ВНИМАНИЕ: На форуме действует премодерация сообщений. Комментарии становятся доступны для просмотра только после одобрения модератором.

sflash (2008-05-10 21:42:52)

На http://jungland.ru/node/3128 опубликован перевод выступления К.Г.Юнга на закрытии семинара "Символы сновидения процесса индивидуации" в Нью-Йорке в октябре 1937г. Он мне очень понравился, поэтому позволю себе процитировать полностью:

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИЕЙ?

После прочтения лекций в Йельском университете в начале октября 1937 года на тему “Психология и Религия” (CW II), Юнг приехал в Нюь-Йорк и провел семинар из пяти встреч (между 16 и 26 октября) “Символы сновидения процесса индивидуации”, основанная на его лекции Эранос от 1935 года. На гала-ужине в честь окончания визита Юнга экспромтпом произнес речь.

Я едва ли знаю, о чем говорить. Я так много говорил, уже дважды за сегодняшний вечер. Я надеюсь что-нибудь придет в голову, чем я смогу поделиться с вами.

Меня часто спрашивали и несомненно вас тоже, не является ли аналитическая психология на самом деле религией. Касательно темы моих Йельских лекций, а также семинара, мне пришлось уделить много внимания отношению психологии к религии. Так что сейчас, в завершение семинара, я хотел бы поговорить с вами об этом.

Активация бессознательного – феномен специфичный для нашего времени. В Средние Века психология людей была полность отличной от того, что есть сейчас. Они не представляли себе ничего существующего за пределами сознания. Даже психологическая наука восемнадцатого века полностью идентифицировала психику с сознанием.

Если бы с помощью чего-то типа ретнгеновских лучей вы могли бы наблюдать состояние бессознательного в человеке две или три сотни лет назад и сравнить его с бессознательным современного человека, вы бы увидели огромную разницу. В первом человеке оно было бы в покое, в современном человеке – потрясяюще возбужденное и активное. Раньше люди даже не чувствовали, что у них есть психология так, как мы чувствуем это сейчас. Бессознательное было заключено и удерживалось в спячке в Христианской теологии. Получившийся Weltaschauung был всеобщий и абсолютно единообразный – без места сомнению. Человек начался (had begun) в определенный момент, с Сотворения, все знают все об этом. Но сегодня архетипические содержания, о которых раньше удволетворительно заботились толкования Церкви, отделились от своих проекций и беспокоят современных людей. Вопросы о том, куда и почему мы идем слышны со всех сторон. Психическая энергия ассоциированная с этими содержаниями бурлит (is stirring) как никогда раньше; мы не можем не осознавать их. Целые слои психики выходят на свет в первый раз. Именно поэтому мы имеем так много процветающих “-измов”. Большая часть этой энергии несомненно идет в науку, но наука нова, ее традиция современна и не удволетворяет архерипических потребностей. Психологическая ситуация настоящего безпрецендентна и с точки зрения всего предыдущего опыта – ненормальна.

В результате люди начал отдавать себе отчет в том, что у них есть психология. Человек из прошлого не понял бы что мы имеем в виду, когда говорим, что что-то происходит в наших головах. Ничего похожено не случалось с ним. Если бы он почувствовал такую вещь он бы подумал что сошел с ума. Бывало люди говорили: “Я чувствую что-то двигается в моем сердце”, или, до того, они чувствовали это в низу живота. Они осознавали лишь те мысли, что двигали их диафрагму или внутренности. Греческое слово phren, означающее “дух”, является корнем слова “диафрагма”. Когда люди начинали чувствовать что-то двигающееся в их головах они пугались, и шли к докторам, так как знали, что что-то неправильно. Новый вид психологии пришел от докторов. Так что это несколько патологическая психология.

Скрытое состояние (latency) – возможно лучшее состояние для бессознательного. Но жизнь ушла из церквей, и она никогда не вернется обратно. Боги не вернутся в однажды покинутое жилище. Такое уже случалось раньше, во времена римских цезарей, когда умирал паганизм. По легенде, капитан корабля, проходящего между двумя греческими островами, услышал громкий плач и голос кричащий: Pan ho megas tethneken, великий Пан мертв. Когда этот человек добрался до Рима, он потребовал аудиенции с императором, настолько важны были его новости. Первоначально Пан бын незначительным природным духом, занятым преимущественно приставанием к пастухам, но потом, когда римляне оказались сильнее вовлеченными в греческую культуру, Пан был спутан с to pan, Всё. Он стал demiurgos, anima mundi. Так множество богов паганизма были сконцентрированы в одного Бога. Потом пришло это сообщение, “Пан мертв”. Великий Пан, Бог, мертв. Только человек остается жив. Потом один Бог стал одним человеком, и это был Христос; один человек для всех. Но сейчас это тоже ушло, сейчас каждый человек несет Бога. Нисхождение духа в материю завершено.

Иисус, знаете ли, был мальчиком рожденным от незамужней матери. Такие мальчики называются незаконнорождёнными, и существует предрассудок ставящий его в очень невыгодное положение. Он страдает от ужасного чувтсва неполноценности которое он определнно должен скомпенсировать. Отсюда и искушение Иисуса в пустыне, в котором ему предложено царство. Здесь он встречает своего худшего врага, дьявола власти (the power devil); но он смог увидеть это и отказаться. Он сказал, “Царство Мое не от мира сего”. Но это было все равно “царство”. И вы вспомните тот странный инцидент, триумфальное вхождение в Иерусалим. Полный провал произошел во время распятия в трагических словах “Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?”. Если вы хотите понять полную трагедию тех слов вы должны понимать что они значили: Христос увидел, что вся его жизнь, посвященная истине в соответствии с его самим искренним убеждением, была ужасной иллюзией. Он прожил ее целиком абсолютно искренне, он провел свой честный эксперимент, но это была тем не менее компенсация. На кресте эта миссия опустошила его. Но так как он жил так полно и преданно он получил в награду воскресшее тело.

Все мы должны сделать то, что сделал Христос. Мы должны провести свой эксперимент. Мы должны делать ошибки. Мы должны прожить наше видение жизни. И ошибки будут. Если вы избегаете ошибок вы не живете; в некотором смысле можно сказать, что каждая жизнь это ошибка, так как никто не нашел истину. Когда мы живем так, мы познаем Христа как брата, и Бог в самом деле становится человеком. Это звучит как ужасное богохульство, но это не так. Только если мы можем понять Хриска так как он хотел бы быть понятым, как собрат; только тогда Бог становится человеком в нас.

Это звучит как религия, но это не так. Я говорю как философ. Люди иногда называют меня религиозным лидером. Я не религиозный лидер. У меня нет послания, нет миссии; Я лишь пытаюсь понимать. Мы философы в старом смысле этого слова, любители мудрости. Позволяет избежать временами сомнительную компанию тех, кто предлагает религию.

И последняя вещь я хотел бы сказать вам, друзья: проживайте свою жизнь так хорошо как вы можете, даже если она основана на ошибке. Так как жизнь должна быть развернута (undone) и человек зачастую добирается до истины через ошибку. Тогда, как Христос, вы совершите свой эксперимент. Так, будьте людьми, ищите понимание, проникайте в суть и создавайте ваши гипотезы, вашу философию жизни. Тогда мы можем распознать Дух живущий в бессознательном каждого индивидуума. Тогда мы становимся братьями Христа.
(3-15 символов, а-яА-Яa-zA-Z0-9._-)
(3 символа мин., 10 000 симв. макс., 60 симв. в одном слове макс.)