ВНИМАНИЕ: На форуме действует премодерация сообщений. Комментарии становятся доступны для просмотра только после одобрения модератором.

Владимир (2008-01-10 17:31:36)


В предыдущем сообщении речь идёт не о психологии вообще, а о психоанализе Фрейда, современником которому был Шри Ауробиндо. В принципе, психология очень медленно развивалась до конца 19 – начала двадцатого века. Фрейд, установивший сильную зависимость между нереализованными, а часто извращёнными сексуальными желаниями и психическими отклонении от нормы, несомненно дал сильный толчок к её развитию, в чём гораздо больше преуспел К.Г.Юнг. Фактически, Юнг более говорил о психологии души, её связях с людьми на человеческом, а не низшем витальном – животном уровне. Фрейд же касался самых низких слоёв существа, где царствует животная природа. Ему принадлежит открытие Эдипова комплекса, существование которого у себя могут отметить многие люди в период полового созревания. Возможность осознать многие проблемы, гнездящиеся в закоулках нашей низшей природы, несомненно, может помочь человеку, которого мучают непонятные ему зависимости в его поведении, которые Фрейд назвал комплексами неполноценности. Но именно здесь и кроется грань, отделяющего тех, кто может заниматься интегральной йогой от тех, кому ей заниматься не следует. Если человека держат за ноги его сексуальные проблемы, то о какой божественной любви может идти речь? В этом смысле психоанализ Фрейда, занимающийся именно низшим виталом, совершенно не годится в йоге, но он может быть весьма полезен людям, которые идут обычным внешним путём.
Когда речь идёт не о психоанализе, а о психологии, то мы уже имеем дело с человеческим уровнем, поднимаясь над низшей природой. На пути йоги человек должен исследовать себя так, что бы хорошо знать свои особенности. А они вполне поддаются изучению и систематизации, в чём может быть весьма полезен Юнг, давший в своих работах понятную картину некоторых закономерностей человеческого поведения в зависимости от самых разнообразных причин, в том числе и эволюционного характера. Работы, размещённые на сайте в разделе "Психология" могут помочь человеку, исследующему себя, увидеть как в зеркале многие характеристики своего поведения. На это же направлены и многие ссылки в соответствующем разделе форума. Психология, конечно, помогает осознать себя в условиях внешнего мира, но Шри Ауробиндо никогда не говорил, что человек, делающий йогу, должен быть изолирован от внешнего мира. Именно в событиях реального мира мы можем получать истинный опыт, необходимый нашей душе. Когда весь необходимый опыт будет получен, и человек поднимется на более высокую ступень сознания, может наступить период, когда для очередного этапа работы может потребоваться изоляция от помех, существующих во внешнем мире. Для многих из нас это произойдёт не очень скоро, но и тогда психология будет нужна. Некоторые знания, предлагаемые посетителям сайта и читателям его книг Петром Григорьевичем Зориным, основываются на глубочайшем знании психологии. Да и практически всем, кто посещает его занятия, приходится использовать знание психологии, будь то самостоятельные жизненные наработки или изучение литературы. Зорин, являясь врачом-психотерапевтом, знает психологию очень хорошо и многие из его знаний помогают посетителям его семинаров. Внешний опыт и некоторая, хотябы минимальная успешность в какой-либо деятельности, необходимы для людей, занимающихся самоисследованием, и наверняка присущи им, поскольку являются основой для более глубокого внутреннего опыта. Но при этом главным является внутренний опыт и внутренняя жизнь, которая в свою очередь невозможна без жизни внешней.
Очень не плохие результаты в познании самого себя может дать знание своего психологического портрета, который в основных чертах можно обрисовать, используя астрологические методы. Знание многих нюансов, описываемых астропсихологией, позволяет человеку ещё лучше разобраться в себе самом и в своём окружении. Кроме того, это позволяет правильно понять тип отношений, складывающийся у человека с окружающими и делать более адекватными собственные оценки и действия. При этом становится виднее многое из ранее не воспринимавшегося в людях, что будет свидетельствовать о развитии тонкости восприятия, что является одним из возможных направлений собственного развития. При этом никакие знания, способствующие развитию тонкости восприятия и чувствительности к внешним и внутренним человеческим проявлением, не будут лишними. Впрочем, не следует зацикливаться на сексуальной тематике, хоть некоторые знания на этот счёт необходимы, особенно в семейной жизни. Но одно дело знать, другое – ставить это во главу угла. Для того, чтобы составить своё вполне определённое мнение о психоанализе Фрейда, Шри Ауробиндо оказалось необходимым изучить их. К тому же он некоторое время был женат, а кроме того в определённый период изучал Тантру, как и другие направления всевозможных духовных практик, которыми так богата Индия. Но при этом из всего, что предлагала обширнейшая индийская традиция, им для своей йоги было взято отовсюду только то, что позволяло сознанию человека двигаться по пути восхождения на тот уровень, который до него не был достигнут никем. Считается, что одной из неотъемлемых её частей является Джняна-йога или йога познания. Познания мира, сотворённого Богом, себя, как части этого мира и Бога, стоящего за каждым из нас. И поскольку психология является прекрасным инструментом для познания человеческого поведения вообще и своего – в частности, некоторые аспекты психологии знать весьма полезно. В этом смысле сошлюсь ещё раз на прекрасную книгу А.Подводного "Эволюция личности", ссылка на которую есть на форуме. В ней подробно рассматривается лестница, которую проходит человек, чья личность развивается не только во внешнем, но и во внутреннем мире.
(3-15 символов, а-яА-Яa-zA-Z0-9._-)
(3 символа мин., 10 000 симв. макс., 60 симв. в одном слове макс.)