все истинные Учителя советуют слушать своё сердце. Знание ментальное должно помогать знанию сердца, тогда многое становится понятным, осознаётся легко.
Сознание постоянно циркулирует между этими уровнями в зависимости от эволюционного уровня человека и решаемых им задач. Однако существуют задачи, необходимые для подъёма сознания наверх, и задачи, нисходящие в плотный мир из мира тонкого. Это и происходит над макушкой головы, где расположена сахасрара чакра или тысячелепестковый лотос, связывающий человека с планами сверхсознания.
Сознание постоянно обращается вниз, на уровень муладхара чакры, выстраивая фундамент для существования человека в этом мире. Это забота о своём теле, своём жилище, вообще об условиях существования. Проведя определённые действия в этом плане, сознание может подняться выше, занявшись действиями по поддержанию необходимого благосостояния – свадхистхана. Вступая во взаимодействия с различными проявлениями социальной структуры, основанной на власти, сознание находится на плане манипуры. Здесь мы наводим порядок или же занимаем соответствующее место в социальной структуре – от семьи до государства. Если человека заботят проявления творчества, любви к другим, какие бы эмоции при этом не возникали, активно его сердце. Когда человек проявляет своё мастерство, сознание поднимает выше, на уровень головой чакры – вишудхи, а когда он оценивает что-либо, включается высший ментальный центр, аджна чакра. Отмечая направленность мыслей и действий, мы можем оценивать и тот план сознания, с которым в этот момент взаимодействуем. Появляющаяся светлая мысль, озарение, осознание, инсайт, говорит о включении сахасрара чакры, что означает нисхождение в наше существо более высокого уровня сознания. Так происходит тогда, когда мы готовы воспринять, "переварить", осознать или хотя бы сформулировать то, чему пришло время проявиться в плотном мире. После окончания этого цикла всё повторяется, человек снова занят текущими делами, поднимаясь по лестнице иерархии планов сознания, может добраться до наивысшей доступной в данное время точки, после чего полученный опыт вновь усваивается его существом и работа, которую человек производит во внутреннем мире, идёт дальше.
Когда мы начинаем относиться к процессу осознания так, как к наиболее важному занятию из всех, эта работа становится главной в жизни. В данном случае нашим работодателем является психическое существо, и мы совершаем работу для него, для того, чтобы оно смогло наиболее полно проявиться в нашей жизни, и оно даёт нам для этого силы и энергию. Соединение сознания психического существа, нашего проявленного сознания или разума, объединение в единое целое с ними сознания ментального и витального и называется в йоге просветлением. Это то, что, что Шри Ауробиндо называет выходом психического существа на передний план, когда оно начинает непосредственно руководить человеком. Это работа является важнейшей для любого, а все остальные жизненные сюжеты являются необходимыми условиями для её проведения, но она может делаться сознательно и безсознательно. Когда мы понимаем, что происходит, мы можем помогать ей, вполне реально участвуя в эволюционном процессе. Те, кто этого не осознают, тоже в нём участвуют, но они могут двигаться как вверх, так и вниз (или топтаться на месте). Безсистемное движение вверх у них занимает не сравнимо больше времени, и приводит ко многим тупикам, падениям и ошибкам.
На #4.
Жизнь нас часто заставляет выполнять неинтересную работу, это бывает и на работе и дома. Однако неинтересная не означает не нужная. Очень часто это бывает жизненно необходимая работа, хоть она может быть тяжёлой и скучной. Есть много людей, которые при всём своём стремлении развиваться духовно, вынуждены обстоятельствами прикладывать весь свой имеющийся потенциал к чисто практической деятельности. Психическое не ведёт нас путём, который лёгок и приятен. Часто бывает наоборот, но если другого сюжета в это время нет, то приходится делать то, что необходимо. Когда приходится погружаться в неинтересную, но необходимую работу, психическое всё равно поддерживает нас, но обстоятельства внешнего мира отделяют нас от нашего духовного центра. Это может оказаться своеобразной контрольной работой или проверкой на прочность, поскольку жизнь в это время не может предоставить нам других обстоятельств. В такой ситуации следует стремиться всё равно делать то, что возможно – читать книги, работать с мантрами, оценивать всё с позиций наиболее высоких из доступного. А в любой неинтересной работе следует искать то, что стоит за ней на тонком плане, протягивать связи от неинтересной поверхности к дальним её последствиям.
В ответе на предыдущий вопрос я коснулся эволюционной лестницы, по которой мы постоянно поднимаемся и опускаемся. Видимо, это надо будет разбирать подробнее, но сегодня, опираясь на то, что уже изложено, предлагаю вот такую интерпретацию. Каждый человек, может существовать только тогда, когда есть достаточно сил, способностей и возможностей употребить эти силы на продолжение своей жизни. Здесь и предполагается ежедневное выполнение определённых действий, представляются они интересными или нет. Есть хочется всегда, а на пропитание нужно заработать средства, прикладывая свои усилия. Уровень знаний и умений, которыми обладает человек, представляет собой один из высоких аспектов его эволюционного уровня. Если эти знания и умения не востребованы обществом, эта часть человеческого существа не развивается, но это не значит, что эволюция этой личности остановилась.
Для того, чтобы жить, надо что-то делать, иначе происходит остановка всех сюжетов в жизни, а остановка ведёт к смерти. Иногда для того, чтобы такая остановка не происходила, необходимо применить всю волю, которая есть. Если вы вспомните "Повесть о настоящем человеке" Б.Полевого, то там абсолютно все запасы воли Алексей Мересьев употребил не просто для того, чтобы спастись после того, как выбрался из сбитого самолёта, но и вновь стал летать, не смотря на отсутствие ног. По всем медицинским показателям его служба в авиации была окончена, а с ней и возможность подниматься в небо, воевать с врагом. Но он заставил себя обрести такую физическую форму, которая позволила ему снова подниматься в небо ещё много раз и одержать больше побед над врагом, чем до этого. Только заставив себя делать болезненное и тяжёлое, но необходимое, он, говоря оккультным языком, развил фундамент своего существа – муладхара чакру, до такой степени, что смог снова взойти на вершину своего мастерства – до самой вершины доступной ему эволюционной лестницы. Его пример позволил многим добиваться не менее высоких результатов, т.е. он выступил своего рода духовным учителем-практиком для огромного количества советских людей. Силы и волю для такой чисто практической деятельности ему дало психическое существо. Если вы помните, он стал полковником, после ампутации ног сбил семь немецких самолётов, награждён званием герой Советского Союза и был председателем Комитета ветеранов войны. Позже он стал кандидатом исторических наук, а умер в весьма почтенном возрасте 85 лет. Все его духовные наработки реализовались в чисто практической деятельности на благо и отдельных людей и всей нашей Родины.
В отношении "обойти гору" ситуация может быть совершенно различной, это зависит от личных качеств каждого отдельного человека. То, что Пётр Григорьевич пишет в этой статье – его личный опыт, а его гора высоты неимоверной. Он прошёл такой естественный отбор, который прошли очень не многие. Во время войны, в детском возрасте он был ранен немецкой авиабомбой, разорвавшейся рядом с его домом, а в юные годы стал чемпионом Закавказья по гимнастике, не смотря на последствия ранения. Из его одноклассников почти ни кого не осталось в живых уже давно, а он работает настолько плодотворно, что ему может позавидовать кто угодно. Но и у него были обстоятельства, когда ему приходилось изменять направление своей работы, и это была очередная "гора".
А сны у вас интересные. Если вы видели себя, идущим по воде, то это может означать преодоление полосы страданий, к которым вы прикоснётесь, но которые вас не захлестнут. А приснившегося подъёма в гору можно пожелать каждому – это духовное восхождение, вероятно и в практическом плане.
Спасибо, Владимир. Вы всегда даёте развёрнутые и интересные ответы...

Цитата:
Физическое, витал, ментал – неизменно хожу по этому кругу. Надеюсь, что когда-то круг будет разорван.



Эта тема касается вообще всех, только звучит по-разному. Когда человеческое сознание заканчивает очередной виток спирали, становится очевидным, что многое из того, что нас окружает не просто потеряло свою новизну и остроту ощущений, и уже не приносит того удовольствия, которое доставляла жизнь вообще раньше, но становится понятным, что многие сюжеты не просто похожи, а являются разными проявлениями одних и тех же задач в нашей жизни. Сейчас человечество в основном подошло к положению, когда такая новизна исчезла почти во всём, а делать что-то надо, да и удовольствий хочется. Поэтому и расцвело махровым цветом всё противоестественное, стремясь вытеснить из жизненной реальности то, что являлось нормальным и правильным. Так появилось абстрактная живопись, не традиционные сексуальные отношения, музыкальные направления, построенные по алгоритмам, разрушающим сознание, архитектура, от которой хочется бежать. Это всё проявления эволюционного тупика, в который пришло человечество. Хождение по кругу, о котором пишет Глафира, говорит о том, что сознание стало более зрелым и появилась способность определять его состояние и направленность. Определить это может только более высокая часть сознания, то, что является нашим внутренним свидетелем. Но сознание свидетеля не управляет нами, а формирует путь для контакта психического существа с проявленным сознанием. А на последнее действуют силы низшей природы, которые формируют негативное отношение к этому "хождению по кругу". Когда-то появились такие строчки: "Мы с тобой идём по кругу – приближаемся друг к другу". Здесь и путь по очередной ступеньке эволюционной лестницы и желание найти истину в отношениях и своеобразная бесконечность такого пути. Невозможно познать себя полностью и невозможно познать полностью другого человека. С потребительским подходом невозможно тем более. Для человека зрелого отношения в супружестве получают иное звучание и иной смысл, но вторая половина этого может не принимать, потому что ещё до этого не дозрела – поэтому браки стали распадаться гораздо чаще. Но это тупик парных отношений в семье, и здесь можно развестись. А когда начинаем понимать, что в собственном существе тоже новизна пропала и появляются знакомые сюжеты, то становится грустно, а иногда и скучно. Это проявление эго, которое дошло до предела своего развития в человеке и понимает, что ему выше не подняться. Если в этом случае не высвободить сознания из цепких объятий эго, формирующих отрицательное отношение к самому себе, то возможен такой внутренний конфликт, который может привести человека в более серьёзный тупик. Возможны ситуации, когда человек, не понимая того, что с ним происходит, не может взять на себя ответственность за собственный духовный путь и начинает искать того, кому бы можно было эту ответственность вручить. Так люди шарахаются в различные секты, где жулики и шарлатаны выдают себя за "учителей", а на самом деле просто получают удовольствие (и деньги) от того, что дурачат своих последователей.
Путь внутри себя очень долг и пройти его за одну жизнь трудновато. Будда сделал много в этом направлении, но вряд ли можно считать его путь идеальным и законченным, поскольку разорвать цепь перерождений можно только тогда, когда использованы все возможности для работы сознания в человеческом теле. А эти возможности исчерпываются только с трансформацией самого тела, чего можно достичь, только пройдя полностью путь осознания всего своего существа, путь познания самых тонких нюансов работы и витала и ментала и физического тела. Эго здесь теряет свой интерес и, понимая, что его полномочия заканчиваются, стремится либо вернуть человека назад, либо загнать его в тупик, чтобы управлять человеком дальше. Здесь начинается новый виток работы над собой, который позволяет отслеживать реакции своего эго. Это очень интересная работа, которой приходится заниматься очень долго, поскольку эго многообразно и способно к трансформации, как и наше сознание. Замечать движения эго необходимо, потому что это один из путей к своему истинному Я, это та работа, которую следует и необходимо выполнять каждый день так же, как умываться и чистить зубы. И здесь "хождение по кругу" как раз и позволяет выполнять эту работу наиболее эффективно.

На # 1 Глафира

Цитата:
Божественная любовь тебе кажется Божьей карой и ты считаешь её чрезмерной.



Вообще-то мы не правильно понимаем Божественную любовь и не всегда направляем её туда, где она может дать наибольшую пользу. У нас всегда слово любовь ассоциируется с приятными и волнующими ощущениями в области груди. Однако на разных планах сознания, соответствующих разным чакрам в человеческом существе, любовь проявляется совсем по разному. Так же по-разному Божественная любовь проявляется на разных этапах развития событий. В начале нового жизненного сюжета любовь, только проявляясь, создаёт восходящий поток энергии, на котором должно базироваться будущее проявленное сознание. На восходящих потоках сознания любовь создаёт возможности для появления и поддержания жизни, как таковой. Это может быть новое существо или новые отношения, которые смогут проявить людей с другой стороны в этой жизни. Когда идёт борьба за выживание только что проявившегося под Солнцем – будь это растение, животное или человек, пока ещё не ясно, какова будет судьба этого существа, да и нет понимания, что за существо должно в конечном счёте из него вырасти – Божественная любовь здесь просто даёт силы для формирования организма.
Когда борьба за выживание на первых этапах успешно завершена и понятно, это новое прямо сейчас не погибнет, есть возможность передохнуть, собраться с силами, просто осмотреться. В этот момент Божественная любовь воспринимается как радость самой жизни, радость существования. Эта радость бывает и после победы над врагом или после окончания жестокого шторма, потрепавшего, но не разбившего судно, на котором экипаж сумел спастись. На уровне муладхара чакры – уровне выживания – сила любви заботится о продолжении существования.
На уровне свадхистхана чакры, когда вопросы первичного выживания решены и можно приступить к дальнейшему развитию и освоению имеющихся ресурсов, Божественная любовь иногда воспринимается, как возможность и необходимость потребить все возможные жизненные блага. Для того, чтобы их получить, нужно потрудиться, но их можно накопить впрок, и получить массу удовольствий от того, что в будущем эти блага можно будет использовать. (На самом деле это может быть иллюзией и одним из первых тупиков – современная идеология старается выдать это за смысл жизни.) Такое удовольствие современный горожанин получает, выходя их супермаркета или рынка с покупками и раскладывая их по местам дома. Восходящий поток и здесь заботится о предоставлении возможностей в будущем, но уже не просто возможностей к существованию, а возможностей к такому существованию, которое считается более благоприятным в данный момент. Во взаимоотношениях на этом уровне любовь проявляется, как уход за объектом любви и это лучше всего знакомо матерям. Да и понятие "ухажёр", весьма распространенное ранее, определяет мужчину, стремящегося к проявлению любви на свадхистхана чакре. Здесь Божественная любовь проявляется как создание предпосылок для дальнейшего роста отношений и в частности, создания их материальной базы.
Божественная любовь на следующей – манипура чакре, проявляется как радость от возможности властвовать, повелевать, руководить тем, чем обладаешь и стремление к этому. В земных условиях это высшая чакра, которая проявляется в животном мире (за редчайшими исключениями). Все более сложные и высокие виды Божественной любви доступны только человеку. Современное государственное устройство повсеместно не может быть выше этого уровня, но вполне может быть ниже. Такое падение Россия испытывала в течение ста лет дважды – при революции семнадцатого года, разрушившей Российскую империю и при распаде Советского Союза в начале девяностых. В обоих случаях состояние государства и населения падало до уровня выживания – муладхара чакры. В этот период те, кто запасы имел, вынуждены были их тратить не так, как рассчитывали, а те, кто их не имел, оказались на пороге жизни и смерти, о чём и свидетельствует многомиллионная "естественная" убыль российского населения. Однако процессы разрушения, вызываемые нисходящими потоками сознания, со временем были скомпенсированы трудом русского народа и всё стало становиться на свои места. При этом представители народов, оказавшихся населением самостоятельных государств, потянулись в Россию на заработки, хоть до этого в пылу истерии распада, пьяные от долгожданной свободы от "угнетавших" их русских, гнали "проклятых оккупантов", а с ними и порядок, присущей структурированности нормального государства. Это так же было проявление Божественной любви, которая очень скоро показала всем "кто есть кто". Для того, чтобы работать на морозных сибирских и якутских просторах жителям Молдавии и Украины оказалось намного более приемлемым, чем жить в тепле, но на нищающей родине, Божественной любви потребовалось изменить своё проявление и те, кого он устойчиво не снабжал своими дарами, оказались внизу, чтобы снова начать тот же самый путь наверх, к желаемому уровню потребления. На плане манипура чакры Божественная любовь проявляет себя как структура, которая и даёт и отбирает. Даёт возможности для дальнейшего роста, а отбирает то, что не соответствует текущим эволюционным задачам социума. Этот уровень может быть жёстким, но не жестоким, как уровень выживания. Заметим, что такая жестокость не есть полное отсутствие любви, а резкое ограничение, уменьшение возможного их проявления, очень узкая его направленность.

Продолжу завтра.
Когда перечисленные уровни пройдены, и восходящий поток энергии-сознания позволяет подняться выше, мы можем увидеть на уровне сердца – на анахата чакре – настоящую человеческую любовь. Это тоже проявление Божественной любви, но это любовь, способная проявиться как сильные чувства, которые переполняют человека, как истинно творческая сила. На что она будет направлена, решает далеко не всегда человек. Сотворение стиха может явиться проявлением божественной любви, но стихи в наше время востребованы мало, поэтому настоящий большой поэт может реализовать себя только в период сильного общественного или национального подъёма и обозначить направления развития народа или создать необходимый для этого язык, как величайший поэт России А.С.Пушкин. Интересно, что человек, создавший современный русский язык, являющийся самым богатым языком в мировой культуре, не может адекватно восприниматься в других, не славянских культурах. Особенности его творчества основаны на таких проявлениях Божественной любви, которые в настоящее время не достижимы во многих других культурах.
Человечество в целом в настоящее время дошло до предела своего эволюционного развития. Об этом свидетельствует понижение уровня знаний, даваемых средней школой в наиболее развитых странах за последние пятьдесят лет. Это связано с тем, что каждая воплощённая душа имеет свой собственный уровень развития и для того, чтобы получить возможность воспринимать и творить на более высоком плане сознания, необходимо предварить это постепенным прохождением всей предыдущей эволюционной лестницы. Однако современная идеология, транслируемая СМИ, направлена не на возвышение индивидуального и общественного сознания, а на его деволюцию, возвращение на предыдущие уровни. Как и на всех предыдущих планах, Божественная любовь в самом широком смысле предоставляет возможность выбора – вверх или вниз, только для себя или и для других тоже. Но силы разрушения повсеместно выполняют свою работу по сортировке того, что может жить и расти и того, что такой возможности не имеет. Хоть каждый человек – в принципе – способен совершить открытия, равные уровню Ломоносова и Лобачевского или создать живописные и литературные произведения уровня Льва Толстого или Шишкина, но к этому почти ни кто готов. Воспринимать Божественную любовь таких планов человеческий ум не может, будь он хоть Эйнштейном. Воспринять её может только духовное сердце человека и творит новое именно оно. Сила, идущая из него, на эмоциональном плане воспринимается как любовь, но она может быть реализована только в определённых условиях. К этим условиям относятся необходимые в данном случае возможности общения с людьми, поддерживающими сходные ценности и идущими в этом же направлении. При этом появляется и возможность творчества, как реализации потенциала Божественной любви и сама любовь становится совершенной реальностью, строящей сознание на более высоких планах существа.
Эмоциональное состояние любви, не находящей себе конкретного объекта для приложения сил, хорошо показано в шекспировской "Собаке на сене". Герои этой пьесы имели сознание, полностью направленное наружу, во внешний мир. Если бы они смогли услышать своё сердце, они поступали бы совершенно не так, но у Шекспира не было бы возможности написать свою пьесу, и здесь не было бы этого примера. Впрочем, Божественная любовь здесь проявилась с огромной долей эгоизма, который, на самом деле, и мучил героев этой пьесы. Всё это вместе составляет только малый аспект Божественной любви, которая проявляет себя в нашем мире. Там, где её сюжет не имеет дальнейшего продолжения, как в "Ромео и Джульетте", герои умирают, а там, где они слушают своё сердце, на таком количестве Божественной любви может расцвести творчество Петрарки, явно шедшего путём внутреннего развития и оставившего множество сонетов, волнующих многие поколения людей. У Петрарки эго проявляется как инструмент творчества, но творит всегда душа – у кого как может. Слишком часто эго из инструмента творчества в руках души превращается в рабовладельца, содержащего душу в потёмках. Тогда творчество носит уродливый характер, и может появиться Набоковская "Лолита" или какие-нибудь Митьки начнут плодить китч. Если литература и искусство до середины двадцатого века ещё пытались доводить опыт духовного развития авторов до читателей и зрителей, то современные "творения" кроме того, чтобы будоражить воображение публики, почти ничего не дают. В этом смысле поток Божественной любви вовсе не иссяк, но способность людей его воспринимать дошла практически до предела и у начинает уменьшаться. Очень не многие, ищущие собственного развития составляют единицы из миллионов, и так было всегда – ещё Иисус сказал: "Много званных, да мало избранных".
Божественная любовь никогда не бывает Божьей карой. Мои родители, пережившие блокаду Ленинграда, рассказывали, что после страшного голода многие умирали от того, что при первой же возможности набрасывались на еду и истощённый организм не мог с этим справиться. Эго убивало их собственными руками – у людей отказывал самоконтроль, хоть о таких последствиях было известно и раньше. Стремление к тому, чтобы получить сразу больше, чем можешь усвоить, иногда играет с нами злую шутку. Правда, если энергия Божественной любви проходит через человека и это ощущается, но обратить её не на кого, то лучше постараться найти в себе её источник – наше истинное Я.
На следующем плане Божественная любовь предстаёт в образе совершенства, с которым человек может проявить себя во внешнем мире. Искусство, литература, наука и вообще любая деятельность человека может быть реализованы и на уровне абсолютного дилетанта, и на уровне профессионала, и на уровне высокого мастера. Очень часто эмоциональная составляющая Божественной любви захватывает человека и ему очень трудно отстроиться от этого всепоглощающего чувства, которое может восприниматься, как любовь к конкретному человеку, а иногда может существовать "само по себе". Если отдаться этому чувству, то чаще всего в действие приходит витальная часть существа и человек творит свою жизнь по известным сюжетам. Этих сюжетов не много, они известны всем, поскольку повторяются из поколения в поколение. Новыми являются только условия их проявления и личные особенности человека – каждый из людей индивидуален и каждое движение индивидуально так же. Если мы относимся к совершенно обыденным делам чисто механически, например, моя посуду, смотрим или слушаем телевизор, то внимание рассеивается, работа хоть и выполнена, но автоматизмы делают её безсознательной. Когда постоянно делаются одни и те же движения, они выполняются очень несознательными отделами нашего существа. Если такие движения делались всеми предшествовавшими поколениями, то при этом работают самые древние и низко расположенные части существа. Когда мы едим, работает муладхара и свадхистхана чакры – питались абсолютно все наши предки. Когда мы идём или бежим, совершаем стандартные движения конечностями или занимаемся сексом – так же работают эти древние отделы. Однако без их правильной работы человек не может жить нормальной жизнью, но они никогда не используются людьми для того, чтобы сделать их более сознательными. Такую работу в эволюционных целях впервые проделал Шри Ауробиндо, вводя своё высокое сознание в тело. Для того, чтобы добиться мастерства, стать чемпионом, спортсмен должен очень чутко прислушиваться к состоянию своего тела и к тому, как оно взаимодействует с внешней средой. Для того, чтобы стать мастером восточных или традиционных русских единоборств, известных значительно меньше, но часто превосходящих восточные по эффективности., необходимо уметь слышать своё тело и понимать состояние противника. Если при этом ещё за таким мастером стоит душа народа, а цель которую он выбрал, высока, то он становится неутомим и непобедим и такие примеры известны: легендарная дружина Евпатия Коловрата уничтожила под Рязанью несколько тысяч очень хорошо обученных и бесстрашных монгольских воинов. Когда стало понятно, что в обычном бою их не одолеть, командир монгольской орды предложил русским воинам стать под его командование, а когда они отказались предать родину, их уничтожили огнём из катапульт, потому что живым от них враг не уходил. Здесь высокое воинское мастерство явилось одним из проявлений Божественной любви, реализовавшейся в этих воинах.
На уровне аджна чакры Божественная любовь обретает форму Знания. Знание, которое мы оформляем с помощью ума, заключая его в слова и предложения, получает форму информации, но часто теряет своё содержание, идущее из сердца. Поэтому знание является отражением личного внутреннего опыта психического существа, поднятого над витальным планом. Передать знание с помощью книг или интернета невозможно, если у того, кто читает или слушает, не возникает резонанса его сердца с сердцем говорящего или пишущего. Поэтому личное общение даёт больше возможности именно для получения знания, а не для получения информации. При этом учитель может вызывать любые эмоции, но они не должны закрывать сердце ученика, если он готов воспринимать учителя. Так бывает не всегда, поэтому человек, готовый к получению знаний, иногда ищет подходящего учителя довольно долго. Здесь важен не только уровень учителя, но и устремлённость ученика, его нацеленность на знания, стоящие за личностью учителя. В этом смысле учитель достоин всяческого уважения и почитания, но здесь не он является главным, а Божественная любовь, проявляющаяся через него во внешнем мире в форме знания.
На этом плане сознания Вера, источником которой является духовное сердце, обретая форму, становится Силой, основанной на Знании. Соединённые в человеке воедино, эти качества позволяют творить, как Микеланджело или Лобачевский, показывая людям то, что скрыто покровом неведенья от проявленного мира.
Когда сознание человека поднимается над головой, человек становится совершенным, получая возможность соединить на какое-то время своё сознание с Божественным сознанием, находящемся за пределами форм и обыденных представлений. То, что человек получает на этом плане за короткие мгновенья, он может переводить на понятный другим язык многие месяцы, а иногда и годы. Не каждому это удаётся сделать так, чтобы это было понятно многим, но это проблема двусторонняя: такой человек может быть достаточно подготовлен для передачи знания одному или нескольким ученикам, а другие часто смогут увидеть только некое сияние над головой Учителя, но сами апостолами так и не стану; записанные такими учениками евангелия могут оказаться непонятными им самим, когда Учителя нет рядом. Это проблема порождает религиозный подход к Божественной любви и Знанию, которое она несёт, когда появляется необходимость в проповеди. Но проповедовать можно всё, что угодно, и этим часто пользуются ловкие жулики, подсовывая людям вместо Божественной любви "откровения" о чём угодно или предлагая за определённую сумму "воскресить" умершего ребёнка.
Астрологический язык знаком не всем, но принципы, которые за ним стоят, иногда позволяют объяснить происходящее значительно проще, чем обычными словами. Существующая в астрологии система "Домов" позволяет классифицировать понятия, строго их разделив между собой. Информация вообще идёт по третьему дому, в самом простом смысле включающим в себя и обычную болтовню и обучение в традиционном аспекте. Если возникает ситуация с передачей духовного опыта от учителя к ученику, то здесь уде работает девятый дом, который включается на более высоких вибрациях сознания. Если ученик к этому не готов, или контакта с учителем не возникает, то происходит профанация девятого дома в третий, и сокровенное "Отче наш" получает представление совершенно материального седобородого старичка в белых одеждах, восседающего на облаке. При этом идея Творца и Вседержителя всего сущего выхолащивается, икона становится деревянной доской с изображением, а дух и душа оказываются выдумкой. Чтобы этого не происходило, необходимо стараться настроить себя на наиболее высокое состояние сознания и по возможности находиться в нём постоянно. При этом каждый шаг и каждое слово могут дать нам внутренний, духовный опыт и самое простое может оказаться важным и необходимым для построения целостной картины мира, что является одной из сторон духовной практики.
Действительно, каждый сам творит свою жизнь, притом мало кто считает это творчеством. Практика наблюдения за собой помогает, не спорю, держать себя в руках.
А если ты не мечешься, как больной слон, то и глупостей наделаешь меньше. Но я почему-то сомневаюсь, что сосредоточение внутри себя может судьбу изменить. Внутреннюю атмосферу – безусловно, но и здесь, во внешнем мире предпринимать что-то надо. Если сидеть на месте, мхом ведь возьмешься. Эх, не умею я ждать…
Наша внутренняя атмосфера является строительным материалом для того, что мы строим в себе. Если цемент плохой, а кирпичи рассыпаются в руках, не только что высокое здание не построишь, а вообще ни какое долго стоять не будет. Когда человек начинает заниматься своим внутренним миром, это начало большого пути к осознанию себя, к поиску себя истинного. Здесь речь идёт не просто о том, чтобы меньше делать глупостей, а о том, чтобы перестать относиться к себе на прежнем уровне. Человек в этом случае начинает понимать, что но не тело, во всяком случае не только физическое тело. Однако это знание у человека в принципе есть изначально, просто мы не обращаем на него внимание очень долго, потому что сознание ещё не готово к восприятию того, чему человек не был обучен – "Это мы не проходили, это нам не задавали". Для того, чтобы такая готовность проявилась, не нужно ждать, что это произойдёт само собой, а лучше интересоваться доступной информацией об этом.
Вообще человек связан со всей вселенной, на всех планах бытия, поэтому и возможен духовный рост и вообще обучение чему-то. В каком-то смысле мы вспоминаем то, что изначально знаем. Это "вспоминание", при котором сознание становится более чувствительным, и есть духовная работа. Знания содержатся на разных этажах нашего существа, а сознание, становясь всё более чутким, тонким, включает в себя всё более тонкие аспекты нашего существа. Это вовсе не мешает предпринимать во внешнем мире всё, что нужно, но способ восприятия, способ воздействия на внешний мир и сама этика взаимодействий изменяется кардинально. Человек начинает понимать и многие собственные внутренние механизмы, и в других видит их цели и возможности под совершенно другим, не таким, как раньше, углом. При этом становится понятным, что делать следует, исходя из коллективной и личной этики, а чего не следует, потому что это становится в определённый период уже не допустимо. Это связано с тем, что человек начинает понимать, каковы будут результаты его действий и в состоянии решать, нужен ли ему такой резулльтат или нет.
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной часто предполагают сексуальные аспекты, но когда сознание взрослеет, выходит на новый уровень восприятия и формирует другие цели и этику, становится понятным, что это важная, но не главная сторона отношений. Перемещаясь в более тонкие структуры существа, сознание остаётся не удовлетворено чисто физическими отношениями и ищет чего-то более глубокого. Со временем лирические и романтические отношения могут просто перерастать в другие, когда становится необходимым не физическое совокупление и не витальные соприкосновения, а отношения на уровне истинного Я – психического существа. При этом отношения могут не иметь физических аспектов вообще, да и видеться такие люди могут не часто, но смыслом отношений будет являться именно встречи двух истинных Я, и неважно, видят ли это оба или же только один.
В принципе существует бесконечное множество вариантов событий, но каждая душа в какой-то период своего развития выбирает определённый путь и в дальнейшем приходится выполнять те задачи и попадать в условия, которые соответствуют этому пути. Если нижние ступени пройдены, то наступает время для освоения следующей, и к этому человек в принципе уже готов, но в "принципе" не означает полностью. Моральная готовность формируется не сразу, потому что мы находимся под властью стереотипов, от которых приходится со временем отходить. Эти стереотипы являются "клетками нашего сознания", о которых пишет Пётр Григорьевич в одноимённой книге. Они часто не позволяют нам увидеть то, что находится рядом с нами, если все окружающие в один голос говорят, что этого не видят, а значит этого и нет. Человек, который успокаивает ум, не перестаёт быть умным и не становится неподвижным во внешнем мире, а значит, ему не грозит обрасти мхом. Речь идёт о том, чтобы ум и витал перестали метаться и гонять человека из стороны в сторону, не давая дух перевести и посмотреть в направлении собственной души.
Из переписки:
"Положение витязя на распутье не может длиться годами, а неповоротливые мозги никак не могут изобрести ничего подходящего. … Творец не может творить сам себя! "

– Про положение витязя: если распутье есть, то возможен выбор, когда есть готовность двигаться, но мозги здесь не причём. Человек не может изобрести ничего из того, что невозможно в природе вообще, а для него персонально – тем более. А если возможность есть, то она предоставляется не всем и не всегда, когда хочется. Но если есть стремление, то надо искать информацию, сопоставлять, анализировать собственное состояние и учиться управлять собой. Не всем даётся семейное счастье, как основа для духовной практики. Иногда оно мешает, потому что счастливому человеку может не захотеться делать ничего. Отрицательные эмоции – хороший стимул для того, чтобы стремиться от них избавиться, а для этого надо многое узнать и многому научиться. А распутье годами это не распутье, а тупик и чтобы из него выбраться, нужно узнать, куда ведут дороги, для того и надо и читать и стараться что-то делать. Активность не всегда должна быть направлена в сторону социального благоденствия, когда-то приходится и внутри себя поискать свет. Эти поиски даром не пропадают.
А творец творит себя и только из себя. Когда я фотографирую, я стараюсь на материале внешнего мира показать и своё отношение к нему и своё состояние и свою технику владения ремеслом и надежду на то, что хоть кто-то мои фотографии оценит. Но в момент съёмки об этом не думаешь, а просто хочешь сделать всё получше. Из оценок того, что я сделал, состоит мнение других обо мне и оно никогда не является однородным. То, что я сделал, есть часть меня, потому что если бы этого во мне не было бы, то откуда бы оно взялось? Человек творит сам себя и чем он становится более зрелым мастером, тем совершеннее его творения. Но творец-человек никогда не бывает идеальным, поэтому, в различных частях своего существа мы различны, а творить себя разными способами приходится до самого последнего вздоха. Без творчества жизнь перестаёт быть интересной даже для животных, просто мы это не осознаём. А женщине дана сама сила творения от природы, надо просто найти возможность творчески её реализовать. Это в настоящее время сделать гораздо проще, чем раньше. Каждая строчка, которая, будучи прочитанной, сделала нас совершеннее, есть реализованная возможность сотворения себя. Просто когда текущий уровень освоен, бывает необходимо найти информацию о другом, более высоком, чтобы увидеть ту лестницу, которая существует для нас – персонально.