Статья "Об иерархии возможностей"

Владимир, непонятны некоторые мысли приведенные в статье Петра Григорьевича "Об иерархии возможностей".
Свет Божественной истины проникает до самого дна инфернальных миров и в то же время ложь, пусть даже в минимальном количестве, но присутствует в самых высоких мирах супраментальной реальности. Тогда, что такое ложь, не является ли она чем-то необходимым в эволюции сознания Мироздания?
.....
Обратите внимание, эволюция возможна только там, где есть противоположности.



Шри Ауробиндо писал, что в высшей полусфере истины, к которой относятся и супраментальные планы нет лжи, так как там нет разделения, там сознательное единство всего. Разделение, а значит и возможность лжи начинается с планов Надразума или Богов, которые относятся к низшей полусфере. И второе, не понятно, почему эволюция возможна, только там где есть противоположности? Мне кажется вполне можно допустить продолжение саморазвертывания в проявлении супраментального творения, которое в основе будет единым. Саморазвертывание в том смысле, что каждое мгновение супраментальное сознание будет раскрывать из себя в проявлении новые грани своего трансцендентного (непроявленного) сознания. В этом смысле ложь и искажение уже не будут необходимы для эволюции.
Эволюция возможна лишь там, где есть возможность и необходимость приложения личных усилий для различения истинного пути от пути ложного, и где эти усилия создают устойчивые формы и образы внутренних оценок и действий, закрепляющиеся в сознании человека. Мать Мирра указывала, что Земля относится к сумеречным мирам, находящихся на границе дня и ночи, и именно это создаёт наилучшие условия для выбора пути, и как следствие - для эволюции сознания. Это связано с возможностью выбора направления движения - вниз, где ценой потери светимости есть соблазн обрести власть (с неизбежной потерей и её, и светимости, т.е. сознания и силы), или вверх, стремясь и двигаясь к истине.
На первом - так называемом левом пути, человек в конечном счёте теряет всё, а на втором пути - правом, приходится постоянно решать множество задач, результатом которых является расширение и углубление сознания всех планов существа, в том числе и духовного плана. Но без собственных усилий это невозможно, а для приложения усилий нужна необходимость их применять. Необходимость приложения усилий и возникает в ситуации, когда требуется делать выбор, и сфера Низшей природы для этого подходит как нельзя лучше. Критическим для эволюции является план богов, т.к. на этом плане необходимости эволюционировать нет, поскольку там много света и энергии, и максимум комфорта и возможностей. Из всех его обитателей только Кришна принял участие в работе Шри Ауробиндо, и поэтому его сознание стало супраментальным. Остальные жители этого плана бытия в этой работе не участвовали.
Саморазвёртывание возможностей без приложения личных усилий (в моём понимании) эволюцией не является, поскольку представляет другой - заранее запрограммированный процесс, тогда как в сторону эволюции ведут вполне осознаваемые действия, требующие личной инициативы в освоении открывающихся возможностей.
Владимир 09.05.2017 00:34:16
Саморазвёртывание возможностей без приложения личных усилий (в моём понимании) эволюцией не является, поскольку представляет другой - заранее запрограммированный процесс, тогда как в сторону эволюции ведут вполне осознаваемые действия, требующие личной инициативы в освоении открывающихся возможностей.

Личное усилие - это приложение ментального сознания/знания и ментальной воли для своего совершенствования?
Если человек достигает духовной или психической реализации и осуществляет самоотдачу Божественному, когда уже действует и развивает его не его ментальная воля, а прямая воля его Центрального существа, то почему это нельзя назвать эволюцией? И почему в супраментальном мире обязательно должен быть запрограммированный процесс. Это может быть спонтанное раскрытие в сознании все больших и больших (бесконечных по сути) богатств Трансцендентного и проявление их ради Восторга существования. Ведь цель проявления все же восторг существования, а не страдание. Страдание сопутствует эволюции в неведении низшей полусферы, но мы неизбежно когда-то должны перейти в эволюцию в свете и знании.
Владимир 09.05.2017 00:34:16
На первом - так называемом левом пути, человек в конечном счёте теряет всё

Я думаю, что человек не может потерять свой ранее достигнутый человеческий уровень сознания на любом пути, так как суть необходимого опыта накапливается психическим. А эго, и как правило ментальная и витальная оболочка, в любом случае растворяются после завершения физического воплощения.
Вячеслав 09.05.2017 09:44:30
Я думаю, что человек не может потерять свой ранее достигнутый человеческий уровень сознания на любом пути, так как суть необходимого опыта накапливается психическим. А эго, и как правило ментальная и витальная оболочка, в любом случае растворяются после завершения физического воплощения.

Человек - это комплекс физического, витального, ментального, буддхиального, атманического тел, всех субличностей, входящих в состав личности человека, центрального и психического существа.
Если человек принимает решение идти по левому пути, то первое, что происходит, это эго вытесняет психическое существо и вместе с этим субличности, связанные с ним, теряют свою силу и не включаются. Одновременно ментал отторгает ценности буддхиального тела, включая вместо них эгоистические ценности. Так же теряется связь с атманическим телом и центральным существом, и влияние на витал психического так же исчезает. Т.о. от человека остаются "рожки да ножки" - только физическое тело, ум и витал. Витальная душа, обычно управляющая поведением, или как её называет Шри Ауробиндо - душа желания, подчиняется силам низших миров и начинает служить совсем иным сущностям и их целям.
Психическое действительно вечно и не может быть порабощено силами низших планов, но оно теряет возможность для работы в данное время в данных условиях, потому что человек, как комплекс всего перечисленного выше, теряет свои возможности эволюционировать. И Шри Ауробиндо говорит, что в этом случае другой возможности стать на это путь может не представиться в течении нескольких воплощений, или вообще никогда.
Вячеслав 09.05.2017 09:24:17
Личное усилие - это приложение ментального сознания/знания и ментальной воли для своего совершенствования?

Личное усилие - это применение воли к действию и на ментальном, и на витальном и на физическом плане. И кроме того, на плане внутреннем, направленном на формирование соответствующих качеств своего существа.
Вячеслав 09.05.2017 09:24:17
Если человек достигает духовной или психической реализации и осуществляет самоотдачу Божественному, когда уже действует и развивает его не его ментальная воля, а прямая воля его Центрального существа, то почему это нельзя назвать эволюцией?

Здесь всё равно работает внешнее существо с его ментальной, витальной и физической волей. Воля более высоких планов не заменяет их, а руководит ими, а это не одно и тоже. Точно так же как в армии - командующий отдаёт приказы, а реализуют их командиры, непосредственно управляющие войсками и прямые исполнители приказов - солдаты и младший командный состав. Духовная работа в каком-то смысле заключается и в том, чтобы исполняющие части существа - сознание, ментал и витал смогли подчиниться непосредственно воле психического. Но следует учесть, что психическое и центральное существо это не одно и то же, и у них различные задачи и возможности.
Вячеслав 09.05.2017 09:24:17
Ведь цель проявления все же восторг существования, а не страдание. Страдание сопутствует эволюции в неведении низшей полусферы, но мы неизбежно когда-то должны перейти в эволюцию в свете и знании.

Восторг и страдание не цель, а реакция существа на условия, в которых оно находится. Они могут служить ориентиром, но далеко не всегда, потому что внешнее существо через эго ментального, витального и физического плана стремится развернуть человека от цели эволюции к цели более примитивной - восторга и блаженства на витальном и физическом плане,т.е. переключить внимание садхака с правого пути на левый путь.
Владимир 09.05.2017 12:44:44
Здесь всё равно работает внешнее существо с его ментальной, витальной и физической волей. Воля более высоких планов не заменяет их, а руководит ими, а это не одно и тоже.

Судя по тому, что пишет Шри Ауробиндо это тоже только промежуточный этап. Финальная цель это полная замена личного как мы его понимаем человеческого усилия. Понятно, что нельзя перепрыгнуть этап личных усилий и промежуточный этап смешанного действия, когда есть и личное усилие и действие божественной воли и силы.
Владимир 09.05.2017 12:44:44
Восторг и страдание не цель, а реакция существа на условия, в которых оно находится.

Про восторг писал не в смысле человеческого удовольствия, а как цель творения или его одно из сущностных условий - Божественный восторг как синоним Ананды, наряду с Сат и Чит.
Вячеслав 09.05.2017 14:34:27
Судя по тому, что пишет Шри Ауробиндо это тоже только промежуточный этап. Финальная цель это полная замена личного как мы его понимаем человеческого усилия. Понятно, что нельзя перепрыгнуть этап личных усилий и промежуточный этап смешанного действия, когда есть и личное усилие и действие божественной воли и силы.

О том, что будет происходить на последующих этапах, говорить несколько преждевременно. До того, как Сатпрем включился в работу в теле, никто об этом и не помышлял. И никто не может сказать, что и как кому придётся делать на следующем этапе его личной садханы - если он до него дойдёт в этой жизни. Все мы стоим в очень неустойчивой точке развития, и как будут развиваться события в мире и в личной, в том числе и духовной жизни каждого садхака сейчас сказать невозможно. Поэтому лучше обратить внимание на то, что мы можем делать сейчас, в данное время в данном месте и при данных обстоятельствах.
Владимир 09.05.2017 14:50:56
О том, что будет происходить на последующих этапах, говорить несколько преждевременно. До того, как Сатпрем включился в работу в теле, никто об этом и не помышлял.

Владимир, с одной стороны Вы правы, что надо исходить из данного времени, места и обстоятельств. Мать говорила, что большинство людей живут прошлым, мало людей живут настоящим и только единицы живут будущим. Вера в это будущее это тоже сила, которая еще не реализовала себя физически, но она уже приступила к работе. Мой выбор это вера в будущее, хотя это не мешает трезво оценивать и текущие обстоятельства.

Но я, конечно, пишу сейчас не о трансформации своего физического тела, что действительно мне сейчас представляется пока отдаленным будущим , а о полной внутренней психологической самоотдаче, которая в итоге приведет к полной замене личного усилия на действие Божественной воли. А про трансформацию тела будет решать уже эта божественная воля. В опыте Сатпрема ведь было аналогично. Не он принимал решение о начале трансформации тела. Он писал, что возникло устремление в физическом сознании и что-то в ответ сказало Да.
Для того, чтобы Сатпрем включился в работу на клеточном уровне, ему нужно было оказаться в полном жизненном и духовном тупике: Мать оставила тело, и никаких чудес по воскрешению не произошло; из ашрама его выгнали, да и полицию на него натравили. Нужно было начинать всё с самого начала - с обустройства собственной жизни, и абсолютно самостоятельно. Так он создал свою ветвь в этой работе и довёл её до завершения.
Это я к тому, что для выхода на свой персональный путь, иногда кому-то приходится оказаться в тупике, показывающем завершённость всех остальных ветвей и необходимость движения по своему персональному пути.
Владимир 09.05.2017 16:19:59
Это я к тому, что для выхода на свой персональный путь, иногда кому-то приходится оказаться в тупике, показывающем завершённость всех остальных ветвей и необходимость движения по своему персональному пути.

Я думаю, что это уже не персональный путь.
Значит по-вашему все строем, дружно, в ряды гностических существ через супраментальную трансформацию общим порядком?
Вряд ли это возможно, потому что люди все разные, и каждому нужно пройти свой собственный путь, преодолевая свои собственные трудности и отрабатывая свои собственные стороны этой работы.
Владимир 09.05.2017 17:29:29
Значит по-вашему все строем, дружно, в ряды гностических существ через супраментальную трансформацию общим порядком?


Владимир, но, конечно, не строем и не дружно, главное в ряды гностических существ.
По поводу нашей разности, конечно, мы разные внешне и каждый пройдет свой собственный путь и свои собственные трудности, но в итоге важно не это, а наше центральное устремление. Куда оно ведет нас.
По поводу нашей разности, конечно, мы разные внешне и каждый пройдет свой собственный путь и свои собственные трудности, но в итоге важно не это, а наше центральное устремление. Куда оно ведет нас.
Мы разные прежде всего внутренне. Именно это и создаёт необходимость индивидуальной работы, которую каждый проводит только самостоятельно и в соответствии со своими личными особенностями, даже при наличии учителя в теле.
Сегодня загрузил видео этой стати в сеть, при обновлении сайта подключу. Если есть желание посмотреть с комментариями Зорина, то вот ссылка https://my.mail.ru/mail/vladimer_su/video/55/3927.html
Владимир 09.05.2017 19:28:38
Мы разные прежде всего внутренне.

Наше внутреннее мы как правило не осознаем, поэтому я говорю о внешнем. По поводу учителя.... Шри Ауробиндо писал, что если ученик искренний, то он достигнет не меньше, а вероятно и больше своего учителя.
Я смотрю видео Зорина П.Г., спасибо Вам за последнее видео. Я не согласен с некоторыми его утверждениями, но он в моих глазах все-равно достоин уважения.
Вячеслав 09.05.2017 20:15:26
По поводу учителя.... Шри Ауробиндо писал, что если ученик искренний, то он достигнет не меньше, а вероятно и больше своего учителя.

Да, действительно, такое возможно. Но одной искренности для этого мало. Ведические знания и тексты, сохранённые в Индии на протяжении тысячелетий и ставшие основой для национальной культуры, не уничтожались в религиозных конфликтах, и благодаря этому проникли в национальное сознание. Их необходимо было прочесть заново, открыв их более высокий смысловой ряд, что и послужило основой для работы Шри Ауробиндо. В России же постарались не единожды уничтожить национальную культуру: сперва при крещении Руси, потом при реформе Никона и при петровской государственной реформе, позже при борьбе с православием в Советское время, и сейчас это происходит в очередной раз путём растления народа через СМИ. Поэтому для того, чтобы в таких условиях самостоятельно подняться на уровень учителя, нужно обладать сильными корнями из духовных наработок прошлых воплощений, и иметь соответствующую харизму.
Владимир 09.05.2017 21:49:07
Поэтому для того, чтобы в таких условиях самостоятельно подняться на уровень учителя, нужно обладать сильными корнями из духовных наработок прошлых воплощений, и иметь соответствующую харизму.


Владимир, у меня тоже есть учитель. Можно ли самостоятельно? Я не знаю. Мать в Агенде последних годов (после выхода "На пути к свехрхчеловечеству" Сатпрема) говорила, что это возможно, но она не знает при каких условиях.Харизма ведь это внешнее проявление уже, а главное это что-то внутри.
Вячеслав 09.05.2017 22:06:14
... Можно ли самостоятельно? Я не знаю. Мать в Агенде последних годов (после выхода "На пути к свехрхчеловечеству" Сатпрема) говорила, что это возможно, но она не знает при каких условиях.Харизма ведь это внешнее проявление уже, а главное это что-то внутри.


Харизма это санкция ведущей человека силы на проявление его внутреннего содержания во внешнем мире.
В дополнение к теме о личном усилии, необходимости учителя и о некоторых других аспектах работы в этой йоге.

Махапуруша. Ученик: Один мой друг занимался йогой с другим Гуру, но захотел теперь заниматься йогой Шри Ауробиндо. Но я сказал ему, что это не его путь и что ему нужно вернуться к прежнему Гуру. Он сказал, что ему нравится Гуру «образованный» и «приятной наружности» (смех).

Шри Ауробиндо: Он говорил мне, что он был «слабым». Поэтому я сказал ему, что он должен стать сильным; он не желает заниматься своей работой, что означает, что он работать не хочет.
Боюсь, что он ни к кому не прикрепится. И потом это его «образованный» глупо звучит по отношению к Гуру! То, что люди понимают под образованием, это какие-то идеи или мысли и неугомонность без какой-либо твёрдой цели. Он может, если хочет, принять йогу от Тагора – хорошо выглядящего гуру! Всё дело в том, что он не готов прилагать усилия.

Ученик: Его понимание махапуруши – великого человека в том, что этот человек сможет помочь другому достичь то, что он сам достичь не может.

Шри Ауробиндо: Вы хотите сказать, что махапуруша сможет устремляться за него, и за него выполнять йогу? Я не знаю, как такое понимание о чудесном изменении посредством йоги появилось в Индии. Полностью всё понимание индийской йоги заключается в абхьяса – практике и в тапасье – сосредоточенной воле, а совсем не в чуде. Некоторые говорят, что это идёт от религии Вайшнавы, делающей упор на посвящении и прапатти – полной самоотдаче. Некоторые последователи Рамануджахария думают, что так он делал садхану за своих последователей! Как такое может быть?

Ученик: Но если такое невозможно, то в чём польза махапуруши – великого человека? На чём он стоит? (смех)

Шри Ауробиндо: Он стоит на земле на своих ногах! Всё, что он может сделать, это показать путь; он может поделиться опытом, а потом человек должен работать сам.

Ученик: Понятие духовности идёт из «самоотдачи»?

Шри Ауробиндо: Да, но никто не может совершить самоотдачу за другого человека; каждый должен совершить собственную самоотдачу. И самоотдачу выполнить нелегко. Если человек сможет отдать себя «без каких-либо условий» и (sarva bhāvena) – во всех частях, как говорит Гита, тогда больше ничего делать не надо. Но может ли человек сделать это? Вы не можете это сделать просто сказав: «Я отдаю себя». Это должно стать действительным, что и является садханой.

Ученик: Но тогда мысль об отдаче себя Гуру, достаточно?

Шри Ауробиндо: Что вы этим хотите сказать? Вы думаете, так легко отдать себя? Это очень трудно, это и есть сама садхана.

Ученик: Но предполагается, что человек отдаёт себя человеческому Гуру, этого может быть достаточно?

Шри Ауробиндо: Что вы имеете в виду под отдачей себя человеческому существу? И «достаточно» для чего?

Ученик: Достаточно для обретения Совершенства или Бога.

Шри Ауробиндо: Полагаю, что отдача себя человеку означает отдача себя Божественному в нём, и это может быть достаточным или не достаточным в зависимости от того, кому вы себя отдаёте.

Ученик: Это то же самое, что и отдать себя Богу?

Шри Ауробиндо: Полагаю, когда человек отдаёт себя другому человеку, он отдаёт себя Истине в этом человеке, в каком другом смысле это можно понимать? Он может, конечно, добиться или Гуру может добиться, если он в этом искренен, и ещё более искренен в поиске, тогда он может быть более великим, чем его Гуру.

Ученик: Я сейчас вспомнил, как Гириш Чандра Гхош (Girish Chandra Ghosh) за несколько дней до смерти говорил, что хотя Рамакришна просил его оставить его груз Садханы ему, всё-таки Гириш решил, что не сможет передать груз Рамакришне.

Шри Ауробиндо: Но в Индии есть понимание, что йога – это работа абхьяса – постоянная практика. Как может один человек делать садхану за другого человека? В какой-то другой йоге такое может и быть, но в нашей йоге, во всяком случае, передать свой груз Гуру, значило бы исказить его собственную цель. Каждый должен сам пройти свой путь. Самое большее, что Гуру может сделать, это передать Силу. Но отвержение и преображение должно быть осуществлено самим садхаком. Гуру может помочь, когда это нужно. И когда Гуру может передать силу, садхак может не суметь её удержать, или может даже потратить её без пользы. Каждому придётся пройти свой путь.

Ученик: Этот Гуру был Вайшнава и он ничего не говорит, не объясняет, он не производит впечатление.

Шри Ауробиндо: Всё это, если это правда, является не недостатком, а достоинством! В действительности, то, что он может передавать опыт в безмолвии, является признаком великого Садхака. То, что он не говорит кроме случаев, когда это необходимо, является тоже хорошим знаком.
Он может быть Вайшнава или Шайва. Это имеет мало значения. Это религия; но этот человек не хочет никакой религии от него. Он хочет духовного развития. Какое отношение к этому имеет религия?
И касательно впечатляющего вида, большинство людей, обладающих впечатляющим видом, получили его из витального мира, и вид этот часто бывает обманчивым.

EVENING TALKS WITH SRI AUROBINDO
RECORED BY A B PURANI (16-10-1925)

https://my.mail.ru/community/blog_tamaravolosatova/3481079EB8B6554D.html#comment_48ABAAE54A047C70
Владимир 09.05.2017 12:44:44
Личное усилие - это применение воли к действию и на ментальном, и на витальном и на физическом плане. И кроме того, на плане внутреннем, направленном на формирование соответствующих качеств своего существа.


Для меня личное усилие заключается в устремлении, а далее отвержении того, что мешает и сопротивляется действию Силы. И на самом деле самоотдача интегральная на всех планах существа очень сложна. В принципе самоотдача, если смотреть с человеческой точки зрения, это и есть йога. Но сформировать необходимые качества в нашем существе мы не можем, это для нас может сделать только Шакти, если мы ей своим личным усилием позволяем это.
Шри Ауробиндо "Мать":
"Во всем, что связано со вселенной, за любым действием стоит Божественное в виде своей Шакти, но оно скрыто своей Йога Майей и в низшей природе действует через эго Дживы.
И в Йоге также и Садхаком, и Садханой является именно Божественное; и именно его Шакти — с ее светом, силой, знанием, сознанием, Анандой, воздействуя на адхару и, когда та открывается ей, изливая в нее эти божественные силы, — делает Садхану возможной. Но до тех пор, пока низшая природа остается активной, необходимо личное усилие Садхака.
Необходимое личное усилие — это тройная работа: стремление (aspiration), отвержение (rejection) и отречение (surrender)"