Мантры – удивительная и таинственная часть йоги. Существуют мантры, способные лечить, воскрешать и убивать, совершать различные трансформации с предметами, изменяющие свойства материи и сознания. Есть даже целая мантра йога. Однако мантру должен давать учитель, причём он должен давать индивидуальную мантру, которую ученик не должен никому говорить, иначе сила её пропадёт.
Существуют и универсальные мантры, они известны давно, их тиражируют на кассетах и исполняют профессиональные певцы мантр. Некоторые из мантр хорошо известны: Нараяна мантра, Васудева мантра, Шива мантра, Гаятри мантра и т.д. Первые три похожи по звучанию и отличаются только последним словом – обращением к определённой ипостаси Бога, да и мелодии, на которые они поются, различны.
"Ом намо бхагаватэ, Нараяна" – да будет так, как нужно тебе (велишь ты, желаешь ты), благословенный Нараяна. (Аналогично – Васудева, Шива, или иная ипостась Бога, к которой обращаются.) имеется ввиду, что человек не способен понять, чего хочет Бог, но должен подчиниться Его воле, в чём бы она не выражалась. Если необходимо – трудиться, сражаться, принимать неизбежное, но быть при этом инструментом Божественного.
Мать Мирра Ришар, будучи просветлённой и весьма сильной личностью, обладавшей высочайшим после Шри Ауробиндо сознанием, исследовала множество мантр, и предложила миру собственный вариант: "Ом намо бхагаватэ", обращаясь не к конкретным ипостасям, а к более высоким планам бытия, воспринимаемым человеческим сознанием, как безличностные. Однако известно, что Шри Ауробиндо откорректировал этот вариант, предложив обращаться к Вселенской Божественной Матери в её творческом созидательном аспекте, с просьбой трансформировать то, что отжило свой век: "Ом намо бхагаватэ, Махешвари". Это было сделано по той причине, что Мать Мирра сама имела высочайшее сознание и отчётливо понимала, с каким планом бытия она общается посредством этой мантры. А для садхаков, у которых психическое существо ещё не вышло на передний план, будет полезнее обращаться не к безличностному Божественному, а к личностному аспекту вселенской Матери, т.е. установить контакт на более сознаваемом плане. По наблюдениям тех, кто применяет этот вариант, он более ощутимо влияет на человеческое существо, настраивая подсознательные и несознательные области на более высокий строй.
Впрочем, это мантра пригодна исключительно для трансформации собственного подсознания, а для более прозаических случаев существуют другие мантры. Буддисты используют этот аппарат звукового воздействия на природу весьма эффективно, и издают книги, в которых широко применяемые мантры приводятся для всех. Однако, необходимо иметь ввиду, что неправильно и не кстати произнесённая мантра, предназначенная для конкретного случая, пользы не приносит, но если день начинать с произнесения мантры или молитвы, можно с утра настроиться на более высокий тон сознания.