ВНИМАНИЕ: На форуме действует премодерация сообщений. Комментарии становятся доступны для просмотра только после одобрения модератором.
Владимир (2011-03-29 21:11:44)
Игорь А. 29.03.2011 16:15:39
Владимир, можете пояснить в чем ложность идеи отказа от ума?
Когда ребёнок осваивается во внешнем мире, он сперва передвигается ползком, потом на четвереньках, потом учится ходить, держась за что-то или кого-то, потом ходит сам. Научившись ходить, он не разучился ползать, и если будет нужно, он будет ползти. Без такого освоения всех навыков движения не может обойтись ни один человек. Те, кто умеют ходить, могут бегать и прыгать (если позволяет физическое состояние). Научиться прыгать невозможно, если не умеешь ходить. Прыгать можно и с места, но чтобы прыжок был дальше или выше, лучше разбежаться. Невозможно прыгнуть высоко, не умея хотя бы быстро ходить.
Многие не умеют как следуют думать, но хотят подняться на надментальные высоты сознания, потому что слышали о том, что на этих высотах ум уже не нужен. Но для того, чтобы подняться к ним, нужно очень много знать, уметь использовать свои знания, уметь анализировать, делать на этой основе выводы, уметь различать, и очень ещё много чего. Когда эти качества развиваются, у человека развивается его ум, проходя несколько ступеней развития.
На каждой ступени он становится всё более точным инструментом сознания, и на уровне интуитивного разума уже не является собственно умом, поскольку от обыденного метала там остаётся очень мало, а остальное является сознанием, стоящим над уровнем нашего мира. Собственно интуитивный разум опирается на сознание сердца, на опыт многих воплощений, и ум здесь служит только для того, что бы знания сердца перевести на язык символов, которыми являются слова. Другой его задачей является необходимость понимать, что на самом деле стоит за чужими словами. В этом случае у ментала чисто служебная функция, и он занимает то место в человеческом существе, которое и должен.
Когда мы поднимаемся на план верховного разума, там уже трудно подбирать точные термины, потому что понятия этого плана сознания очень сильно отличаются от того, к чему мы привыкли в обыденной жизни. Там ментал уже не может работать адекватно обстоятельствам, и чтобы передать знания этого уровня, нужно огромное искусство владения языком. Но язык является инструментом ментала, и без него по вербальному каналу информацию не передать.
Шри Ауробиндо несколько раз переписывал Савитри, потому что старался как можно лучше и полнее передать людям суть и смысл этого эпического произведения. Но это не произведение искусства в общепринятом понимании, а наиболее тонкое описание как человеческого существа на тонком плане, так и сюжетов, сопутствующих человеку на его эволюционном пути. Язык Шри Ауробиндо великолепен, но это инструмент превосходно развитого, гениального ума. При этом сознание его находилось намного выше ментальной сферы - на супраментальном плане. Чтобы подняться туда, он прошёл по всей лестнице развития сознания, и только оттуда смог сказать, что дальше ум уже не нужен. Но это уровень динамического супраментала. Сейчас даже тех, кто воспринимает статический супраментал не так уж много, но тех, кто готов с самой первой ступеньки этой лестницы взлететь над ней, почему-то хоть отбавляй.
Вряд ли ошибусь, если скажу, что человека, имеющего столь широкое и всеобъемлющее сознание, как Шри Ауробиндо, сейчас нет. Но так же вряд ли будет ошибкой утверждение, что без огромных всесторонних знаний его работа была бы успешной. Не имея знаний, невозможно написать то, что написал он, но для того, чтобы понимать смысл того, что написано Шри Ауробиндо, надо иметь развитый ум, иметь хотя бы небольшой собственный духовный опыт, а без этого понимать его работы очень сложно.
Отказаться от ума придётся там, где он уже будет совсем не нужен, но до этой поры нужно проделать весь путь по лестнице сознания.
Ложной является не сама идея отказа от ума, а этап, на котором её часто хотят реализовать. Преждевременное подталкивание неподготовленных людей туда, где требуется хорошая подготовка - один из самых успешных асурических приёмов, сбивающих людей на этом пути.