Каждый человек имеет свой вектор развития сознания. Процесс его развития идёт в горизонтальной плоскости, когда мы узнаём новые факты о том, что происходит в окружающем нас мире, и осваиваем некоторые закономерности, необходимые нам в практической деятельности. Временами вектор развития переходит из горизонтального положения в вертикальное, когда на основе суммы имеющихся сознаваемых и неосознаваемых знаний происходит тонкий синтез более общих правил, без которых не может жить не столько отдельный человек, сколько общество в целом. Способность к такому внутреннему синтезу закономерностей в значительной степени определяет этику поведения и конкретного человека и группы людей любой численности, от пары до целого народа. В детстве правила поведения, которым мы должны соответствовать, нам стараются привить родители и близкие нам люди. Однако, эти правила у каждого человека чем-то отличаются от правил других людей, и изменяются с возрастом и со временем, и мы всю жизнь должны их корректировать. Комплекс этих правил представляет этические системы, различные в каждой социальной группе и изменяющиеся с течением времени и обстоятельств.
Внешняя, социальная этика, опирается на записанный свод социальных законов, является самой примитивной, самой грубой формой этики. Неписанные законы существуют у каждой социальной группы, и они обязательно отличаются от этики смежных социальных групп, и меняются со временем. Причём этика более высоких по социальному положению групп далеко не всегда бывает выше этики групп людей, находящихся в середине социальной лестницы. Это связано с тем, что лестница социальная не соответствует лестнице эволюционной, хоть и может считаться её весьма отдалённым проявлением в сфере материальной жизни.
У каждого человека существует кроме внешней этики, которая может быть сориентирована на этикет – свод правил поведения в обществе – ещё и этика внутренняя, часто являющаяся более строгой, поскольку опирается на дух той силы, которая управляет человеком в его жизни. Если такой силой является хорошо воспринимаемая совесть, то внутренняя этика может быть очень высокой, и такой человек в жизни не станет пользоваться сомнительными обстоятельствами, хотя окружающим такое поведение может быть непонятно. При этом в течение жизни планка совести может подниматься всё выше, что несомненно является явным духовным ростом, и это будет накладывать на него всё больше ограничений в его внешней жизни, что так же может не всегда быть понятным для окружающих.
Важным инструментом в этом процессе служит собственная, личная философия. Чаще всего личная философия не бывает чётко оформлена и сведена к точным формулировкам, и мало кто занимается формулированием этих правил и закономерностей специально, однако чувствуют налагаемые ей внутренние ограничения многие, и многие пытаются найти приемлемое для себя обоснование этому, что и является признаками активизации внутренней работы.
На протяжении многих веков человечество рождало мыслителей, старавшихся сформулировать основные принципы бытия и смысл существования мира и человека. Долгое время эта задача решалась на основе эгоизма, как основной идеи человеческого развития (это было возможно только благодаря господству концепции детерминизма, разделённости, как основы миропонимания). Такой путь позволяет убивать других во имя собственного обогащения, грабить, обманывать, обращать людей в рабство и вообще вести себя так, как будто данному конкретному человеку должно принадлежать всё на свете, и он может безнаказанно творить всё, что угодно. Такая идеология фактически исключает закон причин и следствий (карму), вернее позволяет её не учитывать, за что всё равно приходится когда-то расплачиваться. Расцвет идеологии, построенной при помощи такой философии, привел к современному системному кризису, а поскольку могущество человека увеличилось многократно, то и попытки подчинить весь мир себе становятся всё более активными и разрушительными. Но с другой стороны, существует множество людей, опирающихся на свою совесть и активно стремящихся к возвышению личного сознания, следствием чего являются серьёзные изменения значительной части общечеловеческого сознания.
В настоящее время человечество разделено на три неравные части: первые те, кто не в состоянии воспринимать какие-либо отвлечённые идеи, в том числе философские, и таких людей большинство. Вторая категория населения старается использовать все возможности для максимального эгоистического потребления всего, до чего можно дотянуться, и формирует для этого собственную философию потребления, согласно которой разрушительный принцип "Каждый за себя" является основополагающим для человеческого общества.
К самой малой, третьей категории людей можно отнести тех, кто воспринимает принцип единства мироздания на доступном для понимания уровне. Это люди, способные к внутреннему саморазвитию, и для них любая философия эгоистического потребления тесна и не может быть истинной. Такие люди могут и не иметь возможности создать и оформить свою собственную систему взглядов, но по отношению к философии, её направленности, и к выбору авторов, которым отдаётся предпочтение, можно судить о том, насколько важны для человека тонкие движения души, о которых пишет Иван Ильин. Способность к такому восприятию позволяет становиться сердцу всё более зрячим, а душе – способной к дальнейшему росту.