Прошлый мой пост включил начало ответа на первый вопрос этой ветки форума, сегодня мы можем рассмотреть продолжение.
Люди обычно думают, что когда мысли и эмоции становятся более светлыми, а психическое выходит на передний план, отстраняя эго, человеку становится жить легко и радостно, ему всё ясно, а его сердце постоянно переполняют волны блаженства. Это действительно, иногда бывает, но чаще тогда, когда процесс не завершён, а сознание человека не готово в достаточной мере воспринять истину, живущую в его сердце. При этом его сознание ещё не видит реальности мира, потому что эта реальность начинается дальше границы, очерченной эго, но человека ещё интересуют только эмоции благостной любви, рождающиеся в сердце. Это происходит, когда эго не оставило человека совсем, а только немного отступило в сторону. В этом случае об истинном просветлении говорить рано, и высокое эмоциональное состояние не всегда свидетельствует о том, что психическое действительно заняло место истинной личности человека. Так может быть, когда оставшееся эго желает использовать энергию психического существа в собственных целях. Однако и здесь психическое существо значительно сильнее влияет на поведение человека, чем прежде, но это состояние, скорее, может предшествовать просветлению, чем является им самим.
При истинном просветлении сознание, ментал и витал, неразрывно соединяется с психическим, образуя личность, интегрированную вокруг психического существа. При этом эмоциональный фон благостной любви, который иногда воспринимается, как самоцель, остаётся только фоном, эмоциональной основой для деятельности сознания. И когда такой человек стремится к познанию высокой истины сам и знакомит окружающих с тем, что осознал, для него главным является не эмоциональное состояние, а способность познать Бога, явленного ему в нём самом и в окружающем его мире. Психическим движет необходимость познания внутреннего и внешнего мира, а наше сознание, ментал, витал и физическое тело являются его инструментами в этом мире. Эго переворачивает всё с ног на голову и заставляет нас думать иначе. Самое интересное, что именно эго, неправильно понимая цель духовного роста, начинает первым стремиться к просветлению, увлекая за собой мысли и желания человека.
Когда сознание интегрировалось с психическим, человеку бывает не до того, чтобы обращать внимание на эмоциональную сторону воздействия психического. Человек в этом случае обращается к психическому не за эмоциями Ананды, а для того чтобы решить очередную задачу, которую поставила перед ним жизнь.
Современный мир не позволяет долго наслаждаться высокими эмоциями, как это делали просветлённые сто и более лет назад, потому что количество событий, определяющих скорость течения времени, увеличивается со всё возрастающей быстротой. Это означает, что скорость эволюционных процессов стремительно возрастает, и человеку уже нет времени предаваться блаженству Ананды, сосредотачиваясь на витальном плане, а необходимо осознавать всё больше того, что происходит с ним и вокруг него.
Просветление приносит радость осознания Бога в себе и Его проявления во внешнем мире, но это радость совсем иного характера, а эмоциональное состояние блаженства, к которому стремились садхаки столетия назад, является не целью, а только средством, поддерживающим сознание в требуемом состоянии. Это та энергия, которая только и способна поддерживать сознание человека на необходимом в этом случае уровне. Однако силы внешнего мира стремятся уравновесить выделяемую человеком дополнительную энергию, поэтому такое состояние довольно быстро проходит.
Радость высокого осознания можно назвать радостью победы в борьбе с собственной ограниченностью – "Это радость со слезами на глазах", как поётся в прекрасной песне "День Победы" – радость победы Истины над неведеньем и ложью, которая даётся после множества попыток справиться с собственной глупостью и невежеством.
Человеческий язык ещё не поднялся до того уровня, когда появятся общепринятые формулировки, показывающие отличие высокой радости психического плана от радости витальных планов. Только по контексту рассматриваемых понятий есть возможность настроиться на понимание радости высокого осознания, в отличие от радости, понятной в обыденной жизни, но пока такого опыта у человека нет, это будет только догадкой.
Не состояние радости и любви являются главным в просветлении, а возможность и необходимость более глубокой работы сознания. Ответственность за всё, что он делает, которая ложится на человека с просветлённым сознанием, вполне уравновешивает тот эмоциональный эффект, который появляется при выходе психического на передний план.
См. окончание.
А предыдущий, #6 пост требует пояснений, они будут, когда закончится ответ на этот вопрос.