Рассыпаете на полу, предположим, два десятка спичек. Показываете малышу их на одну две секунды и сразу же закрываете их сверху листом бумаги, после чего просите его назвать их количество. Вся ваша предшествующая работа с кружками и числами в пределах сотни к этому времени настолько подготовила его, что решить эту задачу для него не представит никакого труда. Затем, не поднимая листа бумаги делаете вид, что берете из под него несколько спичек и сообщаете, что взяли оттуда семь спичек, а потом спрашиваете, сколько их там осталось. При правильном ответе вы радуетесь, хвалите его, а потом говорите, что добавили туда к тому, что осталось еще десять спичек и снова просите его назвать сколько их там стало. Такого рода занятия вы продолжаете проводить в течении трех пяти минут, после чего следует перерыв на пятнадцать минут, который вы заполняете какойлибо интересной подвижной игрой. Таким образом вы должны пройти все арифметические действия в пределах сотни, так же как это вы делали, пользуясь таблицами с кружками в пределах сотни. Затем вы усложняете примеры следующим образом: вы предлагаете вашему малышке угадать, сколько вы положили спичек, например к тридцати, чтобы стало сорок. Затем, сколько спичек надо взять изпод листа бумаги, чтобы стало двадцать пять. А сколько спичек надо положить под лист бумаги, чтобы стало тридцать пять и т.д. Это, практически, решение примеров с одним неизвестным. Такую работу вы должны проводить в течении двухтрех недель ежедневно, пока ваш ребенок не будет в состоянии очень быстро и правильно отвечать на ваши вопросы. Затем эту игру вы можете модифицировать с целью развития воображения и памяти вашего ребенка. Для этого, положив руку на стол ладонью вниз, скажите ему, что под рукой у вас находится какоето количество спичек (назовите конкретное количество воображаемых спичек), или какихлибо других предметов. А сейчас, продолжаете вы, я беру оттуда пять спичек и делаете вид, что будто бы забираете их из под руки и спрашиваете, сколько спичек у вас осталось. В этом случае перед глазами вашего ученика уже с самого начала нет предметов, которые он мог бы видеть я он должен представлять их, лежащими там, под рукой. Не поднимая ладони, под которой у вас лежат воображаемые спички (или другие предметы), вы продолжаете манипулировать образами. Вы то добавляете какоето их количество, то возвращаете обратно. Развивая способность к счету и абстрактному мышлению, следует опираться не только на зрительную систему, но использовать и слуховую систему и даже тактильные ощущения. Для этого вы предлагаете малышу считать повторяющиеся звуки, например, хлопки ладонями или физические касания.
Таким же образом вы проходите все четыре математических действия, как это вы делали прежде с кружками и символами чисел, но уже без конкретных предметов, которые прежде находились перед глазами ребенка. И не забывайте, пожалуйста, радоваться каждому успеху вашего ребенка.
Эти занятия можно строить и в шутливой форме, например, от пуговиц отнимать яблоки или к вилкам прибавлять стулья и спрашивать, сколько получилось вилок.
И еще несколько слов родителям. Пусть вас не пугает на первый взгляд бесконечный груз по обучению и воспитанию ребенка. Вы должны знать, что работая с детьми вы воспитываете в себе не только терпение, но и гибкость ума и, конечно же, приобретаете те знания, которых в других обстоятельствах вы никогда бы не получили. И еще, у вас будет развиваться интуиция, которая бесценна не только при общении с детьми, но и с взрослыми.