Когда летом в городе жарко, душно и пыльно, хочется подышать свежим воздухом, искупаться, отдохнуть от запаха асфальта и вдохнуть чистый воздух леса или поля. Горожане выезжают из города и в это время они все попутчики, пока движутся по железной или шоссейной дороге. Но уже через полчаса езды становится видно, что одни едут на дачу, другие на рыбалку, третьи в лес, а четвёртые собрались к морю на юг. Через некоторое время у каждого становится видна своя цель, а едущих из вместе становится всё меньше. Так и в духовной работе – те, кто исчерпал свои возможности удовлетворять жажду знаний только аспектами материального мира, занимаются всяческой эзотерикой, изучая скрытые от обычного взгляда явления и процессы. Одни вступают в контакт с духами природы, другие выбирают себе религиозный путь, третьи путь мага, четвёртым нравится йога физического тела, и т.д. На каком-то этапе это всё есть движение от примитивных материалистических взглядов в сторону познания тонких миров в самых разных интерпретациях, по большей части искажённых неверными, а иногда и заведомо ложными представлениями. На этом пути одних привлекает возможность тайной власти над другими, других – возможность поклонения личностям, давно оставившим этот мир, третьих – паранормальные способности. В каждом случае человек старается найти новые возможности для применения своих сил, очень ограниченных в материальном мире. Одновременно происходит самопознание, невозможное в такой степени в иных условиях. При этом люди часто накручивают себе новые кармические зависимости, стараясь избавиться от прежних.
Путь толтеков интересен тем, что позволяет исследовать возможности человеческого существа с совершенно иных позиций. Это путь не религиозный, он близок по смыслу к пути йоги, но ведёт в другой мир, имеющий более тонкие вибрации, чем наш, и лично для меня не привлекательный. В этом пути есть много интересного, Зорин часто использует эти примеры в своих выступлениях, но поэтому пути никогда не шёл. Читая книги Кастанеды, можно многому научиться, и в какой-то степени это можно использовать в познании себя.
Интегральная йога предлагает путь, ведущий за пределы человеческого существа, но для этого необходимо познать себя настолько полно, насколько возможно, в совершенно естественных условиях. Шри Ауробиндо говорит, что эта йога делается в гуще жизни. Затворничество может требоваться только на этапах работы, которых мало кому удалось достичь. Осваивать сиддхи, как у толтеков, не требуется, но они и не отрицаются.
Елена Рерих под названием "Агни йога" на мой взгляд предлагала путь, близкий к религии, поскольку предполагает поклонение Мории – одному из существ близких к миру богов (см. "Цветы сада Мории"). При этом там есть многое, что может быть полезным в работе. Всё, что способствует развитию человеческой личности, раскрытию души, может быть использовано на пути ИЙ, но если кому-то и поклоняться, то может быть, лучше Кришне. Кришна помогал Шри Ауробиндо в его супраментальной йоге, стремясь к собственной супраментализации, поскольку сознание, ментал и витал только одного Шри Ауробиндо были трансформированы супраментальным светом. Каковы были результаты для Кришны – сказать трудно, но он, видимо, добился многого из того, к чему стремился, войдя в тело Шри Ауробиндо на время его работы по низведению супраментального света в его существо. Поскольку Кришна управляет миром богов, он знает, что наша вселенная будет трансформирована. Возможность эволюционировать у него гораздо больше, чем у других существ этого плана, но для этого ему необходимо посещать Землю, а на ней людей такого уровня, как Шри Ауробиндо. В этом смысле кришнаиты несколько ближе к истине, чем иные религии, но любая религия ограничивает расширение сознания. ИЙ не отрицает ничего, что помогает росту сознания, но не каждый путь ведёт далеко, многие заканчиваются, едва начавшись. А с другой стороны, многие идут путём йоги, даже не подозревая этого. Настоящие православные старцы выходили за пределы религии, переставали повторять церковные ритуалы, которые становились им не нужны, за что их иногда и просили удалиться из монастырей, дабы не служили неканоническим примером для других.
Йога по большому счёту отрицает только один путь – путь вниз, к деградации сознания, фиксирования внимания на исключительно материальных сторонах жизни.