ВНИМАНИЕ: На форуме действует премодерация сообщений. Комментарии становятся доступны для просмотра только после одобрения модератором.
Владимир (2007-04-07 20:48:43)
Я согласен с тем, что излагаемая концепция не полностью соответствует классической системе взглядов. Однако, если рассматривать вопрос об архетипах не только с позиции психологии человека, как он был заявлен Юнгом, а с учётом всего проявленного мира, как живого, так и "не живого", то можно увидеть, что классические рамки становятся узковаты. Мужское и женское начала есть во всей живой природе, а не только в человеке. Сам по себе принцип архетипа представляет сформированные ещё до появления человека признаки, восходящие к сотворению мира. Женское, творческое начало, или Инь, включает в себя свойство рожать или качества Матери (Шакти). Поэтому я рискнул назвать эту сумму качеств архетипом Матери, что выходит за пределы чисто психологического описания используемого термина. Такая же ситуация с началом Ян, мужским, осознающим, так же включающим в себя Отцовское начало(Ишвара, Бог-отец). Ролевые функции, описываемые Эриком Берном в своём трёхчастном разделении психологических типов: ребёнок, взрослый, родитель, так же могут рассматриваться как архетипические по одной простой причине: всё в природе проходит стадию рождения (в классической психологии нет роли новорождённого), детства, кульминации (взрослый), зрелости и старения (родитель) и смерти. Не через все этапы проходят существа, умирающие раньше своего биологического срока, но это частный случай, который всегда нужно рассматривать индивидуально. А положение и способ поведения, решаемые задачи и имеющиеся возможности по сумме признаков позволяют считать, что роли ребёнка, взрослого и родителя носят так же архетипический характер.
Поскольку я не являюсь профессиональным психологом и книг не пишу, то обосновать свой взгляд так, что бы о нём стало известно во всём психологическом мире я не стремлюсь. Но рассматривая вопрос об архетипах, как о признаках, проявленных во всех существах проявленного мира, напрашивается вывод о том, что имеющаяся концепция требует некоторой корректировки, расширения, если не фиксировать свой взгляд на известных формулировках, как незыблемых постулатах. Классическая психология является только одним из аспектов знания об окружающем мире. Интегральная йога предполагает не схоластический, а творческий подход к его познанию. Вопрос об архетипах обсуждался на встрече с Зориным и предлагаемая концепция является результатом этого обсуждения. Ещё раз говорю – я не претендую на классическое изложение данной темы. Однако, рискну сказать, что шри Ауробиндо, взглянув на классическую йогу, известную много столетий, с других позиций, пришёл к парадоксальным выводам, что уход а нирвану является бегством из этого мира, где осуществляется процесс эволюции сознания. Т.е. предыдущие поколения йогов уходили "в никуда". С классических позиций мир должен бы быть неизменным, но опыт показывает, что это не так. Впрочем, предлагаемую концепцию можно не принимать – для кого-то это может быть удобнее. Наш форум предлагает возможность высказать свои мнения по самому сложному в мире вопросу, на который никакая наука ответа не даёт.
Знание заключается не в формулировках и не в словах. Слова являются кирпичиками, из которых ум пытается сложившуюся в сознании картину мира передать другим людям. Слова без личного опыта осознания превращаются в форму без содержания. Поэтому следует осознать тему глубже, имея в традиционных формулировках только опору для этого, а не считать их верхом совершенства.