ВНИМАНИЕ: На форуме действует премодерация сообщений. Комментарии становятся доступны для просмотра только после одобрения модератором.
Владимир (2016-03-20 13:19:44)
Марина 19.03.2016 14:18:08
Виджняна Бхайрава Тантра приводит медитации для всех типов ума. Как выбрать свою? Меняется ли она в течение жизни?
Если нет возможности определить это интуитивно, то свой тип медитации можно выбрать, пробуя различные варианты, Но на мой взгляд, есть два принципиально различных пути освоения медитативных практик - путь медитации на внешние объекты или их образы, и путь медитации на своё Истинное "Я".
В первом случае внимание сосредотачивается на форме объекта или на его образе. Предельное сосредоточение в какой-то момент позволяет пройти в область души или духа объекта и прикоснуться к его сути. Так можно увидеть силы, сопровождающие данный объект, постигнуть его смысл в этом мире. В фазе сосредоточения на объекте работают два типа внимания - и внешнее, направленное в этот мир, и внутреннее, обращённое в мир внутренний, мир души и духа. В момент перехода к восприятию души объекта, внешнее внимание теряет своё лидерство, и уступает лидирующее место внутреннему вниманию, более тонкому, и связывающему сознание человека с его Истинным "Я". Постигает суть объекта сознание внутреннее, уже рассредоточенное, старающееся воспринять объект в целом.
Разница между восприятием внутренним сознанием и внешним, кардинальная - внешнее воспринимает форму, а внутреннее - содержание.
Внимание - сосредоточенное сознание, его инструмент, способный проникать в детали, структуру и смысл любого объекта. Внимание внешнего типа в определённой степени эгоистично, поэтому может препятствовать включению вниманию внутреннего типа. Поэтому при предельном сосредоточении, может потребоваться некоторое внутреннее усилие для включения внутреннего сознания. Описать это усилие словами невозможно, потому что в обычном языке нет слов, способных его отобразить.
Второй путь - путь медитации на Истинное "Я", может состоять в сосредоточении на пространстве за грудиной, или как говорится в наставлении Виджняна Бхайрава Тантра - в пространстве между подмышками (п. 54). Если есть возможность увидеть свет, наполняющий вас изнутри (иногда для этого стоит постараться воспринять свои чувства, заполняющие вас изнутри), то ваше внутреннее внимание включилось без сильного сосредоточения. Если этого спонтанно не происходит, то можно войти в такую медитацию через сосредоточение на точке между бровей (п. 8). Перемещаясь назад, вглубь ума, можно увидеть световой поток, идущий сверху, и опуститься в нём до уровня груди. Там свет станет более мягким, и это будет свет духовного сердца, свет Истинного "Я".
Когда удастся научиться воспринимать мир и внешним, и внутренним сознанием одновременно, вопрос о типе медитации перестанет быть актуальным, потому что произойдёт разделение восприятия, и сознание станет более целостным. После этого любой тип описанных медитации станет доступен без особых усилий.