ВНИМАНИЕ: На форуме действует премодерация сообщений. Комментарии становятся доступны для просмотра только после одобрения модератором.
Владимир (2021-05-23 21:03:38)
Этот столб – Атман, дух, или вечное «Я» живого существа /Ш.А./, материальным воплощением которого являетесь вы в этой жизни. Непосредственно над головой это Дживатман, сформировавший ваше существо для текущей жизни и дарующий нам возможность жить в физическом теле. Дживатман содержит в себе всю информацию о возможных жизненных сюжетах человеческого существа. Вот что говорит о нём Шри Ауробиндо:
Дживатман – это индивидуальное высшее «Я», центральное существо. Центральное существо не рождается и не эволюционирует – оно управляет свыше всем индивидуальным проявлением. Дживатман – это не психическое существо; эквивалентом психического существа на санскрите является Чайтья-Пуруша (caitya puruṣa). Психическое существо – это проекция Дживатмана в земном мире, оно участвует в эволюции, из жизни в жизнь поддерживая наше эволюционное развитие изнутри. Оно сохраняет сущность полученного нами на протяжении всех жизней опыта и таким образом способствует росту личности в направлении Божественного.
* * *
Пребывая во всем, высшее «Я» одновременно едино и множественно: единое в своей сущности, оно проявляется как индивидуальное «я», которое можно описать как вечную частицу Божественного в Природе, а на уровне духа – как центр проявления, индивидуальный, но охватывающий собой всю вселенную и уходящий вверх, в трансцендентную бесконечность.
* * *
Под понятием «Дживатман» мы понимаем индивидуальное высшее «Я». В своей сущности это единое «Я» всех живых существ, но в бесконечном многообразии проявления Божественного оно принимает форму индивидуального «Я», индивидуального центра вселенной. Это «Я» видит все в себе или себя во всем, либо то и другое восприятие присутствует одновременно – все зависит от состояния его сознания и занимаемой позиции.
* * *
Высшее «Я», или Атман, по своей природе либо трансцендентно, либо универсально (Параматма, Атма). Когда оно обретает индивидуальность и становится центральным существом, его называют Дживатманом. Дживатман ощущает свое единство со всем сущим, но вместе с тем воспринимает себя в качестве отдельного центра, как частицу Божественного.
Письма о йоге II.