ВНИМАНИЕ: На форуме действует премодерация сообщений. Комментарии становятся доступны для просмотра только после одобрения модератором.

Владимир (2017-05-11 09:18:15)

В дополнение к теме о личном усилии, необходимости учителя и о некоторых других аспектах работы в этой йоге.

Махапуруша. Ученик: Один мой друг занимался йогой с другим Гуру, но захотел теперь заниматься йогой Шри Ауробиндо. Но я сказал ему, что это не его путь и что ему нужно вернуться к прежнему Гуру. Он сказал, что ему нравится Гуру «образованный» и «приятной наружности» (смех).

Шри Ауробиндо: Он говорил мне, что он был «слабым». Поэтому я сказал ему, что он должен стать сильным; он не желает заниматься своей работой, что означает, что он работать не хочет.
Боюсь, что он ни к кому не прикрепится. И потом это его «образованный» глупо звучит по отношению к Гуру! То, что люди понимают под образованием, это какие-то идеи или мысли и неугомонность без какой-либо твёрдой цели. Он может, если хочет, принять йогу от Тагора – хорошо выглядящего гуру! Всё дело в том, что он не готов прилагать усилия.

Ученик: Его понимание махапуруши – великого человека в том, что этот человек сможет помочь другому достичь то, что он сам достичь не может.

Шри Ауробиндо: Вы хотите сказать, что махапуруша сможет устремляться за него, и за него выполнять йогу? Я не знаю, как такое понимание о чудесном изменении посредством йоги появилось в Индии. Полностью всё понимание индийской йоги заключается в абхьяса – практике и в тапасье – сосредоточенной воле, а совсем не в чуде. Некоторые говорят, что это идёт от религии Вайшнавы, делающей упор на посвящении и прапатти – полной самоотдаче. Некоторые последователи Рамануджахария думают, что так он делал садхану за своих последователей! Как такое может быть?

Ученик: Но если такое невозможно, то в чём польза махапуруши – великого человека? На чём он стоит? (смех)

Шри Ауробиндо: Он стоит на земле на своих ногах! Всё, что он может сделать, это показать путь; он может поделиться опытом, а потом человек должен работать сам.

Ученик: Понятие духовности идёт из «самоотдачи»?

Шри Ауробиндо: Да, но никто не может совершить самоотдачу за другого человека; каждый должен совершить собственную самоотдачу. И самоотдачу выполнить нелегко. Если человек сможет отдать себя «без каких-либо условий» и (sarva bhāvena) – во всех частях, как говорит Гита, тогда больше ничего делать не надо. Но может ли человек сделать это? Вы не можете это сделать просто сказав: «Я отдаю себя». Это должно стать действительным, что и является садханой.

Ученик: Но тогда мысль об отдаче себя Гуру, достаточно?

Шри Ауробиндо: Что вы этим хотите сказать? Вы думаете, так легко отдать себя? Это очень трудно, это и есть сама садхана.

Ученик: Но предполагается, что человек отдаёт себя человеческому Гуру, этого может быть достаточно?

Шри Ауробиндо: Что вы имеете в виду под отдачей себя человеческому существу? И «достаточно» для чего?

Ученик: Достаточно для обретения Совершенства или Бога.

Шри Ауробиндо: Полагаю, что отдача себя человеку означает отдача себя Божественному в нём, и это может быть достаточным или не достаточным в зависимости от того, кому вы себя отдаёте.

Ученик: Это то же самое, что и отдать себя Богу?

Шри Ауробиндо: Полагаю, когда человек отдаёт себя другому человеку, он отдаёт себя Истине в этом человеке, в каком другом смысле это можно понимать? Он может, конечно, добиться или Гуру может добиться, если он в этом искренен, и ещё более искренен в поиске, тогда он может быть более великим, чем его Гуру.

Ученик: Я сейчас вспомнил, как Гириш Чандра Гхош (Girish Chandra Ghosh) за несколько дней до смерти говорил, что хотя Рамакришна просил его оставить его груз Садханы ему, всё-таки Гириш решил, что не сможет передать груз Рамакришне.

Шри Ауробиндо: Но в Индии есть понимание, что йога – это работа абхьяса – постоянная практика. Как может один человек делать садхану за другого человека? В какой-то другой йоге такое может и быть, но в нашей йоге, во всяком случае, передать свой груз Гуру, значило бы исказить его собственную цель. Каждый должен сам пройти свой путь. Самое большее, что Гуру может сделать, это передать Силу. Но отвержение и преображение должно быть осуществлено самим садхаком. Гуру может помочь, когда это нужно. И когда Гуру может передать силу, садхак может не суметь её удержать, или может даже потратить её без пользы. Каждому придётся пройти свой путь.

Ученик: Этот Гуру был Вайшнава и он ничего не говорит, не объясняет, он не производит впечатление.

Шри Ауробиндо: Всё это, если это правда, является не недостатком, а достоинством! В действительности, то, что он может передавать опыт в безмолвии, является признаком великого Садхака. То, что он не говорит кроме случаев, когда это необходимо, является тоже хорошим знаком.
Он может быть Вайшнава или Шайва. Это имеет мало значения. Это религия; но этот человек не хочет никакой религии от него. Он хочет духовного развития. Какое отношение к этому имеет религия?
И касательно впечатляющего вида, большинство людей, обладающих впечатляющим видом, получили его из витального мира, и вид этот часто бывает обманчивым.

EVENING TALKS WITH SRI AUROBINDO
RECORED BY A B PURANI (16-10-1925)

https://my.mail.ru/community/blog_tamaravolosatova/3481079EB8B6554D.html#comment_48ABAAE54A047C70
(3-15 символов, а-яА-Яa-zA-Z0-9._-)
(3 символа мин., 10 000 симв. макс., 60 симв. в одном слове макс.)