Приведённая цитата действительно не проста для понимания, и поэтому требует подробного разбора. Поэтому в начале обратимся к тому, что говорит Шри Ауробиндо о БОЖЕСТВЕННОМ:
"Мы воспринимаем Божественное в трех аспектах:
[li] Вездесущее космическое «Я» и ДУХ, пребывающий во всех вещах и существах и поддерживающий их; в нем и из него проявляется вся ВСЕЛЕННАЯ, хотя в настоящий момент это представляет собой МАНИФЕСТАЦИЮ на уровне НЕВЕДЕНИЯ.
[/li][li] ДУХ и Господин нашего собственного существа, которому мы должны служить и научиться выражать его волю во всех своих помыслах и действиях, чтобы подняться от Неведения к Свету.
[/li][li] Божественное как трансцендентное Бытие и Дух, всеблагой и всесветлый, божественное ЗНАНИЕ и СИЛА; нам предстоит подняться к его высшему божественному бытию и Свету и привнести его реальность на землю, в наше сознание и жизнь.
[/li]
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЙОГА начинается с интегрального понятия Божественного. В сердце должно присутствовать внутреннее устремление к реализации, не ограниченное никакими узкими пределами. Мы должны избегать не только религиозного сектантского подхода, но также и ущербных философских концепций, стремящихся ограничить Неизреченного жесткими рамками ментальных определений и формулировок. В качестве
динамической концепции или разумной основы нашей йоги могла бы выступить идея или образ сознательной всеобъемлющей и трансцендентной Бесконечности. В своем устремлении мы направлены к свободному, всесильному, совершенному и благому Единому и Единству, в котором пребывают, живут и могут соединиться все проявленные существа. Это Вечное будет одновременно проявлять
Личный и
Безличный характер в своем самовыражении и в подходе к человеческой душе. Оно имеет
персонифицированное обличье, потому что это сознательное Божественное, вечное Существо, проецирующее свое
неполное и
неточное отражение на мириады божественных и враждебных божественному проявленных личностей во вселенной. Божественное в то же время
безлично, так как предстает перед нами в виде бесконечного БЫТИЯ, СОЗНАНИЯ и АНАНДЫ, и безлично еще и потому, что Оно является источником, основой и строительным материалом для всего сущего и для всех энергий. Оно есть материал, из которого сделано все наше существо, наш разум, жизнь и тело, наш дух и материя. ... Божественное есть одно бесконечное Сознание, порождающее все остальные проявления сознания; ... Оно есть потаенная Радость, поддерживающая нашу душу во всяком ее опыте и даже наше вечно заблуждающееся эго — во всех его испытаниях и борьбе до тех пор, пока не придет конец печали и страданиям. ... На Нем может непоколебимо сосредоточиться Воля, как на незримой СИЛЕ, которая ведет и направляет и является источником ее энергии. В своем
безличном проявлении эта созидательная Сила есть самоозаренная ЭНЕРГИЯ, несущая в себе результат всякого действия и начинания и доводящая его до своего завершения. В
персонифицированном проявлении Оно есть всемогущий Учитель и Властелин Йоги, которому ничто не может воспрепятствовать в достижении его цели. [20:76—77]
Божественное — это Господин; ДУХ — пассивен, он всегда остается безмолвным СВИДЕТЕЛЕМ, поддерживающим все сущее, то есть
статическим аспектом. Но есть и
динамический аспект проявления Божественного; этот аспект выражен в
МАТЕРИ. Не следует упускать из вида, что именно Мать способствует достижению любой поставленной цели. [25:69]"
Под самоотдачей безличному (лишенному формы) Божественному, как я понимаю, Мастер подразумевает созерцание, что не соответствует медитации в интегральной йоге. Так? Как видно из представленных цитат Шри Ауробиндо, под самоотдачей безличному Божественному имеется ввиду другое - речь идёт о полной самоотдаче статическому Божественному - Духу, тогда как динамический аспект Божественного - МАТЬ, практически не участвует в этой работе.
И что означает «свобода статической части в бесформенном бытие»? Как я понимаю, здесь речь идёт том, что сознание внешних частей существа - ментала, витала и даже физического плана, может проходить духовную трансформацию, не пройдя трансформации психической, т.к. только Психическое существо имеет возможность эволюционировать, совместно с Матерью Махашакти участвуя в динамической трансформации, фактически, инициируя её там, где это возможно, используя творческий потенциал садхака.