ВНИМАНИЕ: На форуме действует премодерация сообщений. Комментарии становятся доступны для просмотра только после одобрения модератором.

Владимир (2012-11-11 23:53:01)

ДИАЛОГИ О СОЗНАНИИ. Диалог десятый


Диалоги, которые публиковались до сих пор, назывались Диалоги о просветлении, поскольку именно это интересовало мою собеседницу в тот момент. Последующие диалоги стали на самом деле, диалогами о сознании, поэтому этот цикл продолжается под этим названием. Смысл публикаций не изменился, а тематика стала шире, и на взгляд автора публикаций может быть интересна для тех, кто выбирает путь сознательной эволюции, что весьма актуально на сегодняшний день.
Весь цикл диалогов так же публикуется в блоге
http://blogs.mail.ru/mail/vladimer_su/


@ KristiRu@
Re[22]:
как известно существуют в материальном мире 3 гуны: добродетели, страсти и невежества. Как в нашем современном мире научиться оставаться в гуне добродетели
Владимир Суменков
Re[23]:
В природе всё проходит через три стадии, или фазы развития: творение, зрелости и увядания. В Веданте для человека и вообще для всего живого, эти фазы определяются, как гуны, которым соответствуют различные психоэмоциональные состояния, связанные с уровнем сознания для данного вида живых существ. Для людей и животных уровень сознания определяется, так же и уровнем знания, соответствующего условиям окружающего мира. Поскольку это единый цикл, то можно начинать отсчёт с момента появления живого существа в нашем мире – с его рождения.
В первый момент творения – когда существо рождается, оно содержит в себе ВСЮ потенциальную энергию, которая потом будет разворачиваться в течение всей его жизни в различные сюжеты, на которых это существо – человек, животное или растение будет получать жизненный опыт и накапливать знания об окружающем мире. Это фаза творения соответствует раджа гуне, проявляется как обилие страсти: сил, энергии много, а опыта и сознания мало. Большое количество энергии требует выхода, и это период бурного физического роста. Подвижность высокая, понимания, Куда двигаться можно, а куда не следует - мало. Высокие потери энергии без достаточного понимания обстановки. Даёт накопление первоначального опыта и формирует основы общения с внешним миром. Уровень сознания ещё низкий, но огромный потенциал познания. Все основные события впереди, позади очень мало.
Вторая фаза – фаза зрелости, начинается, когда первоначальный опыт общения с миром уже получен, есть некоторая основа для самостоятельной деятельности и самореализации, как существа, представляющего для внешнего мира интерес.
Предыдущая фраза важна, потому что всё сущее имеет и свои задачи в плане эволюционного пути для личного развития, и необходимо для внешнего мира в части получения опыта другими существами через общение с данным существом. Под существ здесь понимается и человек, и животное, и растение – у всего живого есть свои фазы развития. При этом относительно человека и животные, и растения находятся в гуне невежества – гуне тамаса. но по отношению к существам своего уровня они могут быть так же в гуне раджаса, саттвы и тамаса – в зависимости от своего возраста и опыта.
Следующий период – возмужания и зрелости, соответствует саттва гуне. В этот период человек получает возможность на основе своего опыта и имеющихся сил и средств, создать наиболее приемлемый и гармоничный для себя тип взаимоотношений с внешним миром. Те, кто накопил достаточно знаний, используя их, строит отношения с внешним миром на основе благостных взаимодействий. Это означает, что всё, что приносит человеку внешний мир, может стать основой для его духовного личностного, социального или роста. А то, что он делает, может приносить миру пользу, поскольку такой человек создаёт возможности для развития другим людям. Здесь следует иметь ввиду, что человек существо очень многоплановое, и можно на физическом плане находиться в зоне раджаса – страсти, в части социальных отношений в благостной (для себя) зоне саттвы, а в части высших форм сознания быть очень тамасичным, и поэтому – совершенно невежественным.
В этот период человек вступает в возраст мудрости, и мудрость является одной из характеристик саттва гуны – гуны благости. Это период, когда накопленный опыт может быть использован с наибольшей пользой, и служит как для дальнейшего роста сознания самого человека, так и для эволюции внешнего мира. Это связано с тем, что человек, обладающий хотя бы некоторым жизненным опытом, расходует имеющиеся силы и средства не как попало, что соответствует гуне страсти, а с достаточным пониманием уместности своих действий для достижения поставленных перед собой целей.
Саттва гуне – гуне благости, соответствует взвешенное, ровное и достаточно радостное психоэмоциональное состояние, основанное на глубоком понимании мира, с которым соприкасается человек. Если это понимание основано не на иллюзии, не на одних лишь умственных построениях, почерпнутых из книг, а созвучно тому, что знает духовное сердце – Истинное Я, это и воспринимается, как сатирическое состояние души. Мы говорили уже о том, что понятие душа может соответствовать душе, создающей возможность биологического существования, жизни как таковой, но может относиться и к духовной сфере бытия. Состояние благости вызывает резонанс между душой биологического, животного характера, и душой духовного плана – Истинным Я. Если при этом ещё и наше внешнее сознание находится с ними в состоянии резонанса, единения, это состояние вызывает прилив духовных сил, и озарения. Полное соединение, интеграция этих трёх составляющих в единый духовный центр, и является собственно просветлением.
Но из сказанного может возникнуть впечатление, что гуне благости соответствует только средний возраст, но это совсем не так.
Завершающим этапом пребывания живого объекта в этом мире, является состояние увядания и окончательного разрушения живого существа – тама гуна (гуна тамаса), или – гуна невежества.
@ KristiRu@
Re[23-1]:
почему часто в литературе, особенно восточных учителей, говорится часто об отказе от мирских желаний?...перестать что либо желать, а просто жить , посвятив себя служению Всевышнему
и как восполнять потерянную энергию?
Владимир Суменков
Re[2]: Re[23-1]:
Для человека очень важным является то, что он делает, и то, как он относится к тому, что он делает. То, что обычно называют мирскими желаниями, обычно представляет собой ряд действий, направленных на получение незамысловатых удовольствий ради самих удовольствий. К этому относится секс, еда ради удовольствия, алкоголь, развлечения, и то, что называют "убить время".
Если человек идёт духовным путём, то у него свободного времени для получения удовольствий ради удовольствий чаще всего просто не остаётся, и всё, что такой человек делает, он делает с пониманием того, ради чего это делается. Семейной жизни без секса как правило, не бывает, но желательно это делать не ради самого секса, а понимать, для чего это нужно в данной ситуации и что при этом происходит в отношениях, контролировать эмоции, чувства и мысли. Развлечения так же могут присутствовать в жизни такого человека, но не ради получения приятных ощущений, а как составляющая его духовного опыта. Еда может быть разной - вкусной, заурядной, необычной, и т.д. Если потреблять пищу для получения удовольствия, это приводит к одному состоянию сознания, для утоления голода - к другому, а если использовать питание как часть духовной практики, это даёт совсем иной эффект.
Иными словами, духовная жизнь может присутствовать во всём, но человек должен понимать, для чего происходят данные действия, как это влияет на его состояние сознания, и каким для его внутренней жизни является результат его действий. Если подходить к жизни с этой стороны, то становится ясно, что мы просто теряем бОльшую часть времени зря, выполняя действия, которые не приносят нам никакого внутреннего, духовного опыта, но потребляют много времени и сил, которые можно было бы с пользой использовать для других - более полезных дел.
В духовной практике самым сильным искушением является секс - на него уходит больше всего физических и эмоциональных сил. Но существуют практики, хорошо известные в Тантре и в Даосизме, которые позволяют с одной стороны не терять при этом энергию впустую, да ещё и получать опыт управления своей энергетикой. Кстати, результат взаимодействий при этом может быть совсем иной – это так же может быть частью духовной жизни.
Но главным препятствием для самосовершенствования всегда является привязанность к самим удовольствиям – это своеобразный "мёртвый якорь", который тормозит движение на этом пути. Осознание этих привязанностей позволяет избавиться от страстного отношения к ним, а это уже возможность для шага из раджа гуны в саттва гуну – от страсти к благости. Человек при этом шагает с первой ступени на вторую, и впоследствии может идти дальше.
Со временем на этом пути изменится смысл жизни, и то, ради чего живёт подавляющее большинство людей, начинает видеться мелким и незначимым – у человека меняется мировоззрение. Это не означает, что идущий духовным путём должен обязательно отказаться от секса, никогда не есть вкусную пищу, не пить алкоголь, и не участвовать в семейных развлечениях. Но каждое такое действие для него становится духовным опытом, и приобретает совсем иное значение и иной смысл. Впрочем, то, что я здесь пишу – это позиция Интегральной йоги, а не духовных практик вообще: в каждом направлении существуют свои предпочтения и ограничения. Но для того, чтобы подняться по лестнице эволюции сознания, необходимо как можно меньше терять энергии, а мирские желания как раз и требуют вкладывать энергию и силы в их исполнения.
Человек может служить кому угодно – Богу, удовольствиям, деньгам, кто-то служит и дьяволу. Но от того, кому или чему он служит, зависит то, какие качества приобретает или теряет его душа. Чем больше мы служим высокому, тем меньше времени у нас остаётся для низкого. А после окончания жизни душа попадает туда, к чему она привыкла в этом мире: подобное притягивается к подобному. Изменив отношение к тому, что мы делаем, мы меняем свою карму – она приобретает совсем иной вид, становясь из трудностей и препятствий источником духовного опыта. Ведя семейную и активную социальную жизнь практически невозможно избежать того, о чём говорится выше. Но если человек во время любых действий, которые ему приходится производить, отдаёт себе отчёт в том, как на это реагирует его физическое тело, эмоции, ум, сознание и душа – он получает всесторонний, в том числе и духовный опыт. Собственно это и является служением Всевышнему, но без разрушения естественных и необходимых социальных связей, но это выходит за пределы учений, в основе которых стоят религии. Религии ограничивают людей, но помогают поддерживать некоторые духовные традиции.
Вести аскетический образ жизни, будучи мужем или женой практически невозможно – это может привести к распаду отношений, и с этим может быть связано отягощение личной или семейной кармы. Выходом из этого тупика является стремление к наиболее глубокому осознанию того, что с нами происходит в обыденной, повседневной жизни. Так появляется возможность преодолеть привязанности, мешающие на духовном пути, но сделать это мягко, получая при этом внутренний опыт.
Потерянную энергию иногда можно вернуть. Этому посвящена практика перепросмотра, используемая толтеками. Когда-то в моём блоге была размешена статья, которая встречается на разных сайтах: "Шаманская техника возвращения энергии". Она отличается от той, что давал Кастанеде Хуан Матус, но судя по отзывам в сети, она более эффективна.
(3-15 символов, а-яА-Яa-zA-Z0-9._-)
(3 символа мин., 10 000 симв. макс., 60 симв. в одном слове макс.)