Главная сайта Список тем Добавить тему Контакты

Психоанализ и йога

#0

Александр

15.01.2007 20:03

Вопрос в первую очередь sflash, администратору и Владимиру, хотя и мнение всех желающих высказаться мне интересно.

Уместно ли сопоставлять рядом психоанализ и йогу? sflash постоянно апеллирует к психоаналитическим терминам, администратор отсылает к сайту с психологией. Но это же разные пути; интегральная йога глубже. Зачем нужны такие сравнения? Это не выпад ни в коем слуае, я уважаю мнение sflash, но почему?


Ответить

#1

Владимир

15.01.2007 22:31

Аналитическая психология является попыткой Западного мышления понять законы, по которым происходит практически вся психосоциальная жизнь человека. Фрейд разыскал истоки человеческой психики, силу, движущую каждым из нас, в природной сексуальности. То же говорит и традиционная йога. Другое дело, что йога ведет к отысканию Истины в самом себе, истины, связывающей воедино человека и Бога. Ни одна религия не может или не хочет на доступном современному человеку уровне объяснить природу этой связи и конкретизировать понятия на современном языке, доступном для понимания нашим современникам, нам с вами. АП не в состоянии провести столь глубокий анализ человеческого существа по причине вполне конкретной: в понятиях АП нет ни Бога ни души, хоть Их существование и не отрицается. Но на самом деле по-другому и быть не могло, ибо Западная цивилизация утратила Бога еще в раннем средневековье. В этом смысле православие куда ближе к истокам того, с чего началось христианство. Но АП родилась и развивалась а Западной Европе.
С другой стороны терминология классической йоги не была в состоянии сформулировать многие вопросы достаточно внятно. Интегральная йога включает в себя все, что известно о человеке, его и физическом и тонком теле. Это не оккультное направление в традиционном понимании. И если у человека на этом пути возникают паранормальные способности, недоступные другим людям, то это не потому, что к ним стремятся, а потому, что эта возможность созрела и может проявляться. Но это бывает и у людей, которые не занимаются йогой и не верят ни в Бога, ни в черта, ни в славу КПСС. Другое дело, что знания о тонких телах принадлежат к оккультной области, но ведь наука-то ими похвастаться не может, а объяснить не в силах многое из того, с чем легко справляется йога! Но йога не отвергает никаких знаний о человеке, в том числе и того, что даёт АП. Любой инструмент хорош, если он помогает добиться цели корректными способами. И не важно, западный он или восточный. Шри Ауробиндо писал свои работы в основном по-английски, используя образование, полученное им в Англии и был одним из образованнейших людей своего времени. Но при этом переводил веды с санскрита на современный язык, ибо смысл их к ХХ веку был почти полностью утрачен.
В любом случае ИЙ развивается, но фундаментом для неё являются все знания, в т.ч. и те, что даёт АП.


Ответить

#2

sflash

17.01.2007 13:07

Частично этот вопрос уже затрагивался в другом топике, но, видимо, не достаточно ясно.

Смысл того, что я периодически завожу разговор о психологии предельно прост: обратить внимание читающих на то, что есть возможность посмотреть на ситуацию и с другой точки зрения, поскольку считаю что ИИ и АП прекрасно дополняют друг друга. Я не вижу никакого противопоставления , они имеют гораздо больше общего. Обе системы меняют мировоззрение человеа, отрывая его взгляд от завороженности материальным миром и обращают его внимание к трансцеднтному (ИИ) или психическому (АП), обе ведут к осознаю человеком своей истинной сущности, к расширени сферы сознания, хотя и описывают мир по разному, и спользуют разные термины и разные методики работы. Обе они – не ментальные схемы, а образ жизни. Это как две дороги, идущие к вершине холма по разным его сторонам. По какой бы вы ни шли, вы придете на ту же самую вершину. Хотя и для конкретного человека в конкретное время далеко не все равно, какую выбрать.

Поэтому когда Владимир говорит, что "АП не в состояниии провести столь же глубокий анализ человеческого существа", он не совсем точен. Таково его (личное) понимание и его (личное) отношение, но не более того. Это утвердение было бы безупречным, если к нему добавить три слова: "как я полагаю". Он стоит на одной стороне холма и плохо видит другую, а я соотв, наоборот. Вообще, вопрос о глубине или полноте в сравнении ИИ с АП неразрешим в объективных терминах. Представим себе, что есть некий независимый наблюдатель, находящийся за пределами нашей Вселенной. Над ним не властны законы кармы, на его глазах не висит пелена майи... И то, как он видит наш мир и есть то, каким этот мир есть На Самом Деле. Вот в таком случае вопрос решался бы просто: письменное заявление от этого наблюдателя с подписью и печатью. Все! Но нет у нас этого наблюдателя, а субъективные ощущения отдельных ищущих – это их субъективные ощущения, всего лишь. До тех пор, пока мой собственный опыт этого не подтверждает, я не могу им верить. Я могу допускать, что дела обстоят именно так, но не должен исключать возможность, что все может быть иначе. Возьмем к примеру опять меня. Хотя я и считаю, что ИИ – лучшее из того, что Восток может предложить современному западному сознанию, но сущностно включиться в нее я так и не сумел. Психическое существо, супраментальное, равно как и эгрегоры, тонкие тела, квадрат Луны к чему-то там... так и остались для меня сухими ментальными понятиями, которые могу использовать для моделирования, но никакой реальной силы за ними не вижу. Совсем иное – Эго, Тень, Анима.. вот они, рядом, живые и осязаемые... С ними можно взаимодействовать и получать обратную реакцию. И что же после этого, спрашивается, для меня "глубже"? Даже будь ИИ трижды правильнее, что мне делать с инструментом, который я не могу использовать? {Кстати, об отсутствии в АП Бога (про отсутствие души не говорю, поскольку психология по определению наука о душе). АП гениально обошла этот скользкий вопрос, сказав, что Бог, без сомнения, является психической реальностью; является ли он реальностью материального мира ничего сказать нельзя, потому что это уже не вопрос психологии. Опять же берем к примеру меня. Пытаясь быть честным перед собой, я не могу сказать, что его нет, но, увы, и признать что есть тоже не в состоянии. Для меня это было блестящим выходом – и да и нет в одном флаконе!}

Т.е у нас нет "объективного" измерителя "правильности" к.-л. учения, но только его субъективная оценка. И у каждого человека она может быть своя. Своя дорога. Хорошо, если она уже выбрана и человек идет по ней уверенно. Но тогда и вопросов подобно вашему не возникает, напротив, возникает интерес к параллелям: объемное зрение дается двумя глазами, не одним. Различные учения не противостоят, но дополняют друг друга (ну, правда, надо еще брать из них не все подряд, но это уже другая тема). Как частный случай: ни в ИИ, ни в АП нет, например, сталкинга или перепросмотра. Но ведь методика работает! Раз так, почему я не могу ей пользоваться? Т.е. я могу использовать разные инструменты из разных учений, подбирая подходящие к конкретной ситуации, и подходящие для меня лично. У вас проблемы с Богом или с любимой женщиной? В первом случае эффективнее йога, во втором – психология. Но для этого нужно как минимум знать про эти инструменты.

А если дорога еще не выбрана, то тем боле полезно оглядываться вокруг себя. Как определить, какая дорога ваша? Слушать себя, голос своей души. Как я уже говорил в другом топике, нет единственно правильного учения. Выбирайте свое. И АП в этом отношении не хуже любого другого. А любое другое не хуже АП или ИИ. Образно говоря, одежда должна быть не просто хорошей, но еще и своего размера.

Собственно, тогда, несколько лет назад, я обратился к АП лишь потому, что мне подсказали: "а посмотри еще и вот это..." И я посмотрел. И как же здорово это оказалось! Не знаю, сколько бы я потратил времени, если бы не этот совет, тогда мыслей заглянуть в психологию у меня не было. Вдруг и мои высказывания кому-то также помогут?


Ответить

#3

Владимир

19.01.2007 23:58

Целью йоги является познание Бога в себе и себя в Боге. Осознание трансцендентной истины, т.е. не принадлежащей этому миру, лежащей за его пределами, находящейся над ним. Соединиться своим сознанием, умом, высшими переживаниями, со своей душой и личным Богом это даже не цель, а средство для дальнейшего роста сознания. На каком-то этапе этому с успехом может помогать АП, но какова её цель? По-моему дальше социальной адекватности здесь идти не куда. Другое дело, что и это удаётся не всем и не всегда. Но меня как-то не устраивает фраза "Моё сознание соединилось с моим Эго", для моего слуха более приятно будет звучать другая: " Сознание, преодолев сопротивление эгоизма, его ограничивавшего, соединилось с психическим и Дживой, открыв мне глаза на убогость моего прежнего эгоистического жития." Для того, чтобы такая фраза смогла прозвучать без лжи, отражая действительное положение дел, мне нужно расширять своё сознание, используя для этого и знания, предоставляемые и АП, и другими источниками. Знать надо много. А конёк у каждого свой. И симпатии - тоже.


Ответить

Главная сайта Список тем Добавить тему Контакты