Алексей 06.04.2014 14:58:22
«Теория пассионарности» Л.Н. Гумилёва - один из примеров, ... несостоятельных теорий. В ней не определены однозначно по смыслу её основные термины «этнос» и «пассионарность»,
П.могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, исключительная целеустремленность, способность к внушению.
Л. Н. Гумилев дал следующее определение этого понятия: "Пассионарность - это способность и стремление к изменению окружения, ... к нарушению инерции агрегатного состояния среды".
П.является атрибутом не сознания, а подсознания. Проявление П. фиксируется в истории этноса особенно важными событиями, которые качественно изменяют жизнь этноса. Такие изменения возможны при наличии П. как признака не только у индивида, но и групп людей. Таким образом, пассионарный признак приобретает популяционный (очень часто встречаемый, закономерный) характер. К личностям, обладающим пассио-нарностью, могут быть отнесены Наполеон, Александр Македонский, Ян Гус, Жанна Д'Арк и др. Для пассионариев характерно посвящение себя одной цели, длительное энергетическое напряжение, соотносимое с пассионарным напряжением всего этноса.
Кривые роста и падения П. являются общими закономерностями этногенеза. Личности, обладающие свойством пассионарности, по мнению Гумилева, способны оказывать огромное влияние на других людей: могут способствовать развитию этноса и прогрессу его общественной жизни, но могут и серьезно препятствовать этому. С точки зрения П., этногенез - это ряд фаз, определяемых деятельностью пассионариев: фаза подъема - увеличение количества пассионариев; акматическая фаза - наибольшее число пассионариев; фаза надлома - резкое уменьшение их числа; инерционная фаза - медленное уменьшение их численности; фаза обскурации - замена пассионариев субпассионариями- возможное исчезновение этноса.
http://ethnopsychology.academic.ru/276/%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
Что касается "Мёртвой воды",то как и в каждом учении, в ней есть свои несообразности, связанные с тем, что в информационной сфере происходит борьба за существование и значимость. Эгрегор, образовавшийся на основе этого учения, стремится понизить значимость других учений. Метрологический метод имеет свои ограничения, как и любой другой, но для понимания этого требуется набор достаточного количества статистических ошибок. Поскольку учение молодое, этот набор ошибок пока что только начат.
Что же касается псевдонаучных теорий, то Интегральная йога целиком и полностью является псевдонаучной теорией, поскольку никоим образом не может прочитываться через научные методики. Научный аппарат предполагает что всё на свете можно померить и вычислить, даже если в настоящее время не существует соответствующих приборов и методик. Однако то, что существует во внутреннем мире человека, во всех областях его сознания и подсознания, включая сверхсознание, материалистическими методами ни измерить, ни и даже обнаружить, не удаётся. Поэтому к практике йоги в духовном аспекте научные метрологические методы применить невозможно.
Пассионарность же в личностном аспекте вполне укладывается в понятие Вибхути, если иметь ввиду то, что об этом пишет Шри Ауробиндо, а не то, что говориться об этом в Википедии
.