ВНИМАНИЕ: На форуме действует премодерация сообщений. Комментарии становятся доступны для просмотра только после одобрения модератором.
Владимир (2021-12-03 20:37:47)
Прежде всего, давайте рассмотрим подробнее, что такое Дживатман.
Божественное сознание – Дух, есть одновременно «Единое» и «Множественное».
В аспекте «множественности» – это чистый Атман, является Божественным сознанием – Духом, который предшествует проявлению творения в мире и самого материального мира в целом.
Дживатман – это индивидуальный дух живых существ в человеке он формирует «центральное существо». В нашей йоге этот термин обычно употребляется для обозначения той части БОЖЕСТВЕННОГО в человеке, которая поддерживает всю нашу природу и не подвержена изменениям, связанным со смертью и рождением, оно расположено над нами и которое мы осознаем по достижении высшего самосознания. И ещё один из аспектов Дживатмана - это ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО, поддерживающее на материальном уровне разум, жизнь и тело. Дживатман не рождается и не эволюционирует, но осуществляет контроль над индивидуальным воплощением и его эволюцией, находится выше уровня манифестации и жизни, контролируя их; Психическое существо стоит за манифестацией и жизнью, поддерживая их. [22:265]
Иными словами, Атман или Божественное одновременно едино и множественно: единое в своей сущности, оно проявляется как индивидуальное "я", которое можно описать как вечную частицу Божественного в Природе, а на уровне духа – как центр проявления, индивидуальный, но охватывающий собой всю вселенную и уходящий вверх, в трансцендентную бесконечность. Это "Я" видит все в себе или себя во всем, либо то и другое восприятие присутствует одновременно – все зависит от состояния его сознания и занимаемой позиции.
«Когда Единое Божественное проявляет присущие ему многообразие и множественность, "самосущее Я" или Атман становится в этом проявлении – Центральным существом (или Дживатманом), которое – руководит эволюцией воплощенных личностей и земных жизней, оставаясь при этом вечной частью Божественного»
Индивидуальный дух – руководит эволюцией всех живых существ, например, – человека, птицы, животного, рептилии – но не отождествляется с ними
«Человек, птица, животное, рептилия – природные существа, но их индивидуальное высшее «Я» (Дживатман) по сути – не является ни человеком, ни птицей, ни животным, ни рептилией – и даже на мгновение не может отождествиться с ними. ...В процессе эволюции всех этих форм жизни Дживатман остается неизменным, он есть не что иное, как – духовное существо, согласившееся на участие в игре Пракрити».
Индивидуальный дух управляет жизнью человека, либо – с помощью мышления и воли, либо – через душу.
Шри Ауробиндо. Письма о йоге.
Как видно из цитируемого, Дживатман - это индивидуализированный Дух, имеющий в каждом существе своё собственное - индивидуальное проявление, но единую природу и происхождение.