ВНИМАНИЕ: На форуме действует премодерация сообщений. Комментарии становятся доступны для просмотра только после одобрения модератором.
Ханиф (2023-10-04 21:16:40)
Немного покапавшись в письмах Шри Ауробиндо о йоге я нашёл следующую заметку о Дживатмане. Как видите, Алексей, его классификация в письмах сильно расходится с тем, что вы поместили в форуме.
Божественное сознание – Дух, есть одновременно "Единое" и "Множественное".
В аспекте "множественности" – это чистый Атман, является Божественным сознанием – Духом, который предшествует проявлению творения в мире и самого материального мира в целом.
Дживатман – это индивидуальный дух живых существ в человеке он формирует "Центральное существо". В нашей йоге этот термин обычно употребляется для обозначения той части Божественного в человеке, которая поддерживает всю нашу природу и не подвержена изменениям, связанным со смертью и рождением, оно расположено над нами и которое мы осознаем по достижении высшего самосознания. Дживатман не рождается и не эволюционирует, но осуществляет контроль над индивидуальным воплощением и его эволюцией, находится выше уровня манифестации и жизни, контролируя их.
Индивидуальный дух – руководит эволюцией всех живых существ, например, – человека, птицы, животного, рептилии – но не отождествляется с ними
"Человек, птица, животное, рептилия – природные существа, но их индивидуальное высшее "Я" (Дживатман) по сути – не является ни человеком, ни птицей, ни животным, ни рептилией – и даже на мгновение не может отождествиться с ними. В процессе эволюции всех этих форм жизни Дживатман остается неизменным, он есть не что иное, как – духовное существо, согласившееся на участие в игре Пракрити".
Индивидуальный дух управляет жизнью человека, либо – с помощью мышления и воли, либо – через душу.
Теперь немного о Шакти /в моём понимании/. Шакти является Силой Бога и именно Она совершает работу в окружающем мире на всех уровнях Низшей природы и в каждом существе, будь оно растением, птицей, животным или человеком. У Бога нет ни хорошего, ни плохого по квалификации людей, поэтому Сила Его Шакти может быть или разрушающей в образе бога Кали или в образе преобразующей Силы Божественной Матери. Сила Шакти существует везде и проявляет себя на разных планах по-разному. К примеру, у обывателей Шакти поддерживает их размеренную обычную жизнь, для духовных же искателей результат их духовного роста во многом будет зависеть от нисходящей Силы Шакти во время медитации или чтения молитвы в состоянии высоких чувств. Если он сумеет отслеживать свои мысли, эмоции и активность низкой природы, то однажды может суметь почувствовать себя Пурушей – существом, способным стать спокойным Свидетелем движений низшей Природы /Пракрити/. Отделив Пурушу от Пракрити можно добиться состояния покоя, т.е. Сознания, не доступное влияниям различных сил Пракрити и тогда Пуруша становится господином своей Природы. Истинный Пуруша находится над головой, и как известно, он выдвигает своих представителей на каждом плане сознания.