ВНИМАНИЕ: На форуме действует премодерация сообщений. Комментарии становятся доступны для просмотра только после одобрения модератором.
Владимир (2006-12-19 18:02:59)
Для тех, кто не прочитал еще находящиеся на сайте материалы о психическом существе и Дживе, принадлежащий перу Шри Ауробиндо и Матери я предлагаю здесь две коротенькие цитаты
Душа и психическое существо — это не совсем одно и то же, хотя сущность у них одна.
Душа — есть божественная искра, помещенная в сердце каждого существа; она идентична своему Божественному Источнику; в человеке душа — его божественная составляющая.
Психическое существо постепенно формируется вокруг этого божественного центра, души, в процессе земной эволюции, в ходе многочисленных воплощений до тех пор, пока полностью созревшее и пробужденное психическое существо не превратится в сознательную оболочку души.
Таким образом, отождествляясь с Божественным, психическое существо становится Его совершенным инструментом в этом мире.
Мать
Термин "центральное существо" в нашей йоге обычно обозначает заключенную в нас частицу Божественного, поддерживающую все наше существо и неподвластную рождению и смерти. Это центральное существо выступает в двух формах: Дживатман, находящийся над головой, наше истинное существо, которое мы начинаем осознавать по достижении нами высшего самосознания, и — психическое, стоящее за нашим разумом, витальностью и телом. Дживатман находится выше проявленной жизни и руководит ею; психическое существо стоит за проявленной жизнью и поддерживает ее.
Шри Ауробиндо
В интегральной йоге иногда под душой понимают так же и психическое существо, формирующееся именно вокруг нее. В религиозной терминологии любых конфессий душой чаще называют витал, витальное тело, вообще. Когда говорят, что у человека чистая и светлая душа, то в обычно это значит, что его витальная часть почти не несет на себе тех мутных социальных наслоений низших планов, которыми наполнена наша повседневная жизнь. Человек с чистой душой вряд ли будет сквернословить, курить, употреблять наркотики любых видов, не станет смотреть боевики и порнуху и т.д. Сознание такого человека не отделено от истинного витала ложью и неискренностью, которыми полон наш мир. Другое дело, что его сознание не едино с психическим, ибо может для этого быть еще не готово, но воспринимает вибрации своей души лучше, чем другие люди. Такому человеку иногда трудно жить в мире, наполненным болью, ложью и неведеньем, но он может оказаться ближе к Истине, к Богу, чем многие другие. (По аналогии, о черной душе говорят, когда витальное и ментальное тела человека наполнены сущностями низших планов, заставляющими человека поступать подло, предавать, нести разрушение и смерть. И жалеть такого не следует, ибо он захвачен вибрациями лжи и смерти и служит им.)
Психическое существо является самой высокой нашей частью, имеющей эмоциональное отношение к происходящему. Это фактически, истинная наша часть, связывающая нас с Творцом наиболее короткой и доступной для человека связью. И через влияние психического на нашу жизнь проявляется истина, которую может осознать потенциально любой. Но только потенциально. Те, кто читает эти строки, по большей части имеют пробуждающееся или пробудившееся сознание, которое жаждет вступить в контакт с психическим, а через него с Божественной истиной, которая может наполнить нашу жизнь истинным смыслом. Но единой прямой дороги к Истине ни кто не проложил и не проложит, путь у каждого свой, персональный. Однако при всей индивидуальности пути каждого, направление его общее для всех, в ком звучит зов Истины.
Важным этапом работы, который может занять непредсказуемое время, является соединение проявленного сознания, психического существа, высшего Я (дживы), и какой-то части истинного витала и истинного ментала в неразделимое целое. Обычно это называют просветлением. В традиционной йоге это обычно цель садханы (поисков Божественной истины, духовного самопознания, углубленной работы над своим существом). В интегральной йоге это не цель, а только средство для успешного движения к Истине.