ВНИМАНИЕ: На форуме действует премодерация сообщений. Комментарии становятся доступны для просмотра только после одобрения модератором.
Владимир (2019-11-04 20:42:52)
В процессе познания участвуют все гуны, но по разному.
Гуна Раджас - активная, и обладает большим количеством энергии в фазе творения, и поэтому освоение новых навыков и захват новых пространств по большей части связано с этой гуной. Раджас управляет рождением детей и обучением всему новому, но в значительной мере такое обучение связано с познанием через испытание окружающего мира на прочность - путём толчков и ударов со стороны познающего. Впрочем, внешний мир отвечает познающему его в этой гуне, тем же. С гуной Раджас связаны сексуальные взаимодействия, т.к. без её энергии оплодотворение яйцеклетки невозможно /но чувство любви связано с гуной Саттва/. В этом смысле гуне Раджас ближе всего качества энергии Ян - мужской по своему характеру.
На раджастических энергиях идут военные действия, особенно наступательного характера. В этом смысле танковые удары идут под гуной Раджас, а те же танки, находящиеся в засадах или врытые в землю для обороны, уже находятся под гунами Саттвы и Тамаса. Саттва здесь проявлена, как использование боевых возможностей техники в условиях не основного предназначения, а Тамас стремиться использовать и технику, не имеющую возможность передвигаться самостоятельно - например, с повреждениями ходовой части или при отсутствии горючего.
Гуна Тамаса связана с использованием того, что уже освоено и привычно, и что может иметь выработанный /в какой-то мере/ ресурс. Так старая, но вполне пригодная к использованию посуда /Тамас/ может использоваться ежедневно, а парадный сервиз /Саттва/ - только по праздникам. Принцип выбора понятен: обычный обед служит для утоления голода, а праздничный должен ещё и создавать приподнятое настроение, без чего праздник невозможен - для этого и используются дополнительные атрибуты. При этом новая посуда для ежедневного применения имеет черты Раджаса и в какой-то мере Саттвы.
Под Тамасом происходит привычный поцелуй давно знакомых людей /или родственников/. Но если эти люди искренне любят друг друга, то наличие Саттвических и Раджастических вибраций может придать отношениям заряд свежести.
Саттва присутствует во всём, что создаёт возвышенное состояние, но не разрушает спокойствие сознания. В этом отношении все произведения искусства при том, что они по смыслу должны идти под управлением Саттвических энергий, необходимо разделить на те, что будоражат зрителя /Раджас/, вызывают в нём высокие чувства /Саттва/, и разрушают различными способами его психику /Тамас/. К первым относятся почти все батальные произведения изобразительного искусства и военные марши, ко вторым - лучшие произведения классической живописи, скульптуры /авторов уровня Леонардо Да Винчи, Микеланджело Буонарроти и близких к ним/ и музыки /напр., Бетховен, Моцарт/. К третьим же приходится отнести все произведения, несущие депрессивные и деструктивные сюжеты и мотивы. Но в любом случае, при том, что в мире не существует ничего, присущего только одной гуне, но чем ближе сознание к Саттве, тем в большей степени осознаётся то, что мы стремимся познать и понять.