Небольшая познавательная статья с http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=2743
Максим Калашников
РУЗВЕЛЬТ: АМЕРИКАНСКИЙ СТАЛИН
Уроки «New Deal» и «имперского президентства»
При всей несхожести причин кризиса, постигшего нашу страну в 90-е годы, и истоков Великой депрессии, поразившей Соединенные Штаты в 1929 г., многие методы «Нового курса» (New Deal) вполне могли бы пригодиться нам в нынешние дни. Стоит сразу отметить: New Deal крайне антилиберален. Не зря правление Франклина Делано Рузвельта (почти четыре срока в 1932-1945 гг.) называют «имперским президентством».
В New Deal вы можете найти плановую экономику, элементы социализма, «крутые меры» спецслужб, национальные мегапроекты и многое другое...
ВЫХОД ИЗ СУПЕРКРИЗИСА
«Новый курс» – явление неоднородное. Есть существенная разница между тем, что администрация Рузвельта делала в 1933-м, и тем, что проводилось в жизнь в 1938-м, а уж тем паче – в 1941–1945 годах. И тем не менее, некие общие черты обозначить можно. Сразу отметим, New Deal есть прежде всего экономический курс, обуздание рыночной стихийности ради планового начала. Проводить его пришлось перед лицом полного краха США, в преддверии то ли социалистической революции, то ли ожесточенной гражданской войны. Однако Рузвельту, хотя и с трудом, но все же удалось убедить богатых, что лучше поделиться изрядной частью своих прибылей ради того, чтобы не лишиться всего. А делиться было для чего: до Ф. Рузвельта в Америке не существовало пенсионной системы, социального страхования и пособий по безработице.
За время реализации политики «Нового курса» в Соединенных Штатах возникло «полусоциалистическое» государство всеобщего социального обеспечения, просуществовавшее в почти неизменном виде до наступления эпохи Рейгана. В годы «Нового курса», собственно говоря, и возникли те США, которые мы знаем: с мощной государственной бюрократией, огромными и сильными спецслужбами, влиятельной военной машиной и очень богатым военно-промышленным комплексом.
Когда США постиг тяжелый кризис, предшественник Рузвельта, президент Гувер, призвал на помощь либеральных экономистов. Они испробовали для борьбы с депрессией хорошо знакомый нам по собственной истории 90-х и начала 2000-х годов «джентльменский набор»: сокращение государственных расходов, жесткое балансирование бюджета, сжатие денежной массы и прочие антиинфляционные меры. Все это, естественно, привело Америку на грань полного хаоса. В богатейшей стране мира – 17 миллионов голодных и безработных, и реальная перспектива выхода некоторых штатов из состава США.
ИМПЕРСКИЙ СОЦИАЛИЗМ ПО-АМЕРИКАНСКИ
«Народ просил меня ввести дисциплину и указать путь под моим руководством. Народ сделал меня инструментом своей воли. В духе дара я принимаю его...» Это – не отрывок речи Гитлера из фильма Лени Рифеншталь «Триумф воли». Не кусок речи Сталина, не выдержка из выступлений Франко, Муссолини, Салазара или Пиночета. Это всего лишь часть выступления Франклина Делано Рузвельта во время инаугурации 4 марта 1933 года.
Рузвельт был убежден в одном: если хочешь погубить капитализм – дай полную власть капиталистам, и потому смело пошел на внедрение элементов плановой экономики и социализма. Директивно был установлен минимум заработной платы, введена система социального страхования. Профсоюзы получили закрепленное законом право на коллективные договоры с работодателями. Президент смело пускал в ход печатный станок, не смущаясь использовать эмиссию как инструмент оживления экономики. Он давал деньги потребителям (рабочим и фермерам) – и они могли покупать произведенные индустрией США товары, спасая страну от кризиса перепроизводства. Так же, как Сталин, Рузвельт ставил на мегапроекты. Советский вождь приказал строить Магнитку и Днепрогэс, а гордостью Рузвельта стал проект TVA (администрация долины реки Теннеси), предусматривавший строительство целого каскада гидроэлектростанций. Сами американцы говорили, что без этого «энергетического сердца» был бы невозможен и атомный проект США. Любопытно, что в 30-е годы TVA пропагандировалась с помощью фильмов, которые сейчас в Америке именуют «псевдосталинскими».
Огромные деньги Рузвельт вкачивал в программы создания новых вооружений (при нем США обзаводятся мощными авианосцами). Он тратил деньги на общественные работы, занимая безработных в специальных трудовых лагерях. При этом Ф.Д.Р. (эта аббревиатура была значимой и понятной для американцев) нимало не смущался тем, что его Закон о восстановлении национальной промышленности (NIRA) необычайно похож на экономическую схему итальянского «корпоративного государства» – вплоть до того, что государство определяло для частного бизнеса объемы производства.
На первых порах воплощением закона NIRA занялся генерал Джонсон. Он летал из города в город на военном самолете, произносил зажигательные речи, запугивал и призывал. В поддержку программы организовались митинги и парады. Фирмы – участники программы NIRA должны были ставить на свои товары эмблему синего орла – дабы потребители знали, кто участвует в осуществлении планов спасения Америки.
Американские правые были в ужасе. Им казалось, что Рузвельт расчищает дорогу коммунистам. В 1934-м произошел забавный скандал: юные интеллектуалы из окружения Рузвельта как-то, подвыпив, на полном серьезе поведали престарелому Вирту, инспектору школ из штата Индиана, о том, будто на Ф.Д.Р. возложена роль Керенского, а за ним, дескать, неизбежно придут свои Ленин с Троцким. Они шутили, но скандал вышел первостатейным.
Впрочем, как писал советский биограф Ф. Рузвельта Н. Яковлев в книге «Франклин Рузвельт: человек и политик» (1981 г.), еще в 1929 году Ф.Д.Р., будучи еще губернатором штата Нью-Йорк, украсил стены своего кабинета схемами, на которых еженедельно отмечался ход строительства 150-ти важнейших объектов. И если плановые сроки по любому из них нарушались, следовало личное вмешательство губернатора. Советник Рузвельта в создании «Нового курса» профессор Тагвелл просто молился на Советский Союз, заявляя: «Россия скорее осуществит цель – необходимое для всех, а не роскошь для немногих, чем наша собственная конкурентная система». В 1932-м, глядя на успехи первой пятилетки в СССР, Тагвелл писал, что будущее – за плановым хозяйством.
Через два месяца после прихода Рузвельта к власти произошел о стрейший кризис в агросекторе: фермеры не могу вернуть взятые в частных банках кредиты. И Ф.Д.Р. применяет чисто социалистический способ: фермерам выдают госкредиты на 100 миллионов долларов. Продажа хозяйств с молотка запрещается. Закладные продлеваются волей государства. Организуется Фермерская кредитная ассоциация. Банкирам разрешается получать с селян только 5% годовых, а не 15%.
1933-1935 годы. Рузвельт создает Национальный чрезвычайный совет, во многом скопированный с советского Совнаркома, куда входили главы министерств и ведомств «Нового курса». Стиль руководства в этом органе едва ли можно назвать либеральным: «Ф.Д.Р. ничего не стоило в случае необходимости вызвать главу какого-либо ведомства, положить перед ним решение, относившееся к его компетенции и совершенно неизвестное вызванному, и коротко приказать: «Подписать!» Редких смельчаков, осмеливавшихся спорить, ждала незавидная участь...» – пишет Н. Яковлев.
В отличие от либеральных теоретиков, обожающих всевозможные «сокращения» и «укрупнения», Рузвельт поощрял дублирование в работе министерств! «...Небольшие конфликты оказывают стимулирующее действие. Каждый старается доказать, что он лучше других. Это заставляет также быть честным. Мы тратим громадные деньги. И тот факт, что в данной области есть другой, который знает, чем вы занимаетесь, заставляет быть скрупулезно честным», – сказал как-то наш герой. В чем это выражалось?
Например, в марте 1934 года администрация Ф.Д.Р. создала Чрезвычайную федеральную администрацию помощи (FERA), которая занялась борьбой с безработицей, посылая помощь в штаты (аналоги субъектов федерации в РФ) по принципу: «На один доллар федеральной помощи – три доллара из штата». Затем FERA переименовали в PWA (Администрацию общественных работ). PWA выполняла и военные заказы. В частности, достраивала авианосцы «Энтерпрайз» и «Йорктаун». Но одновременно летом 1934-го Рузвельт создал и Администрацию по обеспечению работой – WPA. Разницу между двумя организациями углядеть было невозможно: они должны были конкурировать по части лучшего использования средств государства. WPA создала Администрацию по переселению (предпринимавшую даже попытки создать колхозы из обанкротившихся фермеров), а также куда более удачную Администрацию по электрификации сельских районов.
В 1934 году создана Администрация гражданских работ (CWA) – по сути дела, Министерство общественных работ и великих строек, вобравшее в себя 4 миллиона безработных. Просуществовала CWA недолго, однако успела сделать колоссальную работу: построила или отремонтировала 80 тысяч км дорог, 50 тысяч школьных зданий, построила полтысячи аэродромов. Все – за полтора миллиарда тогдашних долларов (которые равны десяти нынешним). За счет фондов CWA оплачивались 50 тысяч учителей и тысячи работников умственного труда: был спасен интеллектуальный потенциал страны.
Более того, CWA служила и рычагом влияния на частные компании, ведь Рузвельт установил для рабочих CWA достаточно высокую по тем временам оплату труда: 30 центов в час. Тем самым он вынуждал частных и акционерных капиталистов платить своим рабочим не меньше.
Когда финансовые олигархи завопили, что президент тратит слишком много денег из бюджета, создавая его дефицит, Рузвельт в июне 1935 г. поднял ставки налогов на большие личные доходы. Тем самым, заявил он, миллиардеры получают шанс погасить государственный долг из собственных средств.
Курьезный факт: когда летом того же года Ф.Д.Р. продавливал через конгресс закон о социальном обеспечении и говорил, что каждый гражданин США должен быть обеспечен «от колыбели и до могилы», одна из зрительниц, брызжа слюной, закричала с галерки: «Закон слово в слово списан со страницы 18-й «Манифеста коммунистической партии», который я держу в руке!»
РОДСТВЕННЫЕ ДУШИ
Не секрет, что Рузвельт (в отличие, к примеру, от Черчилля) относился к Сталину с заметной симпатией, хотя, естественно, всегда видел в Советской России прежде всего соперника и конкурента. Разгадка симпатии проста: Ф.Д.Р. чувствовал некое «родство душ» с советским коллегой, хотя, конечно же, власть Рузвельта куда более ограничена по сравнению со сталинской, да и задачи американского «президента-императора» куда проще. Советская Россия была объективно беднее Америки, и потому там, где Сталину приходилось прибегать к «радикальным мерам», Рузвельт мог обойтись массированными ассигнованиями бюджета и эмиссией. Однако к исполнению своих исторических задач оба лидера подходили с одинаковой решимостью.
Возьмем, к примеру, один из первых шагов Рузвельта на посту президента. Как раз в это время США оказались поражены жесточайшим банковским кризисом. И Ф.Д.Р. 5 апреля 1933 г. издает знаменитый Указ №6102. О сдаче золотых монет и слитков в Федеральный резерв.
«Я, Франклин Д. Рузвельт, президент Соединенных Штатов Америки, объявляю, что критическая ситуация национального масштаба существует, а потому соответственно вышеупомянутым законам накладываю запрет на тайное накопление золотых монет, золотых слитков и золотых сертификатов на всей территории США частными лицами, товариществами, ассоциациями и корпорациями. Во исполнение данного указа предписываю принять следующие меры:
До 1 мая 1933 года все лица обязаны сдать в Федеральный резервный банк, или в одно из его подразделений, или же в дочерний банк Федеральной резервной системы все имеющиеся у них накопления в виде золотых монет, золотых слитков и золотых сертификатов, поступивших в их владения до 28 апреля 1933 года включительно.
По принятии от граждан золотых монет, золотых слитков или золотых сертификатов Федеральный резервный банк или же любое из его подразделений обязаны выплатить гражданам эквивалентную компенсацию любыми другими монетами или валютой, имеющей хождение на территории Соединенных Штатов.
В случае злонамеренного нарушения данного указа или же любого определенного им правила лицо или лица, повинные в этом, могут быть оштрафованы на сумму, не превышающую 10000 долларов, или же подвергнуты тюремному заключению сроком не более десяти лет, или же обоим этим наказаниям одновременно; любой чиновник, директор или же агент любой корпорации, сознательно участвовавший в этом нарушении или же ему способствовавший, может подвергнуться аналогичному штрафу, тюремному заключению или же обоим этим наказаниям одновременно.
Данный указ, а также правила, определенные в нем, могут быть изменены или отменены в любое время...»
Если сравнивать текст этого указа со сталинскими документами о проведении денежной реформы 1946 года, то можно только удивляться поразительному сходству в стиле и тоне текстов.
Так же, как и Сталин, Рузвельт лично вникал во все детали военно-технического строительства в стране. Ф.Д.Р. не скупился вкладывать бюджетные деньги в вооружения и программы научно-технического характера. Принцип был прост: если вложить деньги в перспективные направления сегодня, то завтра и государство, и бизнес выиграют за счет появления новых конкурентоспособных изделий, за счет технологического прогресса.
Огромная заслуга американской администрации тех лет – вложение денег в создание самолета ДС-3 «Дуглас», который, по сути, положил начало современным пассажирским и транспортным самолетам. Без всякого преувеличения можно сказать, что машина-пионер позволила Америке выиграть Вторую мировую (пожать главные плоды победы в ней) и принесла ей глобальное господство.
Закладываются основы планетарного господства США в воздухе. Несмотря на продолжающийся экономический кризис, финансируется разработка истребителей «Аэрокобра», «Мустанг», «Тандерболт», «Лайтнинг», «Хеллкэт». При Рузвельте США первыми в мире создают мощное, полноценное вертолетостроение. В компаниях Игоря Сикорского и Говарда Хьюза, строятся «летающие крепости», дальние стратегические бомбардировщики Б-17, Б-24 и Б-29. В автомобильной индустрии рожден грузовик «Студебеккер» – прообраз грузовых авто современного типа. В радиотехнике и электронике на деньги государства был достигнут огромный прогресс в радиолокации и радиосвязи, в гидроакустике, телефонии и телевидении. Вершина подобного рода вложений – Манхэттенский проект 1941-1945 гг., создание атомной бомбы, открывшее новую эру в развитии вооружения. Одновременно с атомной частью в нем была и информационная часть – и первый компьютер, ЭНИАК, заработан в Америке в 1944-м.
Ф. Рузвельт выводил Америку из кризиса, финансируя колоссальные программы строительства боевых кораблей, причем делал это задолго до начала Второй мировой. Многие говорят, что такая политика вела США к новому краху, и только начало Второй мировой спасло их. Ну, так Рузвельт готовился к войне и готовил ее. Не с Германией – так с Японией. А деньги государства, вложенные в рамках «Нового курса» в «оборонку» и науку Соединенных Штатов, обеспечили им сильнейший рывок в развитии, дали американцам возможность стать мировыми лидерами научно-технического и экономического развития после 1945 г.
СВЕРХЦЕЛЬ «НОВОГО КУРСА»
Нельзя не сказать о том, что у «Нового курса» была одна великая цель, достижению коей Рузвельт отдавал все силы. Вся внутренняя социальная и экономическая политика, весь внешнеполитический курс при нем подчинялись одной генеральной цели: сделать доллар мировой валютой. А для этого нужно была мировая война, которая покончит с наиболее сильными соперниками США, сломает колониальные империи и сметет протекционистские барьеры перед свободным обращением доллара, американских товаров и капиталов по всему миру. Милитаризуя экономику, вкладывая бешеные деньги в новое оружие и научно-технические программы, с нетерпением ожидая начала войны в Европе и на Тихом океане, Рузвельт шел к обеспечению глобального господства долларовой системы. Едва остановленную им внутреннюю гражданскую войну в США он последовательно переводил в войну внешнюю, империалистическую.
Без такой сверхцели весь «Новый курс» был бы изначально обречен на крах. Без ее достижения все завершилось бы громадным кризисом и банкротством – ведь нельзя вечно печатать доллары и вкладывать их в социальные программы пополам с вооружениями.
И Ф.Д.Р. своего добился. США вступили во Вторую мировую, в ходе которой оказались уничтоженными (или сильно подорванными экономически) главные соперники Америки – Германия, Япония, а также и союзники – Британская империя (распадается вскоре после войны) и Франция . По итогам войны доллар становится главной мировой валютой, начинается крушение колониальных систем. Освобождающиеся из-под британского и французского владычества территории попадают в большинстве своем под экономическое влияние США, входят в долларовую зону.
Таким образом Рузвельту с помощью крутых, зачастую совершенно нерыночных мер в экономике удалось спасти США, вытащить их из трясины опаснейшего кризиса и вывести на траекторию динамичного развития. А вот какой могла бы быть сверхцель сегодняшнего, русского варианта «Нового курса»? Понятное дело, речь не может идти о плане превращения рубля в мировую валюту вместо доллара. Гораздо реальнее иная Большая Цель: первыми в мире создать настоящую инновационную «экономику знаний», общество Будущего. Ведь в чистом виде «экономика знаний» не существует нигде. Даже на Западе, где о ней твердят больше всего. В США, Европе и Японии пока коммерциализируют прежние разработки, используют тот запас знаний, что был создан в 1950-1980-е годы. Но по-настоящему выиграет будущее та страна, что сможет целенаправленно добиваться прорывов в фундаментальной науке и быстро превращать их в беспрецедентные технологии. То есть делать то, чего еще нет во всем мире: принципиально новую энергетику, новые виды транспорта, здраворазвитие вместо здравоохранения, новые типы жилищ, доступные и дешевые системы с искусственным интеллектом и т.д. Некоей «подцелью» может стать создание в России государства нового типа, построенное на смелых организационных принципах и технологиях, на антибюрократизме, «делократии» и сильном местном самоуправлении. Благодаря этому русские могут усилиться: ведь в окружающем мире остальные государства будут испытывать сильнейший кризис, пасовать перед натиском сетевых и наднациональных негосударственных структур, разрушаться и деградировать.
Сверхцель возможного русского «Нового курса», по сути дела, – создание Цивилизации Будущего.
(При подготовке статьи были использованы книги Н.Н. Яковлева «Франклин Рузвельт: человек и политик» и «Циклы американской истории» Артура М. Шлезингера)
Отредактировал admin, 05.10.2024 10:10