Тим 08.01.2014 22:46:32
Альтруизм, долг, семья, родина, человечество становятся оковами души, когда перестают быть ее орудиями.
Альтруизм в христианских духовных практиках ближе всего к нестяжанию. 
Долг  в индуизме это дхарма, и она имеет несколько уровней. Самые обыденные,  социальные аспекты дхармы Шри Ауробиндо исчерпал со смертью его жены.  Национальные аспекты дхармы он исчерпал, отойдя от практической  революционной и социальной деятельности. Дхарму йогина он исчерпал  только когда оставил тело.
Соответственно для практически каждого  человека существует дхарма служения семье, дхарма служения родине (до  этого дорастает далеко не каждый), а дхарма служения человечеству вообще  касается немногих. Когда человек становится йогом, совершающим тапасью  не для себя, он тем самым выходит на более высокий уровень служения
Тим 08.01.2014 22:46:32
У Шри Ауробиндо есть интересные афоризмы:
 Люди говорят и думают: "Ради моей родины!", "Ради человечества!", "Ради всего мира!", на самом же деле они имеют в виду: "За меня на моей родине!", "За меня в человечестве!", "За меня, отождествленного в воображении моем со всем миром!". Может быть, это и расширение пределов, но не освобождение. Выйти на просторы и находиться в просторной тюрьме - это не одно и то же. 
В советское время была песня с такими  словами: "Раньше думай о  Родине, а потом о себе." Т.е на государственном  уровне населению страны  предписывалось расширение сознания :)) Однако  этот процесс должен быть  не предписанным властью сверху, а естественным  движением души.