У многих родителей существует мнение, что обучать ребенка чтению в раннем возрасте вредно, потому что у него этим самым отнимается детство", или же "сойти с ума может" и т. д. В действительности у родившегося ребенка уже существует не только двигательный центр речи, который мы стараемся развивать, но и центр понимания речи, центры счета, чтения, письма и т. п. Все это уже есть в его головном мозгу, но еще не достаточно зрелое. Мы уже с первого дня рождения ребенка начинаем общаться с ним, разговаривая или напевая ему колыбельные песни. Этим самым развивая соответствующие центры. И малыш слушает нас и успокаивается, если перед этим плакал. Он пока еще четко не различает черты лица матери, но узнает ее голос, потому что уже слышал его прежде своего рождения. И узнавание приятно ему, значит все в порядке, он находится под защитой и он улыбается своим еще беззубым ртом. И это правильно. С ребенком надо говорить, потому что иначе у него не будет развиваться ни центр понимания речи, ни речевой двигательный центр, ни абстрактное мышление. Ведь слова, которыми мы пользуемся всего лишь абстрактные символы, отражающие реальность.
Считается, что человеческие способности развиваются до семи лет, а потом этот процесс в значительной своей части перестает быть естественным и становится насильственным. И вот мы разговариваем с нашим малышом, развиваем его речевые центры, а другие, которые не менее важны, откладываем на "потом". Ребенок не потеряет своего детства, но оно станет богаче и полнее, если мы будем развивать и другие его нервные центры. Если это не делать, то многие способности с которыми он родился будут развиты недостаточно или вообще не будут развиты.
Ожидать когда его начнут развивать в детском саду и в школе это не просто грубая ошибка родителей, но скорее неосознанное преступление. Ваш ребенок может стать одаренным и даже гениальным, если вы для этого приложите некоторые усилия. Общаясь с малышом, вы должны говорить правильным языком, не сюсюкая и не называя предметы в уменьшительной форме. V многих людей существует ложное понимание, что общаться с ребенком надо на его лепечущем языке. Но ребенок не выговаривает слова, потому что его речевой центр еще не совершенен. И если вы, показывая ему на проезжающий автомобиль, говорите что вон поехала "машинка", или полетел "самолетик", а побежала "собачка", то вы искажаете истину. Вы, не ведая этого, затрудняете правильное словесное различение размеров объектов внешнего мира в уме вашего сына (или дочери). Еще хуже, если вы начинаете говорить со своим ребенком на его несовершенном языке. В этом случае он у вас уже ничему не учится. В дальнейшем вашему ребенку придется многие слова, которые вы изначально научили произносить его неправильно, переучивать заново. Иначе ему будет трудно отличить маленькую игрушечную машинку от большой настоящей. По крайней мере при попытках рассказать о чем то, где речь идет о событиях, в которых присутствовали автомашины. Обучая ребенка чтению совсем не обязательно начинать с изучения алфавита и совсем не обязательно в пять семь лет. Можно обучать, начиная с того возраста, когда он у вас уже понимает при общении с ним смысл некоторых слов. Он еще не говорит, но уже сидит и даже пытается ходить.
Напишите крупными буквами, размером со спичечный коробок, названия нескольких предметов, которые он уже знает. Слова лучше писать плакатным пером. Буквы должны быть печатными и написаны акварельной краской какоголибо одного цвета. Каждое слово должно быть размещено на отдельной бумажной ленте. Затем, приготовленные таким образом учебные пособия, разместите по стенам, приколов их кнопками. Ну вот, у вас все готово и можно приступать к уроку чтения. Ваш ребенок у вас на руках и вы подходите к одному из написанных вами слов, показываете, подчеркивая, рукой это слово, произносите его, а затем указываете на соответствующий этому слову предмет. Для того чтобы обучение чтению шло успешно необходимо максимальное соответствие слова услышанного со словом написанным. "Мама", показываете слово написанное крупными буквами на полоске бумаги и, показываете на себя. "Папа", показываете другое слово и показываете на отца. "Юра", показываете на третье слово, если вашего ребенка зовут Юра и показываете, прикасаясь к груди своего ребенка. Разумеется слово "чашка" вы поместите на кухне, а "книга" в комнате, "ботинки" в прихожей, а "окно" гдето около окна. "Чашка", отчетливо читаете вы, сначала показывая на слово, а потом на чашку. "Окно" и тут же показываете на окно и т.д. Следующим шагом в вашем обучении будет смена порядка чтения и показа реального предмета. Сначала вы показываете на реальную чашку и только потом показываете слово "чашка" и т.д. За один день вы таким образом заучиваете 1315 слов. И конечно же устраиваете контрольные зачеты. Например, показываете на окно, а затем спрашиваете: "а где у нас написано окно"? И ваш малыш, так же как это делали вы прежде, показывает рукой на написанное вами слово "окно". И наоборот, показывая на слово, просите его показать соответствующий предмет. Разумеется этот предмет должен быть на самом виду. Когда предмет или слово показаны правильно вы должны неподдельно радоваться и так, чтобы ваш ребенок видел насколько для вас приятны его успехи. Потом, когда ваш словарный запас увеличится до трех пяти десятков слов, вы можете добавить к ним такие слова как "дай", "на", "возьми", "покажи" и т.д., после которых должно стоять соответствующее слово: "дай чашку", "покажи книгу" и т. д. Разумеется, смысл написанных слов, которым вы учите своего ребенка должен быть ему уже известен. Если ваш ребенок уже ходит, то словарный запас написанных слов может быть дополнен такими словами как "пойдем", "принеси", "открой", "закрой" и т.д. Вы наверно уже догадались, что обучение чтению идет следом за пониманием речи и двигательными навыками ребенка.
Чем больше слов он понимает, тем больше слов вы пишете на полосках бумаги. Слова, которые вы уже хорошо запомнили можно со стены убирать, заменяя их новыми. В дальнейшем вы дополняете свой письменный словарь названиями тех объектов, которые встречаете на улице во время прогулки. При этом обращайте внимание ребенка на особенности тех объектов, которые вы ему показываете. Вы не просто показываете машину и называете ее, но говорите: черная машина, машина стоит или машина едет. Показывая троллейбус, обратите внимание на штанги на его крыше (этим его внешний вид отличается от автобуса), показывая трамвай, не забудьте показать рельсы, по которым он ходит. Все что вы показывали своему ребенку на улице, необходимо показать дома в письменном виде.
Очень неплохо будет если вы кроме того, что показываете и называете будете все это еще и демонстрировать своему маленькому ученику на картинках. Тогда, рассматривая картинки, он будет не только вспоминать уже знакомые ему реальности, но и развивать свое абстрактное мышление. Всетаки картинка это символ, пусть не такой абстрактный, как написанное слово, но все же это уже абстракция. Наши древние предки стали создавать наскальные рисунки тогда, когда у них появилось абстрактное мышление. Слова, которые мы произносим, рисунки, иллюстрирующие наши книги и, наконец, письменная речь это все для нас возможно только потому, что мы способны к абстрагированию. Показывая и называя предметы, картинки, полоски бумаги, с написанными на них словами, мы этим самым развиваем у ребенка не только центры понимания речи, двигательные центры речи, центры чтения, но и абстрактное мышление.
Во время всего процесса обучения главная опасность это скука. Никогда не давайте вашему ребенку скучать. Наибольшая опасность наскучить возникает тогда, когда обучение идет слишком медленно.
И так, ваш малыш уже узнает слова, написанные крупными буквами и показывает их рукой, когда вы просите его об этом. Память у детей раннего возраста отменная и не следует бояться перегрузить ее количеством информации. Параллельно с обучением чтению вы обучаете его и произношению этих же самых слов. Обратите внимание на правильность произношения изучаемых слов. Ведь он запоминает их на всю жизнь.
И, наконец, приходит время, когда вы можете прочитать со своим учеником первую книжку. Конечно это время наступит тогда, когда ваш ребенок уже может говорить и произносить те слова, которые вы для него пишете. Кстати, еще несколько слов об обучении говорить. Ваш прилежный ученик должен видеть, как вы произносите слова. Он должен видеть ваши губы. И если вы делаете это правильно, то вы заметите, как он, глядя на ваш рот, тоже пытается шевелить губками в соответствии с вами. Если вы это заметили, то все в порядке, ваш сын (или дочь) успешно овладевает речевой премудростью.
Первая книжка должна быть хорошо иллюстрирована и написана очень крупными буквами. У ребенка способность к различению мелких объектов соответствует его способности к тонким координациям движения. А в раннем возрасте двигательные центры в головном мозгу еще несовершенны и говорить о хорошей координации движений еще рано. Почти все слова в вашей книжке должны быть уже знакомыми для вас, а иллюстрации цветными и не искаженными. Лучше, если книжку вы напишете сами и сказку сочините сами, выбирая для нее слова, которые вы уже изучали прежде, а картинки откудалибо вырежете и наклеите.
А теперь посадите ребенка на колени к себе спиной, возьмите "изданную вами" книгу и положите ее перед ним. Маленькие дети всегда немного близоруки (это потом у них пройдет), поэтому книга не должна быть расположена далеко от его глаз, а гдето на расстоянии двадцати пяти тридцати сантиметров. Раскройте книгу и сначала рассмотрите внимательно картинку. Это необходим для того, чтобы она в дальнейшем не отвлекала вашего ученика от чтения текста. Правой рукой возьмите руку ребенка так, чтобы его указательный палец мог служить указкой для слов, которые вы сейчас будете читать. И начинайте читать сами, водя его пальчиком под каждым словом, которое вы прочитываете. Указательный палец человека занимает в головном мозгу столько же места, сколько занимает вся его нога, а иногда даже больше. И все действия, связанные с этим пальцем всегда фиксируют внимание: на том объекте, на который он указывает. Эта особенность поможет вам фиксировать внимание вашего ребенка на читаемых словах.
Дети любят возвращаться к уже раз услышанным или прочитанным сказкам, увиденным прежде картинкам и поэтому на следующий ваш урок вы снова можете взять ту же самую сказку, которую уже читали, но теперь скажете ему, "а теперь давай прочитаем вместе". И пусть он повторяет вместе с вами текст сказки своим пока еще неумелым языком. Занимайтесь чтением каждый день, но ваши уроки должны быть очень короткими, так как внимания у вашего ученика может хватить максимум на три пять (иногда десять) минут. А потом он начнет отвлекаться и вытаскивать свою руку из вашей.
Однажды вы увидите, как ваш малыш, открыв уже знакомую ему книгу читает, водя пальчиком по строчкам. Но он читает, не зная букв и поэтому его возможности пока еще ограничены.
Любые занятия с маленькими детьми должны проходить в игровой форме или же по окончании занятий нужно затеять чтолибо для них интересное.
Почему мы не начинаем обучаться чтению с запоминания букв? Потому что любое обучение должно всегда начинаться с известного, затем переходим к неизвестному и только потом к абстрактному. Так вот, для вашего малыша соответствие букв и звуков очень абстрактные явления.
Когда вы уже будете иметь солидный запас слов, можно переходить к изучению алфавита. Лучше всего изучая звучание букв, их петь Поэтому изучение этой премудрости мы начнем с пения гласных звуков. Нарисуйте отдельно букву "а", покажите ее вашему малышу и пропойте ее А потом попросите его пропеть этот звук вместе с вами. Так же поступите с другими гласными звуками.
Затем, находите эти, уже знакомые вам звуки среди букв, заученных прежде слов, и пойте их. И только после этого переходите к согласным звукам. Конечно, первым согласным звуком будет звук "м". вопервых, он входит в слово "мама", вовторых, его можно петь (мычать).
Итак, начали. Возьмите ручку вашего ребенка и его указательным пальчиком покажите букву "м". Попросите его пропеть соответствующий этой букве звук. Затем тут же переходите к следующей букве "а", передвинув при этом пальчик ребенка под читаемую букву. После чего прочитайте так же второй слог слова "мама". В какойто момент ваш малыш вдруг осознает, что он прочитал "мама". Это будет для него открытие! Он вдруг увидел что слова, которые он прежде заучивал, состоят из букв! А теперь составьте слово "мама" в обратной последовательности и снова дайте ему прочитать "амам". Это еще одно открытие! Изменили порядок расположения букв и изменилось звучание слова.
Таким же образом изучайте и другие буквы. На этом этапе обучения чтению, лучше всего пользоваться буквами, написанными или на картонных квадратиках или на кубиках. Обучение буквам так же должно проходить в виде игры, И чем интереснее будет игра, тем быстрее ваш ребенок научится их читать. Используйте каждую следующую заученную вами букву в какомнибудь уже прежде знакомом слове. Когда весь алфавит будет вами выучен, можно для закрепления результатов перейти к специальной лингвистической игре.
Имеющийся у вас алфавит разделите на две части. С одной стороны например слева расположите согласные, а справа гласные. Потом покажите и назовите любую согласную например, "л". Показывая букву, обязательно делайте это образно. Так, буква "л11 похожа на человека, который стоит, отставив ногу, покажите ему это. А "Н" это две палочки и между ними мостик или же два человека, взявшиеся за руки и т.д. Для проверки запомнил ли ваш ребенок эту букву, Переместите ее в другое место среди согласных букв и предложите ее найти, при этом сами активно участвуйте в этих поисках это же игра. Затем так же последовательно покажите две или три гласных. Показывая, пропойте их вначале сами, а потом вместе с ребенком. Как бы случайно, переместите их в другое место, в пределах согласных букв и начинайте "вдвоем искать "случайно" потерявшиеся буквы". И конечно, не вы должны первыми найти потерю. Когда одна из букв найдена, вы должны выразить бурную радость по этому поводу, говоря: "а вот я не смогла так быстро найти эту букву". Затем так же начинаете искать другую, а потом третью букву. А теперь наступает самый ответственный период в обучении чтению. Обычно не возникает трудностей с запоминанием букв. Трудности приходят, когда вы начинаете читать слоги. Ребенок воспринимает буквы отдельно и слитного чтения иногда сразу не получается. Причина заключается в том, что дети, когда их обучают чтению, считают, что например, звук "а" это название буквы. Все верно, но покажите ему и другое значение, что буква "а" это символ звука "а". Тогда он, показывая буквы, будет не называть их, а звучать, петь их. Конечно, согласные петь труднее, чем гласные, но всетаки можно. Расположите рядом буквы "л" и "а". Возьмите в свою руку ручку вашего ребенка и его указательным пальчиком укажите букву "л". Пойте ее, пока не переместите пальчик к букве "а". Пение должно быть слитным. И так, начинаем петь. Покажите вашему ученику, как это надо делать, "ллллаааа". А теперь поместите рядом с буквой "а" букву "у" и предложите так же как это вы делали прежде, вашему ученику, пропеть их. пусть он "л" тянет до тех пор, пока не начнет произносить звук "у" "лллууу". Затем так же "ллпиии". При этом пальчик скользит от "л" к "и". Прочитал правильно вы выражаете восторг. И вашему ребенку это в радость, потому что ему приятно, что он вам доставил удовольствие. И так вы должны заучить и прочитать все гласные со звуком "л". А теперь попробуйте читать в обратной последовательности: "ооолл", "уууллл". Конечно, буквы при этом должны быть расположены слева направо. Дети очень быстро схватывают принцип такого чтения и когда вы выучите следующую согласную букву, он уже легко будет произносить сочетание этой буквы с любой гласной. Но теперь вы уже можете составить некоторые слова.
Запомните день, когда он прочитал первое слово. После занятий, продолжающихся от трех до десяти минут, вы должны обязательно поиграть во чтолибо интересное для вашего малыша. Общение с родителями всегда доставляет ребенку удовольствие и следующий раз он может сам попросить вас о том, что пора начинать заниматься. На занятиях должна быть атмосфера игры, радости, а финалом каждого урока нескрываемое удовольствие успехами ученика. Если вы будете проводить такие занятия в течении дня три четыре раза, то ваш ребенок за пару недель может научиться читать. Потом снова вернитесь к первой вашей книге, которую вы читали еще не зная букв. Для ребенка это будет открытие! Вначале читайте книги вместе, потом вы обнаружите однажды, что ваш сын (или дочь) читает, уже прочитанную прежде книгу, самостоятельно.
Конечно, размеры шрифта по мере того как ребенок овладевает техникой чтения, должны уменьшаться, постепенно приближаясь к тексту обычной книги. И еще, по мере того, как вы переходите ко все более мелкому шрифту, вы заменяете цветные буквы на черные.
В том случае, если вы слишком быстро переходите к более мелкому шрифту, или слишком быстро увеличиваете количество слов в предложениях, то ваш ребенок может утратить внимание и будет смотреть по сторонам или на вас. Если это произошло, вернитесь снова к прежнему размеру карточек или букв, написанных вами в вашей рукописной книге.
Если вся предложенная выше работа проделана вами правильно, то ваш ребенок теперь готов читать настоящие книги. До этого он уже прочитал несколько самодельных книг, усвоил отдельные слова и словосочетания, простые и распространенные предложения. Со всем этим он столкнется при чтении своей первой настоящей книги.
Сейчас ваш ребенок уже умеет читать слова и предложения, написанные большими печатными буквами, теперь ему предстоит научиться работать с мелким печатным текстом, содержащем огромное количество слов на каждой странице.
Чем меньше ребенок, тем более трудным будет этот шаг, но все же невозможного для вашего ребенка в чтении практически не существует. Если он научился читать слова и предложения состоящие из крупных букв, то, следовательно, различительная способность его зрительного аппарата и центра чтения достаточно развиты. С этого времени можно с каждой следующей книгой уменьшать размер шрифта, стимулируя процесс чтения или интересным для малыша содержанием, или интересными играми, которые последуют за уроками чтения.
При обучении чтению нужно помнить о следующих правилах:
Делайте сами или приобретайте книги, которые будут действительно интересны вашему ребенку.
Прежде, чем приступать к чтению выучите с малышом все незнакомые слова, с которыми вы столкнетесь на очередных занятиях.
Текст должен быть достаточно крупным и разборчивым.
Чтобы ребенок не отвлекался при чтении книги, помещайте иллюстрации на следующей странице (если книгу вы составляете сами).
Чтобы процесс обучения чтению все более мелкого шрифта шел более успешно, необходимо параллельно тренировать точность координации движений пальчиков вашего малыша. Для этого вы можете использовать всевозможные мелкие предметы, которые он должен собирать в отдельные коробочки, одновременно сортируя их. Например, рассыпьте бусинки, пуговицы и спички на полу (не обязательно их рассыпать по всему полу) и покажите ему, как их надо собирать. Для этого берите их указательным и большим пальцами и складывайте в приготовленные коробочки. Пусть начатую вами работу он закончит сам. Похвалите его. Хвалить необходимо за малейший успех, потому что это стимулирует его старания. И не только за успех, но и просто за участие или помощь. Наказания или неудовольствие, проявляемые взрослыми по какомулибо поводу порождает у ребенка чувство вины и сдерживает развитие его способностей.
Развитие координации движений пальцев рук способствует не только развитию способности распознавать все более мелкие буквы в читаемых малышом словах, но одновременно влияет на координацию органов речи, благодаря чему он быстрее научается правильно произносить слова. Это связано с тем, что центр речи, располагающийся в головном мозгу, находится рядом с двигательными центрами, управляющими движениями пальцев рук Они даже несколько перекрывают друг друга и развивая один центр мы невольно или намеренно влияем на другой.