ВНИМАНИЕ: На форуме действует премодерация сообщений. Комментарии становятся доступны для просмотра только после одобрения модератором.

Владимир (2009-07-25 22:50:57)

На следующем уровне, на анахата чакре, прежние цели становятся лишь частным средством для того, чтобы истинно человеческая природа могла реализоваться через познание себя, как человека, а не как говорящего и думающего животного. При этом вовсе нет необходимости быть физически сильным (муладхара), богатым (свадхистхана), или состоять в какой-либо организации (манипура), а нужно, чтобы был минимально необходимый уровень безопасности, достатка и социального комфорта, но для каждого эти показатели строго индивидуальны и зависят от многих причин. На этом уровне, собственно и проявляются истинно человеческие чувства: сострадание (жалость проявляется на свадхистхане), неэгоистическая и несексуальная любовь, мудрость, опирающиеся на знание, которым обладает сердце. Здесь становится понятным, что знания являются свойством сознания сердца, его атрибутом, и зависят не от количества и качества прочитанного, а от способности сердца воспринимать соответствующую область внутреннего мира человека, и соотносить её с внешними событиями. Здесь можно не умом понять, а всем своим существом ощутить истинный смысл пушкинского: "Духовной жаждою томим", поскольку духовная жажда начинает здесь становится реальной силой.
Информация – лишь форма, поверхностная часть и каркас знаний. Содержанием знаний является обобщённый, интегрированный опыт психического, накапливавшийся многими воплощениями, и на его основе психическое синтезирует новое качество – знание.
Когда анахата чакра открывается не только в эмоциональном аспекте, что проявляется, как состояние Ананды, но и как сознание духовного сердца, человек получает возможность не столько обдумывать, сколько глубоко осмысливать полученный опыт, и на основе новых знаний обобщать его в единую целостность. При этом сознания сердца расширяется, человек видит имеющиеся события не в линейном и не в плоскостном аспекте, а объёмно. Однако не надо понимать это, что к длине и ширине добавилась только высота: добавился ещё и глубинный (а не поверхностный) смысл осознаваемого, который и составляет суть духовного опыта.
Духовная работа, или внутренняя работа над собой, здесь проявляется не как работа ума или развитие интеллекта, а как постижение сущностного смысла происходящего, как одну из сторон синтеза духовного тела человека. Впрочем, интеллект, как внешний атрибут сознания сердца, при этом развивается без дополнительных усилий, если есть необходимость сформулировать некоторые аспекты внутреннего опыта, пригодные для передачи другим. Эта работа может идти не только как самостоятельный внутренний процесс в изоляции от внешнего мира, хоть значительную часть работы Шри Ауробиндо и провёл именно таким образом. Так, в Алипурской тюрьме этот процесс шёл очень активно, в результате чего в членах суда подсудимый Ауробиндо Гхош увидел Шиву, а в самом суде – Лилу, игру Божественного, ведущего его самого к его Предназначению.

Оформление знаний в речевом или письменном виде происходит на вишудхе. Здесь человек получает возможность излагать мысль так, чтобы она была понятна и доступна для тех, с кем он общается, это умение становится автоматизмом, связывающим человека с его окружением. когда у человека хорошо поставлена речь, его вербальный канал связи с окружающим миром функционирует исправно. Лучшее освоение письменной и устной речи способствует повышению уровня вибраций сознания, его росту. В этом смысле культура речи так же влияет на сознание человека. Однако это становится очевидным с уровня аджна чакры, когда развивается способность к различению. Различать добро и зло, благо и его отсутствие, истину и ложь, человек учится всю жизнь, начиная от пелёнок и материнской груди, и кончая последним вздохом. В каждом возрасте и каждой ситуации понятия истины и лжи, добра и зла чем-то отличаются от предыдущих, и вообще, каждый миг жизни неповторим, поэтому обучение продолжается всю жизнь, но одни делают это осознанно, другие несознательно, соответственно, с различным успехом. Йога позволяет за частностями увидеть общее, поскольку человек сознательно культивирует состояние сознания, способствующее правильному (неэгоистическому) восприятию жизни, что и является одним из важнейших этапов духовной работы.

(3-15 символов, а-яА-Яa-zA-Z0-9._-)
(3 символа мин., 10 000 симв. макс., 60 симв. в одном слове макс.)