ВНИМАНИЕ: На форуме действует премодерация сообщений. Комментарии становятся доступны для просмотра только после одобрения модератором.
sflash (2007-01-05 13:05:54)
"Очевидно то, что существует возможность предсказания событий и их последовательности, и не только в общих чертах, но и в отдельных деталях. Но об этом было известно уже давно, остается нерешенным вопрос — все ли события можно предсказать, является ли судьба единственным фактором или имеются другие факторы, определяющие наше существование, существуют ли какие-либо иные источники, силы или планы, помимо тех, что управляют нашей жизнью, обратившись к которым, мы можем изменить судьбу?.. Метафизические вопросы не так просты, чтобы на них можно было дать однозначный, утвердительный или отрицательный ответ, — таков обычный способ решения проблем, однако он является слишком поспешным и не позволяет сделать надежных окончательных выводов. Люди мыслят противоположными категориями и думают, что либо человек должен обладать полной свободой воли, либо все должно быть предопределено, однако все не так просто.
Вопрос о свободе воли и предопределении является наиболее запутанным из всех метафизических вопросов и пока никому не удалось его решить — возможно, потому, что существует и судьба, и воля, и даже свободная воля; трудность заключается в том, чтобы узнать, как ею овладеть и научиться эффективно пользоваться.
Но существует же астрология, скажете вы! Да, многие предсказания астрологов сбываются, даже очень многие, особенно если оценивать их работу в целом. Но из этого не следует, что нашей судьбой управляют звезды; они, скорее, являются своего рода указателями на карте нашей, заранее сформированной судьбы, но они — лишь запись, иероглиф, а не Сила, способная на что-то влиять. А если их влияние все же обладает силой, то это, по всей видимости, лишь промежуточная энергия, а не изначальное Могущество. Скажем так, есть некто, предопределяющий все, или нечто, что можно назвать судьбой, а звезды — это лишь символические знаки, указывающие направление ее развития. Сами астрологи говорят, что существуют две силы — судьба и индивидуальная энергия и что индивидуальная энергия может не только изменить, но и предотвратить то, что предназначено судьбой. Более того, звезды часто указывают на несколько вариантов развития судьбы, например, гороскоп говорит, что кто-то может умереть в зрелом возрасте, но если он все же не умрет, то тогда обязательно доживет до глубокой старости. Наконец, известны случаи, когда предсказания гороскопа сбываются с большой точностью только до определенного возраста, после которого утрачивают свою силу. Такое часто бывает, когда человек перестает жить обычной жизнью и обращается к жизни духовной. Если он делает это бесповоротно, то предсказания гороскопа по отношению к нему практически сразу же теряют силу, в других случаях некоторые предсказания еще могут сбываться в течение какого-то времени, но уже не будут носить столь неизбежного характера. Все это наводит на мысль о том, что существуют или могут существовать более великая сила, более высокий план или более высокий источник духовной судьбы, который способен, если настало его время, радикально изменить все, что предопределено более низкими силами, на более низком плане или исходит из более низкого источника, иными словами, витальную и физическую судьбу человека, на которую указывают звезды. Я говорю «витальную», потому что гороскоп также указывает и на особенности характера человека, и даже более полно и исчерпывающе, чем на события его физической жизни.
В Индии судьбу объясняют с помощью Кармы. Мы сами своими поступками создаем свою судьбу, и то, что мы создали, крепко нас связывает, так как все, что мы «посеяли», мы должны «пожать» в этой или следующей жизни. Таким образом, мы постоянно формируем нашу будущую судьбу, в то же время подвергаясь воздействию нашей нынешней судьбы, сформированной в прошлом. Это придает смысл нашей воле и нашим действиям, и ни о каком слепом и неизменном фатализме здесь не может быть и речи, как на том ошибочно настаивают европейские критики. И опять-таки, наша воля и действия часто способны свести на нет или изменить даже последствия нашей прошлой Кармы — и только некоторые особенно сильные влияния, называемые Утката Карма, изменить невозможно. Теория Кармы, в свою очередь, предполагает, что обретение духовного сознания и достижение духовной жизни может устранить все последствия прошлой Кармы или, по крайней мере, дает силу, чтобы это сделать. Ведь в этом случае мы становимся едины с космической или трансцендентной Божественной Волей, способной отменить все, что ею прежде и при определенных условиях было санкционировано, заново создать то, что когда-то было ею же создано, — таким образом, строгие и непреодолимые границы судьбы исчезают, перед человеком открываются более широкие горизонты и он обретает свободу. Так что ни теория Кармы, ни астрология не подразумевают существование некой фиксированной и абсолютно неизменной судьбы.
Что касается пророчеств, то мне не знаком и не известен ни один пророк, даже из самых авторитетных, который бы ни разу не ошибался. Некоторые их предсказания сбываются вплоть до мелочей, другие нет, при этом они могут сбыться либо отчасти, либо вовсе оказаться ошибочными. Но это не значит, что пророческой силы не существует или что точные предсказания можно объяснить теорией вероятностей, совпадением или игрой случая. Среди них слишком много таких пророчеств, природу которых так просто не объяснишь. Различие в степени точности того или иного предсказания можно объяснить либо несовершенным владением пророческой силой, либо тем, что некоторые события можно предсказать лишь частично, так как их свершение не является неизбежным на данный момент времени, или тем, что они могут быть обусловлены различными факторами или силовыми потоками, различными сочетаниями потенциальных возможностей и реальных условий. Пока человек придерживается какого-то одного
направления движения энергий, он предсказывает точно, как только он отклоняется от него — появляются ошибки; могут также изменяться направления энергетических потоков, и тогда предсказание тоже не сбудется. И тем не менее, учитывая возможность относительно точного предсказания, можно утверждать, что должна существовать некая сила, с помощью которой можно узнать заранее все события, или некий план, на котором можно увидеть все, что должно произойти, ведь если существует Божественное Всеведение и Всемогущество, то так и должно быть. Но даже и в этом случае то, что предвидится как неизбежное, должно осуществиться и, в действительности, осуществляется благодаря взаимодействию и борьбе различных сил — духовных, ментальных, витальных и физических, а там, где в действии участвуют различные силы, никакого жесткого и абсолютно неизменного предопределения быть не может. Индивидуальная воля или усилие является как раз одной из таких сил. Наполеон, когда его как-то спросили, почему он, веря в судьбу, все же планирует свои действия и поступает в соответствии со своими планами, ответил: «Потому что судьбой предрешено то, что я должен планировать и действовать в соответствии с моими планами». Иными словами, его планы и методы действия являлись частью судьбы и способствовали осуществлению целей, которые опять же были определены судьбой. Даже если я предвижу неблагоприятный исход, я все равно должен работать ради свершения того, что, по моему мнению, должно свершиться. Благодаря этой позиции сохраняется действенность силы и принципа Истины, которому я служу, и это дает им возможность все-таки восторжествовать впоследствии; таким образом, моя работа и моя вера становятся факторами, способствующими формированию благоприятной будущей судьбы, даже когда нынешний ее поворот крайне неблагоприятен. Люди не отказываются от усилий, даже если понимают, что их цель недостижима, или предвидят неудачу своего дела, и с духовной точки зрения они правы, упрямо настаивая на своем. Кроме того, мы живем не только ради внешних достижений, подлинным смыслом жизни является рост души, а не внешний сиюминутный успех или успех в ближайшем будущем. Душа может расти вопреки или даже благодаря ударам судьбы и неблагоприятным внешним условиям.
И, наконец, даже если все предопределено, почему многим представляется, что жизнь, по выражению Шекспира или, скорее, Макбета, это «сказка в пересказе глупца. Она полна трескучих слов и ничего
не значит»?1 Жизнь действительно была бы такой, если бы все в ней носило случайный и непредсказуемый характер. Но если события жизни можно предвидеть, если она следует в мельчайших деталях определенному плану, разве это не означает, что она скорее заключает в себе какой-то смысл — что должна быть некая тайная Цель, к которой все непреодолимо и неуклонно стремится в течение столетий, и что мы сами являемся частью и одновременно сотрудниками, способствующими осуществлению этого тайного Замысла?"