ВНИМАНИЕ: На форуме действует премодерация сообщений. Комментарии становятся доступны для просмотра только после одобрения модератором.
Владимир (2021-09-21 21:15:46)
Фрейд сказал,что смысла жизни не существует,но это не должно повергать человека в уныние.Можно ли с этим согласиться? Зигмунд Фрейд занимался изучением психологии человека, заглядывая в глубины подсознания с социального уровня. В этом смысле он нашёл некоторые закономерности поведения, сильно сближающие человека с животным. В отличие от него, Шри Ауробиндо рассматривал человека с позиций куда более высоких, практически с божественного уровня. И естественно, увидел куда больше, в т.ч., и в предназначении человека в этом мире, и его месте в нём. И вот что он говорит об этом в "Письмах о йоге": "В своем объяснении смысла существования универсума на первое место я поставил основополагающий факт духовной эволюции, который придает смысл нашему существованию в этом мире. Духовная эволюция представляет собой поэтапное восхождение: от физического существа и физического сознания к витальному существу — в котором господствует витальное «я» (life-self), затем — к ментальному, реализованному в человеке, достигшем полноты ментального развития, и наконец — к совершенному сознанию, которое находится за пределами ментального, к супраментальному Сознанию и супраментальному существу, Сознанию-Истине, которое является интегральным сознанием духовного существа. Разум не может быть нашим высшим достижением на пути эволюции сознания, поскольку разум в своей основе есть неведение, пребывающее в поисках знания; только супраментальное Сознание-Истина может принести нам подлинное Знание Высшего «Я» и Знание о мире, и только благодаря ему мы можем достичь нашего истинного существа и полноты своего духовного развития."
Как можно заметить из цитаты, человек является инструментом эволюции сознания Божественного, и в этом, на самом деле, и заключается смысл его существования. И здесь очень чётко проявляется влияние культурной среды, в которой родились Шри Ауробиндо и Зигмунд Фрейд. Если Шри Ауробиндо осознавал человека, как существо, связанное как с Низшей, так и с Высшей природой, то Фрейд по большей части, видел то, что связывает человека с инстинктами к власти и размножению, что само по себе, действительно, не может являться смыслом жизни. И понятно, что здесь он не прав. Он был бы прав, если бы сказал примерно так: "Пока человек не открыл в себе смысл своей жизни, это не должно повергать его в уныние." Но стремление считать себя носителем истины в последней инстанции, здесь его подвело, а его концепция "Сверх-Я", как одна из высших частей человеческого существа, связывающих человека с Богом, осталась недоработанной.