Свобода воли

Здравствуйте дорогие форумчане, помогите разобраться с вопросом свободной воли. Мать говорила что с позиции высшей ступени сознания все предрешено и изначально спланировано. Насколько я понимаю, то свобода воли относительна состояния сознания, причем чем ниже уровень сознания - тем крепче убеждение нашего эго, что мы свободны и сами творим свою судьбу. Но если так, то свобода воли - это лишь иллюзия и нужна как необходимость на более ранних стадиях сознания человеческой эволюции? На более поздних стадиях человек видит свою судьбу на определенный промежуток времени и прилагает волю для ее формирования в этом русле?

В какой-то из видео лекций Петра Григорьевича, он говорил что вся идея эволюции была бы бессмысленной, если бы нам не была бы дана свобода воли. Выходит ли данная свобода воли за рамки заранее предрешенных границ наших судеб? Если да, то возникает противоречие. Если же нет, то разве это истинная свобода, разве это не всего лишь иллюзия нашего сознания на определенном этапе?
Мать говорила что с позиции высшей ступени сознания все предрешено и изначально спланировано.
-----------------------

Ну она тут же добавила - "Не пытайтесь понять это умом. Это не для ума..." (не дословно) :-)
Вы затронули вещи, которые невозможно понять при помощи ментала. Он фрагментирует, возникают "противоречия" - кажущиеся, там где их на самом деле нет.
Тем не менее во время духовных поисков человек должен сформировать определенное ментальное понимание того пути, которым он следует, а так же позиции, которую он занимает по отношению к Божественному. Неужели нет способа дать ответ на этот вопрос для ментальной целостности картины? До этого было одно понимание, но Петр Григорьевич его пошатнул =).
Давайте восстанавливать пошатнувшееся, и расширим ментальный взгляд на картину мира.
Представим себе человека, как пирамиду, стоящую вершиной вверх, (условно) состоящую из семи слоёв. Каждый слой соответствует чакре, и имеет определённую площадь и толщину. Вершиной является Сахасрара чакра, венчающая то, что существует в проявленном мире. Вся пирамида сверху пронизана нисходящим светом из миров высшей сферы. Этот свет представляет собой энергию каузального плана, и источник этой энергии находится в супраментальных мирах. Именно поэтому свет, нисходящий на человеческое существо имеет изначально супраментальную природу, но проходя на соответствующие планы бытия нашего мира, эта энергия приобретает более материальные формы. Самой плотной формой супраментальной энергии является материя, но материя не обладает сознанием, способным воспринимать супраментальные вибрации. Когда в материи появится сознание, воспринимающее одновременно и её материальную форму, и супраментальный свет, который, сгущаясь, стал материей, произойдёт супраментальная трансформация материального плана, но пока до этого этапа работа не дошла.
Нижний пласт, или этаж пирамиды, соответствует муладхара чакре, где из элементов физической материи строится физическое тело, способное нести в себе энергию жизни. Этот план самый широкий, и включает в себя информацию обо всех воплощениях души, и все её способности выживать в материальном мире. Чем шире этот этаж, тем больший опыт физических воплощений имеет душа. Этот опыт позволяет душе избегать ситуаций, связанных с разрушением тела, до тех пор, пока тело требуется для работы в этом мире. Поскольку это самый широкий пласт, он выходит за пределы следующего, и на него непосредственно падает свет из Высшей сферы миров, создавая возможность для существования, но и одновременно ограничивая физические возможности данного тела. Попытки выйти за пределы площади, которую занимает нижний этаж, приводят к тому, что человек выходит за пределы, ограниченные падающим из миров Высшей сферы, светом, и попадает в область, в которой не поддерживается его физическое существование. Это грозит гибелью физическому телу, если не удастся быстро вернуться в область, освещённую светом Высших миров. Перемещения по всей площади этого уровня для человека безопасны, и свобода воли здесь максимальна.
Другое сравнение: свобода воли на физическом плане это некая платформа, по которой можно перемещаться без опасности, но подходить к краю опасно – можно упасть с неё, что ведёт к смерти. Площадь платформы задана изначально, и редко может быть увеличена личными усилиями одного человека.
Вернёмся к пирамиде. Второй этаж пирамиды это уровень свадхистхана чакры – низший витальный план. Его площадь меньше площади муладхара чакры – уровня выживания, и так же подсвечивается сверху светом, имеющим изначально супраментальную природу. Но поскольку витальный план так же, как и план физической материи, не обладает возможностью воспринимать супраментальные вибрации, то он, в принципе, смертен. Поэтому изобрести способ жить в одном физическом теле неограниченно долго, успехом не увенчаются до тех пор, пока витал не сможет воспринимать вибрации высших миров. Таблетки, и прочие ухищрения материального плана эту задачу полностью решить не смогут по определению – это задача иного уровня бытия.
Аналогично обстоят дела и с уровнем манипура чакры, занимающим более высокий этаж пирамиды. Края этой ступени ограничивают площадь, меньшую, чем площади свадхистхана чакры, и свобода воли здесь меньше, чем на уровне низшего витала, и тем более, чем на уровне физического плана. Задачи уровня манипура чакры имеют большую сложность, чем задачи свадхистханы, и уровень власти здесь больше, но эта власть разрушительна по причине отсутствия связи сознания этого плана с сознанием света, нисходящего на него из миров Высшей сферы. Однако, разница в частоте вибраций манипура чакры и вибраций света из высших миров меньше, чем в предыдущих случаях.
План высшего витала – анахата чакра, способен к резонансу с наиболее доступными ему вибрациями божественного света, питающего его, но такое восприятие становится реальностью только после просветления, когда сознание человека соединяется с сознанием психического существа. При этом высший витальный план так же может соединиться с психическим, и в результате может произойти его трансформация, но пока ещё не супраментальная. Название этого этапа, видимо, отсутствует или мне неизвестно.
Уровень (этаж) вишудха чакры имеет меньшую площадь, чем уровень (этаж) анахаты, и поэтому возможности здесь по уровню выше, но свободы воли ещё меньше., чем на предыдущих планах. Поскольку это уже ментальный план, и план искусств и совершенств, то понятно, что действительно совершенное создать можно только в довольно узких рамках, подсвечиваемых светом из высших сфер. То, что создаётся вне этого пространства, высшими мирами не поддерживается, и ведёт к разрушению человека или человечества.
Аналогично с планом аджна чакры – здесь область свободы воли ещё меньше, но площадь, непосредственно подсвечиваемая светом сверху, имеет больший процент, чем у планов, расположенных ниже. Истинное творчество на этом плане стремится к высшему, но и слишком часто выходит за пределы дозволенного. Характерным примером этого является ядерное оружие.
На уровне Сахасрара чакры личная свобода воли соединяется с божественной необходимосчтью, и человек, пришедший сюда, не разделяет себя и Его, став истинным сотрудником и инструментом Божественного в этом мире. Здесь звучание мантры ОМ НАМО БХАГАВАТЕ приобретает силу, поскольку только здесь её смысл: "Пусть будет так, как нужно Тебе", становится смыслом и для человека, полностью передающим себя силам Матери Шакти, в соответствии с необходимостью Ишвары.
Что собой представляет выход за границы безопасной зоны, допускаемой для муладхара чакры? Прежде всего, неправильная оценка обстановки в окружающем мире и своих возможностей в этом отношении. Всем известно, что необходимо смотреть под ноги, когда идёшь, но делают это не все и не всегда, поэтому обыкновенных травм из-за невнимательности бывает множество. Проработка муладхара чакры в этом отношении касается вырабатывания привычки обращать внимание на окружающую обстановки и действовать в соответствии с соображениями личной безопасности, если нет необходимости включаться на более высокий уровень сознания, говорящий о безопасности общественной. Это уровень чисто физического тела, и такие навыки человек вырабатывает с детства, в чём ему активно помогают его родители и воспитатели, а внешний мир усердно провоцирует на экстремальные ситуации, подсовывая ему всё новые ситуации для обучения до самого последнего дня жизни. Самым большим искушением для человека, чаще всего выводящим его за пределы зоны безопасной жизнедеятельности, является желание получить большее, чем ему положено для данного периода жизни без достаточной всесторонней подготовки. Этому активно способствует нацеливающая современного человека на безудержное потребление всего и всех, современная идеология, распространяемая через СМИ. Существующее положение, когда официально говорится о том, что в России идеологии нет, является ложью, потому что идеология существует всегда, но сегодня она имеет скрытую форму, направленную на понижение уровня сознания человека. Это одна из ловушек внешнего мира, и слишком многие попадаются в неё, доверяя СМИ.
В этом случае, на уровне свадхистхана чакры получается эффект, который можно охарактеризовать, как переполнение доступного объёма необходимыми и приемлемыми продуктами и предметами потребления. Стремление к безудержному потреблению материальных благ приводит к тому, что люди стремятся получать как можно больше удовольствий, даже там и таким образом, где это не предполагается в принципе. Самым же элементарным примером здесь является обыкновенное обжорство и пьянство, ведущее к тому, что физическое тело быстро приходит в негодность. Здесь свобода воли ограничена не только количеством доступных средств, но и тем, на что и в каких количествах эти средства употребляются.
Следующий уровень – манипура чакра, показывает наше могущество во внешнем мире. Здесь для человека свобода воли ограничена его способностью управлять событиями своей жизни и делать правильный выбор средств для взаимодействия с внешним миром, и безопасно для себя и других их использовать. Примером, понятным всем, является, например, движение по дорогам и пешеходов и водителей, а искушением, выводящим человека за безопасную зону жизнедеятельности, является неправильный выбор действий и режима движения. Свобода воли водителя здесь ограничена его умением пользоваться автомобилем и способностью адекватно оценивать обстановку. Наиболее острый пример это современные мотоциклы. Если раньше они покупались, как основное средство транспорта теми, у кого не было достаточно средств на автомобиль, то теперь, чаще всего, используются как средство для получения удовольствия от собственного могущества – ехать быстрее всех, нарушая множество правил, предназначенных для создания безопасной обстановки на дороге. Результатом этого является большое количество ДТП с травмами байкеров. Смысл ситуации в аспекте свободы воли: муладхара чакра позволяет такому человеку крепко стоять на ногах в социальном отношении, свадхистхана на этом уровне позволяет приобрести мотоцикл, а манипура позволяет вытворять на дороге то, что делать не следует. Неправильный выбор образа действий приводит к тому, что человек выходит из области, освещаемой для него лично из области миров Высшей сферы, т.е. его каузальное тело перестаёт снабжаться энергией, и как следствие, человек может лишиться и средства для самоутверждения в этом мире, и самой жизни. Выбор другого образа действий не приводит его к такой ситуации, и позволяет двигаться по жизни дальше.
На уровне анахата чакры искушением является сама любовь, если не обращать внимание на все остальные аспекты жизни человека. Неверно истолковываемое чувство может привести в неправильным действиям, так же выводящим человека за пределы допустимого. При этом вектор воли переключается на желание получить все допустимые удовольствия, что может привести к неправильным решениям, которые не поддерживает социум. Классическим примером является история Ромео и Джульетты. Они принадлежали к враждующим семьям, обладающим высоким могуществом, но желание обойти социальные преграды привело к смерти обоих. Здесь свобода воли оказалась ограничена всеми лежащими ниже уровня сердца, ступенями пирамиды, которая описывает человеческое существо.
Показать примеры ограничений свободы личной воли следующих уровней, предполагается позже.
Откуда берётся воля и что это такое? По-моему, это сложный вопрос с точки зрения практики. С одной стороны, она если не даётся, то как-то контролируется сверху. С другой - мы её можем тренировать и развивать. Например, когда решается трудная задача в процессе учёбы или работы, если есть стремление и желание решить задачу, то тут и воля не нужна, появляется энергия такая, что трудно прерваться, пока не выполнишь. Бывает другая ситуация. Обстоятельства жизни так складываются, что выполняешь работу (условно так называя) очень трудную, которая тебя изматывает, разрывает на части, ещё немного и тебя сломает. И вдруг совершенно неожиданно, в самый разгар, когда и с другой стороны встаёт проблема, обстоятельства резко меняются, создаётся впечатление, что тебя освобождают. Когда оглянешься назад, видишь, что это произошло у самой черты. В жизни каждого бывают моменты, когда надо проявить волю. Или желание развить волю. Чтобы развить волю, надо победить лень. В йоге так советуют: чтобы чего-то добиться, надо брать помаленьку, слабой волей. Постепенно. Не наскоком, так как можно сорваться. Для примера: надо просидеть в сосредоточении довольно большое время. Эффективность зависит от времени в квадратуре, при некоторых обстоятельствах и по экспоненте, т.е. ещё круче. Начинать надо с малого. В условных единицах начали с времени 0,1. Эффективность маленькая 0,01. Время 0,5, эффективность 0,25. Но когда перейдём 1, индивидуальную для каждого, эффективность будет стремительно возрастать. Например, время 3, эффективность 9. У китайцев есть поговорка: сила-в слабости, слабость-в силе. У Вивекананды есть притча об узнике и таракане. Царь посадил министра в камеру смертников на высокой башне. Узник попросил жену принести ему под башню:таракана, тонкую шёлковую нить, нить потолще, канат и каплю мёда. Таракану намазали усы мёдом, он вытащил наверх тонкую ниточку. К тонкой привязали нить потолще, к той-канат и т.д.
Ментал, заведующий вишудха чакрой, призван природой обслуживать витальное существо, но чаще всего он пытается оседлать витальное тело, и заставляет его служить себе. Смысл ментала на этом уровне оформлять понятия и образы, и оперировать ими в рамках символической системы, что позволяет общаться с другими людьми на одном языке с использованием стандартной системы понятий. Имея доступ к творческим силам человека, ментал может создавать новые формы и изменять некоторые понятия, придавая им иное, ранее не присущее им значение. Такие искажения могут приписывать привлекательные черты тому, что является в принципе разрушительным. Например, это произошло с алкоголем, который в дозах выше одного промилле является ядом, вызывающим снижение уровня критичности человека к самому себе и окружающим, результатом чего является множество аварий, катастроф и преступлений. Смещение смысла понятия "веселье", и привязывание его к алкоголю, как почти обязательному атрибуту праздника, привело к изменению психологии всей европейской цивилизации, и особенно, русского народа. Здесь человек попадает под влияние соблазна сместить систему понятий, чтобы разрешить себе то, что является нежелательным в принципе, и разрушает его и морально и физически. Выход за пределы поля допустимых действий под воздействием ментальных сущностей на вишудхе представляет собой акт обмана или самообмана. На этом уровне пирамиды планов сознания разрушительный эффект сильнее, чем на прежних, потому что неправильное отображение информации легче всего выводит человека туда, где он становится совершенно незащищённым высшими силами. А поскольку здесь формируются автоматизмы, являющиеся безсознательными инструментами в деятельности человека, то запустив неуместный механизм в опасной ситуации, человек способен сам разрушить себя, и свобода личной воли ограничивается здесь ограничивается сильнее, чем на более низких уровнях.
На уровне различающего ментала, управляемого аджна чакрой, свободы воли ещё меньше, потому что здесь из всего разнообразия возможностей существует всего две: истина и ложь; да и нет; белое и чёрное. Попытки найти полутона приводят на предыдущий уровень, и это самое сильное ограничение свободы воли человека. Здесь видно, что истина едина, а всё, что не истина, содержит в себе ложь, которая и выводит человека из зоны безопасной жизнедеятельности на всех предыдущих уровнях.
Из предложенного вашему вниманию, видно, что чем выше человек поднимается по эволюционной лестнице, тем меньше у него свободы воли, потому что свобода существует там, где есть истина. На каждом уровне истина проявляется в различных вариантах, и выбирая из них правильный, человек получает возможность немного подняться над тем планом бытия, где находится в настоящий момент. Выходя на уровень Сахасрара чакры, человек становится единым с Богом, и его свобода воли становится свободой выбирать между служением Богу, всё время поднимаясь и поднимая за собой других, или позволять себе опускаться, так же увлекая за собой других.
Воля в принципе, является атрибутом сознания, которая формирует канал восприятия и воздействия на мир того сознания, которым обладает существо, например, человек. Как показано выше, воля позволяет выбрать возможность движение вверх, выбирая истину без обмана, или вниз, делая ошибочный выбор. Эволюция сознания в этом аспекте и состоит в том, чтобы научиться выбирать оценку и действие, не опускающее, а поднимающее сознание человека вверх.
Законы мироздания едины во всей Вселенной, и поэтому тот, кто стремится к познанию истины, а не к предельной эксплуатации имеющихся возможностей для получения удовольствий, присваиваемых эго, обязательно придёт к раскрытию своего сердца Богу, и соединению своего сознания с Истинным, а заем и с Высшим Я. Тогда воля человека становится волей Бога, и свобода воли человека становится свободой воли Бога, представленного в этой части Вселенной этим человеком.
Когда-то, когда в Питере работало радио Кришна-Лока, поднимался вопрос о свободе воли в свете: Кришна занет все будущее Вселенной, но не может предсказать конкретный поступок конкретного человека, потому что человек обладает свободой воли.
Есть ли в этом противоречие? Никакого.
Свободу воли не следует понимать как ничем не ограниченное "что хочу - то и ворочу". Человек имеет возможность выбирать свое будущее, выбирать следующий шаг. Но выбирать - не любой вообще, а любой, из некоторого ограниченного количества вариантов. Иными словами, из всего множества поступков возможно к выбору некое подмножество. В зависимости от совершенного шага открывается то или иное подмножество возможностей на следующем... Ну и так далее.
Поэтому, можно считать, что все предрешено и спланировано, поскольку, как в моем примере, Кришна знает все возможное во Вселенной множество поступков. Но он не знает, какой конкретно будет выбран. Все логично, не так ли?

В конце-концов, если вспомнить недавнее прошлое, как писала газета "Правда" в районе 1980 года... "От каждого по способностям, каждому - по потребностям. Но о всех ли потребностях идет речь? Нет, речь идет о разумных потребностях..." Вот примерно в таком духе.
Мы же ограничены свободой передвижения плоскостью земли, и никто не говорит, что она - иллюзи, потому что мы не умеем летать...
Если представить систему чакр как пирамиду , то возможны ли ситуации , когда
одна чвкра работает за другую ?
К сожалению, таких ситуаций большинство. Но когда человек начинает интересоваться духовным развитием, у него появляется возможность со временем исправить это положение. Сам процесс осознания проблем такого рода помогает во внутренней работе, а сама работа делает человека совершеннее, значит, и работа чакр и тонких тел становится более гармоничной.
Владимир, спасибо за подробный ответ. Уровень (этаж) вишудха чакры имеет меньшую площадь, чем уровень (этаж) анахаты, и поэтому возможности здесь по уровню выше, но свободы воли ещё меньше, чем на предыдущих планах. Поскольку это уже ментальный план, и план искусств и совершенств, то понятно, что действительно совершенное создать можно только в довольно узких рамках, подсвечиваемых светом из высших сфер. То, что создаётся вне этого пространства, высшими мирами не поддерживается, и ведёт к разрушению человека или человечества.Мне кажется, что под свободой воли вы подразумеваете не совсем то, о чем я спрашивал. Вы описываете скорее границы и сферу действий той или иной чакры в пределах Божественного света. Но я спрашивал, являемся ли мы источником и причиной наших поступков на любом из планов сознания, насколько мы вольны двигаться вверх или вниз по ступеням духовной эволюции? Ведь если у Божественного есть определенный план эволюции сознания, а нам дать волю выбирать то или иное направление вверх к свету или вниз к тьме, то разве не может кончиться такая эволюция плачевно? Божественное осознает всю картину эволюции в целом, а так же Знает по какому пути направить человечество в целом и каждого индивидуально, чтобы исполнилась карма каждого и каждый выполнял свою роль в восходящем и нисходящем потоке. Это будет происходить в том случае, если наша воля будет лишь проявлением воли Божественной, даже будучи искаженной определенными силами, и на разных уровнях сознания. Но если же человеку будет дана воля выбирать, то есть шанс, что он выберет более легкий путь, ведущий к деградации, а так же будет шанс, что этот выбор сделает большинство и эволюция не исполнится. Но данный вариант выглядит мало вероятно. Вот еще один пример. Владимир, вы увлекаетесь астрологией, которая утверждает, что человеческая карма предопределена, и что буквально каждое событие в жизни человека можно увидеть на астрологической карте. Но что если человек волен выбирать свою судьбу? Тогда один свободный выбор может привести к тому, что человек не появится в определенном месте, не совершит какое-то действие, важное для его дальнейшей эволюции, и возможно это действие было важным звеном и в судьбе других людей и т.д.Если смотреть с этой позиции, то очевидно, что человеку необходимо Божественное провидение, да и не только человеку, а всему творению. Но разве это является свободой воли?
являемся ли мы источником и причиной наших поступков на любом из планов сознания, насколько мы вольны двигаться вверх или вниз по ступеням духовной эволюции?

Человек действительно, делает выбор самостоятельно, в соответствии со своим эволюционным уровнем и своим стремлением, которое рождает его душа. В данном случае, душа это не Истинное Я, вернее, не столько оно, сколько внешнее сознание человека; здесь влияние Истинного Я на сознание невелико, но велико влияние внешних сил. Выбор в этом случае делается под влиянием всего, что окружает человека, и огромную роль здесь играет воспитание. Сознание матери и отца, а через них сознание рода и народа, нации, оказывает влияние на душу с разных сторон. Это разные силы, и у этих сил разные вектора – и по направленности, и по силе. Вопросам воспитания уделяли огромное внимание писатели, поэты, мудрецы, философы всех времён и народов. Влияние матери на этапе вынашивания плода огромно, и это закладывает многие естественные реакции в подсознание будущего человека. Влияние отца, если это единственный мужчина у матери, так же огромно, потому что через него нисходит всё высшее, что может проявиться в человеке. Иными словами, через мать формируются основные реакции восприятия и подсознание, которое будет вести человека в первые годы жизни, а через отца образ его рода. Это влияет на основу выбора многих решений долгие годы. Это уровень муладхара чакры, где закладывается основной тип взаимодействия с миром: как, куда, и за счёт чего человек будет двигаться.

Возможен выбор вниз, тогда такой человек идёт по разрушительному пути, пока не исчерпает всех сил, данных природой. Чаще всего так бывает, когда родителям нечего передать ребёнку в области духовной жизни: ни этики, ни нравственности, ни навыков, которые даёт воспитание. Возможен выбор по горизонтали, когда данный уровень развития должен быть пройден, чтобы позже иметь возможность двигаться выше – это просто подготовка будущего, возможно, будущего воплощения. Возможен выбор исключительно вверх, но так бывает примерно у десяти-двенадцати процентов населения Земли, а осознаётся этот выбор, как цель жизни, вообще единицами. Те, кого это интересует – это и есть те самые единицы. Почти все, кто приходит на наш форум, это единицы, делающие такой выбор. Само движение туда, где есть возможность получить ответы на свои вопросы в этой области, является выбором человека. Насколько он искренний, и что им движет, а так же, каким будет результат – зависит от многих причин.Т.е., выбор делается развивающимся личным сознанием, под влиянием различных сил, внутренних, связывающих человека с Богом, и внешних, направленных в разные стороны.
___


Ведь если у Божественного есть определенный план эволюции сознания, а нам дать волю выбирать то или иное направление вверх к свету или вниз к тьме, то разве не может кончиться такая эволюция плачевно?

В планах Божественного существует направление движения, и есть определённые события, для которых требуются исполнители, но любое событие может развиваться по нескольким вариантам, в зависимости от действий реальных людей. Значительная часть ролей может быть занята человеком по его желанию, для получения соответствующего опыта отношений с Богом, проявляющим себя в этих событиях.
Конечно, есть и специально подготовленные люди, без которых событие не состоится. К таким можно отнести как тех, кого в Индии называют махатмами, так и великих злодеев – у каждого своя роль. Мать писала, что даже дьявол может вернуться к Богу, если сделает такой выбор, но он всегда выбирает другой путь. Это его право и его выбор. Но он выполняет работу по сортировке тех, кто выбирает свет, и тех, кто выбрал тьму. В этом смысле, он тоже выполняет работу Бога, но работу ассенизатора и мусорщика. Эта работа важная, и она вычищает среди людей тех, кто выбирает тьму. Шри Ауробиндо на вопрос, почему так происходит, сказал, что "Для трансформации несовершенного в совершенное, все возможности развития должны быть раскрыты". Все – означает и возможности роста сознания, и возможности его деградации и распада. Пока раскрытия возможностей не происходит, их трансформация невозможна, потому что они должны проявится, показать себя, чтобы быть трансформированными. По сути, трансформация означает уничтожение всего нежизнеспособного, не способного к дальнейшей эволюции, и рост того, что может эволюционировать. Такое разделение неизбежно, и всё, что не способно расти, дать новые, более высокие по уровню вибраций, ростки, становится минералами, почвой, на которой вырастет что-то полезное. Это объективный процесс, и он идёт в каждом из нас на всех уровнях.
Здесь цель Божественного – выявить способность всего, что существует в Нём на всех уровнях сознания, и на всех планах бытия. Для этого появляются и гибнут цивилизации, и каждый проживает свою судьбу. Но судьба человека не прописана незыблемо, она является продуктом творчества, результатом выбора человека, и часто такой выбор мы делаем почти неосознанно. Сейчас идёт очень важный акт драмы, когда часть человечества сделает рывок вперёд, а другая часть останется там, где была. Есть и третья, которая исчезнет, но будет выполнять свои неприглядные роли. Интересно, что Лев Давидович Троцкий сказал: "Да, мы уйдём, но хлопнем дверью так, что мало не покажется". Он выбрал свою судьбу сам. Есть люди умные и талантливые, но с такой чёрной душой, что людьми их назвать трудно. Другим примером является Збигнев Бжезинский, один из авторов современной редакции проекта "Золотой миллиард." По этому проекту на Земле должно остаться примерно миллиард человек, причём из этого миллиарда незначительная часть будут господами, больше будет надсмотрщиков, а остальные рабами, не осознающими своего рабства. Остальные пять с лишним миллиардов должны быть уничтожены различными способами. Территория Европы и России рассматривается, как территория, где будет жить значительная часть этого миллиарда, но это должен быть не русский народ, а те, кто собирается воплотить эту убийственную для человечества идею в жизнь. Вот так человек делает выбирает работу на дьявола, и это его выбор, который он сделал под влиянием сил, воспитывавших его. Подробнее об этих силах можно узнать, изучив и проанализировав биографию этого политика с духовной (не путать с религиозной) позиции.
Для эволюционирующей души это выбор, который не позволит ей больше воплотиться в человечестве, по сумме сознательных деяний. Здесь душа используется, как разовая батарейка, а управляют таким "человеком" силы подземных миров. Но поскольку расчёт идёт на миллиард, то, господа и надсмотрщики окажутся такими же. В таких людях психическое вытеснено, оно покидает такого человека, и его контролируют только силы мрака. Те, кого захватила религия власти, денег и материальных благ, имеют возможность сделать выбор в пользу истинных ценностей, но этот выбор требует от них внутренних усилий, чего они делать не хотят. Вбор не означает отказа от благ цивилизации, он означает отношение к ним и цель жизни, как служение силам света или силам мрака.
Безсознательное служение Богу лучше, чем сознательное служение дьяволу. Лучше хотя бы потому, что есть куда двигаться и расти.
Об остальном отвечу немного позже.

Поздравляю всех участников форума с Новым годом, и желаю всем успехов в той внутренней работе, которую мы делаем вместе!
Цитата:
Но если же человеку будет дана воля выбирать, то есть шанс, что он выберет более легкий путь, ведущий к деградации, а так же будет шанс, что этот выбор сделает большинство и эволюция не исполнится.

Довольно часто так и происходит. Объяснить человеку, что стремиться нужно к тому, что развивает сознание, можно и нужно, и в обыденной жизни к этому побуждает хотя бы то, что человек с высшим образованием имеет больше возможностей применить свои силы в интеллектуальной области, где условия для повседневной работы комфортнее, чем, например, на стройке. Это объяснение на пальцах, на самом примитивном уровне, для ребёнка, но объяснения – объяснениями, а внутренний импульс так же должен играть свою роль. И огромное значение имеет окружение и СМИ. Последние всё сильнее влияют на выбор и общий уровень культуры человека, и за последние 10 лет в России общий уровень сознания населения упал, и продолжает падать. Но интересно, что при этом у части населения этот же уровень стал стремительно расти, невзирая на все влияния извне. Этому в значительной степени, способствует интернет, позволяющий распространять информацию по всей Земле практически мгновенно.

Для эволюции сознания важно не только количество тех, кто идёт этим путём, но и качество работы. Так, Шри Ауробиндо один повлиял на весь мир, на всё человечество, и это влияние распространяется сейчас, позволяя делать свою внутреннюю работу, в которой каждый так же является центром, создающим высокие вибрации среди остальных людей. И конечно, надо иметь ввиду, что эта йога не для всех, и не каждый человек способен эволюционировать с высокой скоростью. Сатпрем в конце ХХ века говорил, что очень скоро появятся "люди из гипса" – как и гипсовые фигуры, пустые внутри, и мы видим, что таких людей становится всё больше. Фактически, эволюция разделяет всех на два потока: поток, который интересен Божественному и эволюционирует, и поток, который просто дорабатывает своё, использует до конца данный ему потенциал, но в эволюции практически не участвует.

Цитата:
Владимир, вы увлекаетесь астрологией, которая утверждает, что человеческая карма предопределена, и что буквально каждое событие в жизни человека можно увидеть на астрологической карте.

Это не совсем так. Всё зависит от уровня развития человека, в одном источнике это называется Космическим посвящением. Важно не само событие, а тот опыт, который человек может получить, проходя через него, и как этот опыт повлияет на сознание человека. Для одного это будет событие на физическом плане; для другого, с таким же гороскопом, будет важен эмоциональный уровень, а третьему для получения важного личного внутреннего опыта, достаточно оказаться свидетелем, а не участником события – всё зависит от уровня сознания. Мы все – частицы Бога, познающего себя через нас, и такой инструмент, как гороскоп, показывает Его энергии, которыми мы располагаем в разные отрезки времени, и характер обстоятельств, через которые нам приходится проходить. Сами же обстоятельства не являются ни жёстко зафиксированными, ни обязательными для всех их участников. Если сознание человека меняется, меняются и его взаимоотношения с внешним миром, представляющим для нас внешнюю, проявленную сторону Бога, его материализованную часть. Взаимоотношения являются важнейшим фактором для восприятия происходящего, и эволюция представляет собой в значительной степени, эволюцию отношений Бога и человека. В этом смысле Бог предоставляет нам условия для наилучшего выполнения своей внутренней работы, в том состоянии сознания, которое у нас в настоящий момент, но такое рассмотрение кармы в обычную астрологию не укладывается. Здесь уже нужно говорить об астрологии, учитывающей эволюционный уровень человека, но вписать в астрологию ещё и это параметр, может не каждый астролог, а считанные единицы. Бог вообще идеальный партнёр, друг, возлюбленный, учитель, который предоставляет нам в изобилии тех, кто нам нужен для реализации своего потенциала в целях эволюции. Если для этого нужны враги, Он приводит их в нашу жизнь. Если нам нужны друзья, то они так же появятся, и это так же будет Его воля. Он даёт нам всё необходимое на данный момент, и создаёт возможности для работы в том направлении, которое нам требуется. А уж цели мы ставим себе сами, в соответствии со своим разумением.
Владимир, спасибо за ответ. В таком случает астрология показывает лишь внешнюю сторону вещей, например внешние события, которые и отображены на карте, или же астрологическая карта отображает отношение человека к происходящему, что индивидуально для разных людей и одного обстоятельства? Но в любом случае, даже если отношение к тем же обстоятельствам в связи с изменением сознания изменилось, они ведь все равно отображаются на карте, и все равно исполняются. Свобода воли может повлечь за собой цепь событий, которая в конечном итоге приведет к тому, что ни одна астрологическая карта не будет отображать судьбу ни одного человека. Как бы человек не воспринимал мир, астрология - наука работающая с судьбой, жесткими рамками, в пределах которых возможно и происходит различные изменения сознания, но которые эту жесткую конструкцию не меняют. И тогда встает вопрос что такое судьба, и насколько Божественное влияет на наш выбор? Мы ведь части Одного осознающего Себя целого, неужели все происходящее внутри Него выходит за границы Его Воли, даже наш выбор? И вообще кто делает выбор в той или иной ситуации? Если взять например двух полностью идентичных людей, поместить в одни и те же обстоятельства, идентичные вплоть до самых тонких уровней, и поставить их перед свободным выбором, то разве будет существовать возможность разного выбора? Определенные силы будут взаимодействовать, силы ума, витала и прочие, и те, которые окажутся более сильными повлияют на выбор. Или взять нашу судьбу, каждого из нас и представить что мы рождаемся снова в то же время, в которое мы родились когда-то, в тех же условиях и пустить все по новой, разве не придем мы в ту же самую точку, где мы сейчас, не сложатся ли обстоятельства тем же образом?
Сначала закончим ответ на предыдущий вопрос.
Но что, если человек волен выбирать свою судьбу? Тогда один свободный выбор может привести к тому, что человек не появится в определенном месте, не совершит какое-то действие, важное для его дальнейшей эволюции, и возможно это действие было важным звеном и в судьбе других людей и т.д.
Есть такой афоризм: "Посеешь поступок – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу". Изменяя своё отношение к тому, что нас окружает, мы меняем характер, а с ним и судьбу. Энергия разрушения, возникающая при существовании всего материального, и которую набирает материальный объект, будет влиять на экипаж, и разрушение произойдёт, но если экипаж в результате своих внутренних изменений стал другим, ему уже не нужно умирать при таких обстоятельствах, и он будет заменён на другой. Аналогично и с пассажирами. Вот пример с Титаником: несколько человек сошли на берег перед отбытием в его трагический рейс, причём один из них, прочитав в свободное от вахты время книгу, в которой описывались катастрофические события с таким же пароходом-гигантом, похожим на Титаник, как две капли воды. Человек понял предупреждение, и остался на берегу. Его сознание изменилось, изменился и выбор, но его личный выбор не повлиял на судьбу тех, кто остался на борту.
Если смотреть с этой позиции, то очевидно, что человеку необходимо Божественное провидение, да и не только человеку, а всему творению. Но разве это является свободой воли?
Провидение это реализация одного из звеньев цепочки закономерностей, которую человек не в состоянии проследить полностью. К тому же цепь может ветвиться, и есть возможность пойти по пути, ведущему к финишу другой дорогой. Часто такие указания есть и в гороскопе, но как они реализуются, часто остаётся под вопросом до последнего момента. Свободой воли в таком случае, является выбор способа действий, сознательная, и может быть, нестандартная реакция на происходящее.
Сейчас известно из многих источников, что на Земле было несколько разных цивилизаций, и все они были разрушены, потому что начинали движение в сторону от того направления, что требуется Богу в его эволюции, об этом так же писал Шри Ауробиндо. У них была свобода выбора, и они выбирали то, что привело их гибели. Сейчас такая же точка выбора, и от человечества зависит, что произойдёт с нынешней цивилизацией. Такой гигант духа, как Шри Ауробиндо, в материальном мире свою часть работы сделал, теперь очередь тех, кто продолжает эту работу. Но каждый имеет полное право и возможность изменить свой выбор до самого последнего момента, когда речь идёт об эволюции, о движении вверх. Когда же принимается противоположное решение, времени на раздумья значительно меньше, и это следствие быстро нарабатываемой негативной кармы.
В принципе, существует три основных категории воплощённых душ.
Первая это те, что стремятся к свету, и они выбор свой давно уже сделали, и идут своим путём, активно работая в этом направлении.
Противоположная им, третья категория это те, кто сознательно служат силам тьмы.
И между ними есть вторая категория, на которую можно повлиять в процессе воспитания, которое длится всю жизнь. Весьма условно первых и третьих по десять процентов, а восемьдесят – те, кто окончательно не определился.

Астрология показывает внешние силы и обстоятельства, сопутствующие внешней, проявленной части нашего существа, и не касается Истинной внутренней части – центрального существа. Когда человек получает просветление, и его сознание становится полностью тождественным с сознанием его Истинного Я, внешние события уже не влияют на его отношение миру и к внутренней работе. Только тело остаётся подвластным низшей природе, но и здесь появляется значительно большая свобода воли. Шри Ауробиндо сказал, что те, кто наиболее важен для эволюции сознания, получат возможность продлевать жизнь настолько, сколько нужно будет для завершения их этапа работы. Переключение энергосистемы человека на другие вибрации изменяет очень многое, в том числе и материальную природу физического тела. Тело Шри Ауробиндо после его ухода сияло несколько дней, пока его не захоронили, и процессов разложения тканей не было. Вокруг тела Сатпрема также было видно сияние в последние дни его жизни.
//Его сознание изменилось, изменился и выбор, но его личный выбор не повлиял на судьбу тех, кто остался на борту.//

Но повлиял на десятки, а может и сотни других человеческих судеб, которые остались на земле, а так же на множество ситуаций. Можно ли сказать наверняка, что этот выбор не был запланирован Божественным, чтобы эволюция продолжалась найлучшим образом на коллективном уровне в виде эволюции вселенной, а так же на индивидуальном для каждого человека? Можно ли утверждать что первичный импульс, ставший в итоге этим решением сойти с корабля, не был Волей Божественного, и что Божественное не добивалось именно этого результата? Мать призывала нас верить что все что происходит - происходит найлучшим образом, и что нам стоит верить в Божественное. Это утверждение можно понимать по разному, например, что если мы искренне идем по пути к духовной эволюции, то мы должны верить, что обстоятельства что с нами происходят - те, что найлучшим образом подходят для нашей работы. Но ведь может так же быть, что за этими словами стоит вера в Божественное провидение наших судеб, даже в том случае, если ситуация для ограниченного человеческого ума выглядит тропой в никуда в бездну, возможно это найлучший опыт, который в дальнейшем ведет к подьему и росту?
Мне кажется, что Божественное не занимается судьбой обычного, рядового человеческого индивидуума, на то человеку и дана воля, частичка Божественной воли. Скорее всего, человеческая душа до рождения формулирует в общем плане свои задачи в предстоящем воплощении и подбирает подходящие условия рождения (время, родителей, страну), чтобы решить эти задачи. Это, наверное, отражается на индивидуальном гороскопе. Но, рождаясь, человек всё забывает, хотя в подсознании это есть. Проживая жизнь, человек может выполнять или не выполнять задуманное, в этом проявляется его воля, характер, устойчивость к соблазнам и т.д. Задачи же, которые он должен был решить, были не произвольно выбранными. Они должны были подвести итог его прежних воплощений и наметить эволюционные пути развития. Без решения данных задач нет возможности дальнейшей эволюции. Поэтому, если человек не выполнил задач, он, как в школе, остаётся на второй год, но условия для их выполнения будут более жёсткими, он будет более принуждаем условиями жизни и гороскоп у него будет более жёстким, возможно даже - фатальным.
Nara 01.01.2011 10:58:11
///неужели все происходящее внутри Него выходит за границы Его Воли, даже наш выбор?


Божественная воля безконечна в принципе, но она ограничивает волю человека пределами необходимости высших сил в данное время в данном месте. Пирамида, которую я приводил в начале, показывает именно это. Когда человек пытается выйти за пределы того, что освещается сверху каузальным потоком, он выходит за пределы жизни. Это предел личной свободы воли. Аналогично и для любых коллективов, от пар и до огромных государств. Но искренняя молитва может изменить освещённое пространство, если это действительно необходимо. Правда, бывают ситуации, когда молиться нет времени, но это касается экстремальных ситуаций.

Если взять например двух полностью идентичных людей, поместить в одни и те же обстоятельства, идентичные вплоть до самых тонких уровней, и поставить их перед свободным выбором, то разве будет существовать возможность разного выбора?

Поставить такой эксперимент возможности нет по простой причине: при всём своём могуществе, Божественный очень рационален, и не тратит силы на полное повторение того, что уже существует. С позиции физики пространства, два абсолютно одинаковых на всех планах бытия объекта существовать не могут, потому что они должны находиться в одной и той же точке пространства, т.е. возможен только один такой объект. Два похожих объекта будут иметь отличия, хоть сходство их может быть неразличимым. На самом деле, любой объект Вселенной в каждый следующий миг уже другой, хоть отличия и очень незначительны.

Или взять нашу судьбу, каждого из нас и представить что мы рождаемся снова в то же время, в которое мы родились когда-то, в тех же условиях и пустить все по новой, разве не придем мы в ту же самую точку, где мы сейчас, не сложатся ли обстоятельства тем же образом?

Если сознание воплощаемой души снова вернуть в то же состояние, то произойдет повторение. Если же сознание будет отличаться, то полное повторение невозможно.
ЭллаС. 01.01.2011 17:02:31
если человек не выполнил задач, он, как в школе, остаётся на второй год, но условия для их выполнения будут более жёсткими, он будет более принуждаем условиями жизни и гороскоп у него будет более жёстким, возможно даже - фатальным.

Да. А потом люди начинают удивляться, почему им не везёт в жизни.
Если сознание воплощаемой души снова вернуть в то же состояние, то произойдет повторение. Если же сознание будет отличаться, то полное повторение невозможно.

Тогда где здесь свобода воли? Это больше похоже на механический процесс. Где же насамом деле в таком случае может проявиться свобода воли, если каждый выбор (свободный) есть лишь следствие столкновения определенных сил?