Дети в раннем возрасте, в отличие от взрослых, имеют способность считать мгновенно. Говорят, что заядлые игроки в домино • при подсчете очков тоже умеют это делать. Почему обычные взрослые не могут так считать? Может быть это происходит потому что наш ум привык пользоваться символами цифрами, которые при любых счетных операциях занимают нашу оперативную память. И в зависимости от скорости процессов, происходящих в оперативной памяти, будет зависеть скорость счета (да и чтения тоже). Повидимому, оперативная память у маленьких детей еще не успела сформироваться и они запоминают, минуя идентификацию символов. А может быть способности детей считать мгновенно связана с тем, что они естественно, как это говорит Рудольф Штейнер, воспринимают количество объектов, как одно целое. Тогда для них счет это просто различение объектов. Другими словами, количество единиц, входящих в какойлибо целый объект, ими воспринимается как отличие этих объектов друг от друга, так же, как для взрослых очевидно внешнее отличие друг от друга, например, таких объектов, как стол и стул.
И так, рассмотрим первый этап обучение детей счету. Приготовьте сотню карточек из белого картона размером 30 на 30 см. Затем вырежьте из красной бумаги кружки диаметром в 2,5 см. (Кружки можно вырезать не сразу, а по мере надобности). Затем наклейте на первый лист картона один кружок, на второй два, на третий три и т.д. Размещать кружки на листах картона следует, не соблюдая какоголибо порядка. Обязательно оставьте поля, за которые, вы будете держать карточку. Напишите на тыльной стороне каждого листа количество наклеенных на них кружков. Разумеется, те числа, которые вы будете писать на обороте карточки, предназначены не для ребенка, а для вас.
После того, как заготовка карточек будет закончена можно приступать к обучению вашего малыша счету.
Для первого урока возьмите карточки с количеством кружков от одного до пяти. Занятия следует как всегда начинать в то время, когда ребенок чувствует себя бодрым и веселым. В комнате не должно быть никаких отвлекающих факторов. Посадите вашего малыша на стул напротив себя и покажите ему карточку с одним кружком и скажите: "это один" и тут же покажите ему другую карточку с двумя кружками и снова назовите: "это два". Затем так же показываете третью, четвертую и пятую карточки. Время демонстрации каждой карточки равно времени называния количества кружков на ней. Какихлибо пояснений в этот период давать не следует. Так как ребенок сидит перед вами, а вы показываете ребенку карточки лицевой стороной, то, естественно, вы всегда можете прочитать на обратной стороне этой карточки число, указывающее количество кружков.
В первый день проведите этот же самый урок еще дважды. В течении последующих недель перерывы между уроками должны быть не менее получаса. В дальнейшем можно уменьшить промежутки между двумя занятиями до 15 минут.
Общая продолжительность первого дня занятий составит не более трех минут. На следующий день повторите вчерашнее упражнение три раза но расположение карточек должно при этом быть без определенной последовательности. В последующем, перед началом работы всегда тасуйте карточки.
Уже на второй день вы должны добавить к первым пяти карточкам следующие пять. В связи с этим, общее время занятий с ребенком у вас будет вдвое большим. И еще маленькая особенность Каждый день первый раз вы показываете ему карточки в правильной последовательности, и лишь потом, начиная со второго, тасуете их.
Пожалуйста не забывайте в конце каждого занятия хвалить вашего ребенка за его старания и говорить, что вам было очень приятно заниматься с ним. Ваш ребенок должен видеть, как вам приятны его успехи. И конечно продолжайте придерживаться изначально принятой скорости показа. Приблизительно одна секунда на демонстрацию каждой карточки. Так как вы теперь показываете два набора по пять карточек в каждом, а за один сеанс вы показываете только пять карточек, то в общей сложности вы за день проводите шесть сеансов, в которых каждая карточка показывается три раза. И так, с двумя первыми наборами вы работаете в течение пяти дней Постоянное перемешивание карточек позволит вам на каждом занятии иметь чтото новое и непредвиденное, так как ваш ребенок никогда не будет знать заранее, в каком порядке вы станете предъявлять ему карточки. Это важно для сохранения новизны
На шестой день начните изымать старые карточки и добавлять новые. Делайте это так: изымайте два самых маленьких числа (1 и 2) и добавляйте следующие по порядковому номеру (11 и 12). Таким образом обновляйте свои наборы ежедневно на две карточки. Впоследствии изученные карточки вам еще пригодятся.
Дети, которые уже умеют считать от одного до десяти, могут попытаться считать кружки на карточках, но вскоре обнаружат, что не успевают это делать. После этого они начинают понимать, что это совсем другая игра и прекращают свои попытки считать и начинают учиться воспринимать количество кружков, которые они видят, одновременно.
Напоминаем, если ваш ребенок скучает, то следовательно вы проводите показ карточек слишком медленно. Если вы проводите занятия правильно, то вскоре можете обновлять более чем две карточки в день. Можно, идя навстречу желаниям ребенка обновлять по три, а то и по четыре карточки в день. К этому времени такого рода игра начинает доставлять вам взаимное удовольствие.
Если вы учите своего ребенка весело и с удовольствием, то он поразит вас своими успехами. О к сможет постигать то, что для вас кажется невероятным. Например он с легкостью будет отличать 39 кружочков от 40 или от 38. Или же 99 кружочков от 98!
Однажды он сам без на то вашей просьбы продемонстрирует вам свои способности. Никакой взрослый не сможет так быстро и легко овладеть такого рода счетом, как это сделает ваш малыш (кстати, маленькие дети так же легко учатся и каждому новому языку).
Вы продолжаете учить вашего ребенка счету так, как это было здесь описано, до тех пор. пока не пройдете их все, от 1 до 100. За этот период ребенок прекрасно успевает усвоить идею количества и поэтому, когда эта идея становится для него ясной, пора переходить ко второму этапу обучения.
И когда же эта идея может стать ясной для ребенка? Иногда к двадцатой карточке. Фактически, принцип сложения и вычитания он уже начинает понимать вскоре после начала работы с карточками. Когда вы показываете в какойто последовательности две карточки, то обязательно на них будет не одно и то же количество кружков и эту разницу ваш ребенок очень быстро и легко увидит. Разумеется, этот этап обучения счету не проходит не замеченным для родителя.
И вот теперь можно заняться не просто счетом, а сложением и вычитанием чисел. Конечно, это пока еще не будут операции с цифрами, а так же как и прежде, вы будете продолжать работать с кружками.