ВНИМАНИЕ: На форуме действует премодерация сообщений. Комментарии становятся доступны для просмотра только после одобрения модератором.

Владимир (2009-07-29 21:17:12)

Честь. Значительную роль в социальных отношениях играет честь. Честь является ограниченным внешними социальными правилами, корпоративным кодексом поведения, требующим неукоснительного исполнения под страхом изгнания из своей социальной группы или изоляции в её рамках. Честь требует верности принципам долга перед равными себе и перед теми, кто стоит выше на социальной лестнице. Люди, занимающие более низкое социальное положение, в рамках чести могут не рассматриваться.
Существуют понятия дворянская честь, офицерская честь, девичья и женская честь, фамильная честь, честь мундира и т.п. Честь предполагает наличие гордости за причастность к своей социальной группе.
Честь может рассматриваться, как внешний, социальный эрзац, суррогат совести. Интересы чести и совести могут вступать в противоречие. Так, совесть требует быть милосердным со стариками, а корпоративная воровская честь позволяет стариков обворовывать. Семейная честь может требовать избавиться от незаконнорожденного ребёнка, а любовь матери и её советь, что в данном случае почти одно и то же, будет требовать ребёнка воспитывать. Религиозная честь предписывает быть честными только с единоверцами, как, например, прописано в Пятикнижии Моисеевом, но обманывать и грабить представителей других религий.
Из примеров видно, побуждения совести социальными отношениями не регулируются, поскольку стоят над социальной системой, а честь является внешним атрибутом поведения в социальной среде, откуда следует, что совесть высший приоритет над честью. Честь прививается воспитанием в соответствующей социальной группе, а совесть является органически присущей человеку способностью подсознательно понимать, что является допустимым по отношению к себе, окружающим и всему миру. В пословице "Перед Богом и совестью чист", проводится практическое равенство для человека между Богом, как всеобъемлющей силой, управляющей миром и совестью, как личным каналом связи человека с Богом. При этом у человека есть возможность выбора, как поступить: в соответствии с совестью или против неё, но в соответствии с выгодой, о которой говорит ум. На Руси при разборе личных конфликтов местного значения было заведено спрашивать: "Как будем судить, по закону или по совести?", что предполагает более высокие и более истинные критерии совести по сравнению с социальным законом, утверждённые в народном сознании.


Стыд определяет отношения между человеком и внешней средой в более интимных аспектах, чем честь. Честь практически не рассматривает возможность появиться среди людей не одетым, но именно об этом говорит стыд. Стыд перед другими не позволяет поступать так, чтобы мешать другим без серьёзных на то оснований, мусорить в общественных местах, употреблять нецензурную лексику и т.п. По сравнению с честью стыд находится ближе к совести, но так же имеет социальную природу. Может быть совестно жениться или выходить замуж по расчёту, но если совесть заглушить, то потом не будет стыдно использовать средства супруга в своих личных, корыстных интересах.
Человек, имеющий честь, может не иметь стыда и совести, и спокойно без них обходиться: такая фигура является персонажем многих комедий классиков. Человек, имеющий совесть, автоматически имеет стыд, и его представления о чести будут гораздо глубже, поскольку опираются не на корпоративные правила, а на волю его сердца.
Честь построена по ментальным принципам и правилам, а совесть является сущностным свойством человеческой души. Стыд ближе к совести, чем к чести, но если у человека есть стыд, а совести нет, это очень хорошо заметно по его поведению. Говорить о том, что "я немножко совестливая", означает, что понимания понятия "совесть" у человека практически нет, и над этим ещё нужно работать.
Если человек отрицает совесть, как влияние психического существа, самой сокровенной части личности, связывающей человека с Богом, это означает, что представления о психическом существе у такого человека имеют ментальный характер, а раскрытия сущностного сознания сердца не происходит.

(3-15 символов, а-яА-Яa-zA-Z0-9._-)
(3 символа мин., 10 000 симв. макс., 60 симв. в одном слове макс.)