У человека существует два вида внимания - внешнее, ориентированное на органы чувств физического тела, и внутреннее - внимание, способное воспринимать тонкий мир, в том числе Истинное Я - психическое существо и Дживатман - Высшее Я человека. Внешнее внимание обычно соединено с внутренним, и поэтому духовный мир на этом этапе воспринимается плохо, а попытки его восприятия бывают редкими и не глубокими. Этому мешает то, что приёмы восприятия, прекрасно работающие во внешнем мире, переносятся в мир внутренний, где они просто не работают. В этом случае получается, что в мир внутренний переносится ещё и внешнее сознание и внешнее внимание, а оно представляет собой гораздо более плотную субстанцию, чем сознание и внимание внутреннее.
Внешнее внимание можно сравнить с двояковыпуклой линзой, через которую можно рассматривать мелкие предметы, поскольку она собирает лучи в один пучок.

В точке фокуса концентрация внимания максимальна, и здесь само внимание влияет на изучаемый объект, что и является одним из факторов построения персональной картины мира.
Внутреннее внимание сравнимо наоборот, с двояко вогнутой линзой, рассеивающей свет, проходящий через неё. Но у такой линзы есть мнимый фокус - точка, где могли бы сойтись лучи, если бы мы продолжили их из области, где они рассеиваются.

Здесь в точке мнимого фокуса находится область внутреннего свидетеля, который так же воспринимает мир, но уже по иным правилам.
Без разделения внимания, отделения внешнего от внутреннего, придти к восприятию и познанию внутреннего мира не получается. Эмоции и состояния могут восприниматься только внутренним восприятием, поскольку оно это более тонкая субстанция, и они воспринимаются из этого "мнимого" центра, фокусирующего в себе всю информацию о том, что есть во внутреннем мире. Для эмоций и состояний этого центра внутреннего внимания как бы не существует, но он представляет собой часть внутреннего свидетеля, способного воспринимать то, чем наполнен наш внутренний мир. Именно поэтому внутренний свидетель, его формирование, является важнейшим условием для внутренней работы. От как раз и работает по законам рассеивающей линзы, и у него другие законы восприятия, не такие, как у восприятия внешнего, сходного с линзой собирающей, двояковыпуклой.
Из области свидетеля прекрасно воспринимаются состояния и видно эмоции. Но вся проблема в том, что мы не можем сразу научиться разделять эти два типа внимания. Только постоянная бдительность к своим состояним может развить внутреннее восприятие, и это же одновременно формирует внутреннего свидетеля.