Випассана

Какая разница между наблюдением за телом и буддийской практикой випассана, где наблюдают сначала за дыханием, а затем за телом и т.д.? Разве нельзя сразу начать наблюдать телом, затем эмоции и мысли? Пишут что наблюдение за дыханием помогает сосредотачивать и успокаивать ум и что после этого постепенно переходить одновременно наблюдение за телом. Только ли в этом разница? Вроде одна и та же практика только там подключено дыхание.
Наблюдать за телом не означает наблюдать только за движениями рук или ног. Абсолютно всё, что делает тело, может представлять интерес, и кроме того, наблюдение за работой тела вносит текущее состояние сознание наблюдателя в сознание тела.
Однако дыхание (при наблюдении за ним) связывает сознание со стихией воздуха, наиболее тонкой из материальных стихий, и обычно соотносимой с ментальным планом. Движения конечностей и самого тела больше относятся к стихии земли, т.е. плотной материи. Наблюдение за дыханием позволяет сделать переход к наблюдению за телом более плавным, перенося сознание сперва на ментальный план, одновременно успокаивая эмоции, и затем переключаясь непосредственно на физическое тело.
Если при этом не пытаться представить себе органы и ткани тела, но постараться войти в свой внутренний мир, то можно обнаружить, что в человеческом существе существует три сферы - сферы живота, сфера груди, и сфера головы. Первые две сферы имеют отношение к низшему м высшему витальным телам, а сфера головы к ментальному телу. Находясь в области груди, и становясь всё спокойнее, можно обнаружить мягкий свет, идущий из глубины сферы - это свет психического существ. Чем спокойнее становится сознание, тем лучше виден свет психического существа, и тем более оно влияет на сознание воспринимающего его человека.
Здравствуйте, Владимир!

Я бы хотела спросить у вас, не является ли помехой Випасанна на пути Интегральной Йоги? Так как есть возможность это по практиковать.
У меня внутри есть какие то сомнения, а с другой стороны понимание, что это может и поспособствовать, так как мою медитацию можно назвать концентрацией.

Спасибо.
Здравствуйте, Жанна.
На пути Интегральной йоги мы можем использовать любые йогические практики, если они способствуют успокоению ума и установлению контроля над умом, эмоциями и физическим телом. Любая практика наблюдения за происходящими в нас процессами способствует успокоению ума, потому что при этом ум концентрируется на конкретной задаче, как бы привязывается к ней, и в это время он может практически остановиться. В это время сознание освобождается от его оков, и у нас появляется возможность управлять сознанием более эффективно, что и требуется для концентрации и вхождения в медитацию.
Работа с дыханием вообще может быть полезна на этом пути, поскольку позволяют установить покой в своём существе, или для выполнения иных задач, связанных с медитативными или иными практиками в йоге. Так Будда использовал дыхание для в своих практиках, и есть основание считать, что это помогло ему получить просветление.
Спасибо Владимир!

В этом и есть моя проблема беспокойный ум, я надеюсь эта практика и дисциплина поможет мне в моей йоге.