ВНИМАНИЕ: На форуме действует премодерация сообщений. Комментарии становятся доступны для просмотра только после одобрения модератором.
Владимир (2015-09-18 00:07:10)
Тим 17.09.2015 16:04:41
Я не собираюсь отказываться от Высшего, но культура не является высшим (хотя и от культуры я отказываться не собираюсь).
Тим 15.09.2015 13:02
Когда искатель божественного достигает освобождения, он освобождается от всего низкого и высокого, и от культуры тоже.
__________
Наверное лучше выбрать что-то одно - либо отказ от высокого и низкого, как вы пишете сперва, и защищать эту позицию аргументированно, либо всё же отказаться от неё, выбрав из двух полюсов тот, что вам ближе. Культура является тем фундаментом, на основе которого возможна эволюция личности. Если бы речь шла об отказе от привязанности к культуре, то ваш комментарий был бы более адекватен. Что же касается отказа от высокого, то человек имеет возможность отказаться от чего-то одного в пользу чего-то другого - свято место пусто не бывает. Поэтому отказавшись от высокого, человек проваливается на низший уровень, а отказавшись и от него, попросту превращается в животное, а это уже клинический случай.
По части отказа от эволюции - он возможен в принципе, но мне ближе позиция Шри Ауробиндо, когда он называет это дезертирством. А дезертиров не любят нигде.
Освобождение не означает отказ от того, на чём стоит искатель - он не может отказаться от того, что его подняло на более высокий уровень. Просто многое становится не нужным, особенно если это касается религиозных ритуалов, которые когда-то были необходимы для искателя. Но не происходит отказа, как такового - происходит пересмотр и инвентаризация духовных, и многих других ценностей. На этом уровне слова получают другой, более тонкий смысл, и это связано с трансформацией ментала.
Когда речь идёт об отказе от всего, что накопила человеческая культура, от того высокого, что является результатом эволюционного роста человеческого сознания, то картина становится откровенно клинической, о чём уже сказано выше.
Способность ума уворачиваться от прямого признания своей несостоятельности хороша в научных и политических дискуссиях, но в йоге это серьёзная проблема. Смысл проблемы заключается в том, что психическое существо на этом пути требует от садхака внутренней (и внешней) честности - только в этом случае эта работа может вести к трансформации сознания и другим преобразованиям в существе, но именно этому всегда и препятствует эго, заставляя ум блокировать сознание вообще, и заслоняя от человека свет психического.
Именно эго, для красного словца может бросить звучную фразу об отказе от всего высокого и от культуры, и заставлять человека защищать эту явно несостоятельную позицию, даже когда вполне очевидно, что смысл такой фразы в том, чтобы не дать человеку стать садхаком и идти путём этой йоги.
Одна из особенностей этой йоги в том, что открытость сердца в диалоге и честность является предметом для работы, без чего такая работа превращается в симуляцию и подменяется эквилибристикой ума, стремящегося защитить и оправдать свою позицию, но препятствующую трансформации сознания.