ВНИМАНИЕ: На форуме действует премодерация сообщений. Комментарии становятся доступны для просмотра только после одобрения модератором.
Владимир (2008-04-18 18:33:01)
Прослушав ещё раз запись занятия от 16-04 и вспомнив некоторые события собственной жизни, я посчитал нужным добавить вот что. Случаются ситуации, когда необходимые жизненные сюжеты в конкретных условиях уже отработаны и начинают сильно тянуть назад, на давно пройденный уровень, а иногда и просто становиться опасными. Для этого случая совсем не следует ждать, когда ситуация станет совершенно непригодной для жизни или работы. Но часто бывает, что внешний мир не предоставляют нам других достаточно комфортных условий и приходится начинать устраивать жизнь сначала. Петр Григорьевич привёл пример из собственной биографии, который на внешнем плане противоречит тому, что сказано в цитируемом отрывке – его развод и последовавший через некоторое время брак, в котором он живёт уже более тридцати лет. К тому же он объездил всю страну и работал в разных местах, т. е. формально противоречит себе, но на самом деле он всю жизнь занимался одним и тем же – духовной работой. Все прекрасно знают, что ничего готового нам жизнь не предоставляет и то, что мы хотим, необходимо создавать самому из того, что есть, отбрасывая то, что является уже непригодным для дальнейшего использования. И это уже вопрос выбора человека. Вспоминая Тараса Бульбу, мы видим его выбор, который привёл его к смерти от рук врагов: он уронил свою любимую курительную трубку – люльку – и нагнулся, что бы её поднять во время схватки, что и стоило ему жизни. Поэтому, руководствоваться в жизни чужими примерами нужно очень осторожно, если хочешь прожить собственную жизнь, а не служить игрушкой в чужих руках. Для этого недостаточно мудрых советов посторонних, даже учителей, тем более что советы всегда не учитывают всех обстоятельств.
Интересно, что на одинаковые вопросы Мать и Шри Ауробиндо иногда давали противоположные ответы (правда, разным людям). Так, на вопрос садхака о том, следует ли ему разводиться с женой, которая мешает его дальнейшей духовной работе, поскольку сама интересуется только материальными, бытовыми вопросами, Мать сказала примерно следующее: "Она обслуживала вас многие годы, и теперь вы хотите её бросить?" А Шри Ауробиндо на такой же вопрос ответил, что ради духовной работы можно оставить семью (впрочем, если это не обречёт её на нищенство), если эти семейные отношения мешают дальнейшему продвижению вперёд. Впрочем, Шри Ауробиндо был женат, но его жена умерла ещё в молодости. А Мать была замужем, когда приехала в ашрам, но оставила мужа (который был очень меркантильным, приземлённым человеком) ради того, чтобы всю жизнь посвятить духовной работе. Так что в каждом конкретном случае решать приходится самому, если события дают возможность для выбора.