ВНИМАНИЕ: На форуме действует премодерация сообщений. Комментарии становятся доступны для просмотра только после одобрения модератором.

Владимир (2017-04-21 22:20:18)

В продолжение поста от 20.04.2017 15:02:21 Вопрос о свободе - один из краеугольных в любой философии. Свобода без ограничений невозможна, но сам принцип крайне притягателен. И эта притягательность является одной из сил, лежащих в основе эволюции, которая проходит на всех планах бытия, во всяком случае - осознаваемых человеком. Так на пороге выживания, независимо от того, что за существо мы возьмём, стремление к свободе от смерти является основой для выбора и одноклеточных, и животных, и человека - как индивида, и человечества, как единого эволюционирующего организма. Но при всём тяготении к жизни, как к необходимому условию для эволюции сознания, уже в животном мире есть примеры, когда для защиты своего потомства родители готовы отдать свою жизнь. В человеке эта черта развита ещё сильнее, и примером являются многочисленные подвиги военных, сдерживающих превосходящие силы врага ценой своей жизни. Т.е. ценой выбора между своим личным спасением и спасением своих сослуживцев и даже страны, может быть и собственная жизнь. Равенство, как принцип, прекрасно существует в математике и дисциплинах, связанных с ней, но в реальной жизни никакого равенства нет, поскольку каждый наделён от рождения своим собственным энергетическим потенциалом, отличающим его от от других, потенциалом здоровья и личной воли. И это не говоря уже о социальных и климатических условиях, расе и нации, доступе к достижениям цивилизации и культуре - как национальной, так и мировой. Всё это формирует необходимое многообразие путей личностного развития, необходимых для общего, мирового эволюционного процесса. Равенство может быть только частичное, каких-то ограниченных областях. Социальное управление невозможно, если подчинённые имеют равные права и обязанности с руководителем, но возможны различные формы руководства. И создаётся впечатление, что в мире проводится своеобразный эксперимент, сравнивающий различные системы управления, основанные на разных принципах, и опирающиеся на различные национальные культуры и различные типы мировоззрения. По части братства, то похоже, что оно возможно только в условиях выживания - когда у всех одна единственная цель, и когда её можно добиться только общими совместными действиями. В этих условиях конкретная цель у всех едина, и необходимость совместных действий и создаёт братские отношения. При этом возможности у всех предельно сужены, но как только опасность и связанные с ней испытания остаются позади, проявляются индивидуальные особенности и каждый начинает движение к своим жизненным целям. Этом прекрасно показал Александр Дюма, описав жизнь своих героев: Атоса, Портоса, Арамиса после того, как они расстались, закончив службу мушкетёрами. И д’Артаньян позже с трудом узнавал своих товарищей, с которыми несколько лет назад его связывали братские отношения. Это я к тому, что степень захваченности силами, управляющими миром, велика, и их влияние формирует и личные, и коллективные цели, но то, что пригодно в одни периоды жизни и истории, может оказаться неуместным в другое время и других обстоятельствах. И видимые противоречия иногда могут казаться неразрешимыми, но на самом деле оказываются силами, создающими реальность с её множеством неповторимых разнообразных сюжетов, из которых сплетено тело нашей судьбы.
(3-15 символов, а-яА-Яa-zA-Z0-9._-)
(3 символа мин., 10 000 симв. макс., 60 симв. в одном слове макс.)
(3-50 символов)