К этому времени ваш ребенок будет иметь восемнадцать месяцев отроду. Он ходит уже достаточно уверенно, но все еще несколько вразвалку. Очень важно, чтобы он ходил по поверхностям различной сложности. Пусть это будет и гладкий пол и сыпучий песок и рыхлый снег. Он должен одинаково успешно ходить и босиком и обутым. Я здесь имею в виду не босиком по снегу, но босиком по теплой поверхности. Неплохо, если на его пути будут встречаться препятствия, разумеется, для него преодолимые. Любые занятия с ребенком лучше всего начинать, когда ваш ребенок наиболее энергичен и оживлен.
Так как теперь ваш ребенок уже ходит, то каждая прогулка, проводимая для него, должна иметь определенную цель. Сегодня вы можете идти смотреть уток, а завтра играть с мячом. Нежелательно прогуливаться по одним и тем же местам и еще менее желательно встретившись со знакомой и заговорившись с ней, забыть о том, что вы пошли на прогулку ради обучения вашего ребенка чемуто новому.
Прежде, чем вы захотите устраивать прогулки для вашего малыша за пределами города, целесообразно научить его пользоваться лестницами. Вначале ступени ее должны быть достаточно широкими и в то же время невысокими относительно друг друга, чтобы он постепенно научился подниматься по ним без помощи рук. И только потом, можно позволить ему подниматься по более крутой лестнице, держась за удобные для него перила. И, конечно, вы не забываете, как обычно, за малейший успех поощрять вашего малыша. Постоянно показывайте, что вам очень приятны его победы.
Очень полезны прогулки по местности, которая имеет плавные подъемы и спуски, так как в этом случае тренируется не только способность удерживать равновесие, но и связочный аппарат голеностопных суставов, сердечнососудистая система и выносливость. Высоту и скорость подъемов следует увеличивать постепенно, по мере нарастания тренированности. Количество прогулок к этому времени должно увеличиться до трех раз в день. Каждая прогулка должна занимать от тридцати минут до часа.
Чем большее расстояние вы будете проходить за это время, тем лучше, особенно, если вы ходите по пересеченной местности. Чем больше вы ходите, тем скорее начнете бегать.
А теперь снова вернемся к координации движений пальцев рук. В возрасте восемнадцати месяцев ребенок уже должен уметь брать мелкие предметы указательными и большими пальцами обеих рук. Такого рода умение необходимо для того, чтобы начать работать с конструкторами, начиная с самых простых в раннем детстве и кончая игрой на музыкальных инструментах и управлении сложной современной электронной техникой в старшем возрасте.
Можно начинать эти тренировки с перекладывания мелких предметов из одной большой картонной коробки в другую. Постепенно можно уменьшать размеры коробок и предметов, которые он перекладывает. Потом он может держать небольшую коробку в одной руке и перекладывать в нее предметы из другой коробки. Затем можно учить его переливать воду из одной пластмассовой посуды в другую (это лучше всего начинать делать в ванной комнате).
Можно придумать множество всевозможных игр, развивающих движения пальчиков рук. Самое главное, у вас не должно охладевать стремление сделать вашего ребенка как можно более одаренным человеком.
Несколько слов об одежде. Она не должна быть ни слишком просторной, ни тесной. И, конечно вы не должны его кутать. Это особенно важно, когда вы берете его на прогулку. Для ребенка важен не только цвет, который он видит, но важны и дополнительные цвета. Реакция на дополнительный цвет у ребенка возникает гораздо интенсивнее, чем у взрослых. Например, красный цвет одежды ребенка действует на него гармонизирующе, так как дополнительным цветом является зеленый. Преобладание в одежде голубого цвета ведет к повышению активности, так как дополнительный цвет к голубому желтый.
Любые, проводимые вами занятия с малышом должны доставлять ему удовольствие. Поэтому они не только должны поощряться вами, но и проходить, как увлекательная игра. Например, вы можете сделать несколько карточек, на каждой из которых напишите, какие упражнения ваш малыш должен выполнить. Среди этих карточек должны быть и такие, где написаны поощрения. Вероятность того, что поощрение попадет первым не велика, так как количество рабочих карточек втрое больше, чем поощрительных.
Разумеется, ребенок должен знать, что есть карточки с приятными для него неожиданностями. Это может быть игра, которую вы должны играть вместе с ним или же запланированная вами прогулка, о которой он пока еще ничего не знает. А может быть это будет его любимая сказка и т.д. Поощрительные карточки вы можете менять, заранее обсудив с ребенком возможные поощрения.
Вы раскладываете все карточки на полу вниз надписями, перемешиваете их и предлагаете ребенку выбрать одну из них. Степень трудности заданий должна быть такова, чтобы у малыша всегда было чувство радости при их выполнении.
Можно предложить и другой вариант, при котором карточки помещаются в какуюлибо емкость (ею может быть сумка, шапка, сосуд с темным стеклом и т.д.), из которой ваш малыш может самостоятельно вытаскивать "свою судьбу".
Конечно, такого рода занятия игры, могут проводиться только при хороших отношениях в семье, когда и дети и их родители взаимодействуют друг с другом в атмосфере любви и доверия.
Для физических тренировок в дверном проеме вместо турника можно установить трапецию (это своеобразная качающаяся на веревках перекладина). Когда будете устанавливать трапецию, то обратите внимание на то, чтобы при натяжении за перекладину она не перекашивалась, что может привести к закручиванию ребенка во время качания и даже травмировать его при ударе о косяк двери. Обязательно под трапецией расстелите мат. Высота трапеции должна быть такой, чтобы малыш мог дотянуться до нее, встав на цыпочки.
Покажите вашему ребенку как надо раскачиваться на трапеции. Пусть он возьмется за нее. Затем отойдет назад, продолжая удерживать ее, как можно дальше. А потом подожмет под себя ноги. И вот он уже качается. Или же, держась за трапецию пусть пробежит вперед и снова подожмет ноги. В дальнейшем он может раскачиваться отталкиваясь от мата только в период движения трапеции вперед.
Теперь о раскачивании на перекладине лестницы. Необходимо научить ребенка перехватывать перекладины в момент, когда он качнется вперед. Лучше всего обучать этому на высокой горизонтальной лестнице.
Станьте справа от ребенка. Пусть одна его рука держится за одну, а другая за другую перекладину. Возьмите его за талию и начинайте раскачивать, не отпуская рук. Когда вы перемещаете его тело вперед, то скажите, чтобы он в это время перенес свою руку на следующую свободную перекладину. Затем на очередном движении тела вперед, вновь перехватил перекладину, но уже следующей рукой. Таким образом, вы передвигаясь вдоль лестницы и раскачивая своего малыша показываете ему, как он должен передвигаться вперед в "качании".
По мере того, как ваш ученик будет все больше осваивать передвижение по лестнице в "качании", вы будете все меньше поддерживать его. И наконец, наступит момент, когда все, что нужно для передвижения руками, он станет делать сам.
Необходимо, чтобы ваш ребенок научился делать "прогулки по лестнице" при помощи рук, не менее пятнадцати раз в день. Научился перекладывать предметы из одной емкости в другую и, кроме того, он должен это уметь делать двумя руками. Очень хорошо, если вы покажете ему, как сортировать предметы. Например, мелкие предметы класть в одну коробку, а более крупные в другую. Он должен уметь переливать воду из одной кружки в другую. Как мы уже говорили, это лучше делать в ванной комнате.
Обычно, всему этому дети должны научиться к трем годам, однако есть примеры, когда некоторые из них овладевают всей этой премудростью к девяти месяцам своей жизни.
Все те упражнения, для развития вестибулярного аппарата, которые мы проходили с вашим ребенком вместе, можно отнести к пассивным, так как действительно, все что вы предпринимали для тренировок органа равновесия малыша, воспринималось им совершенно пассивно. На пятой стадии он должен уметь делать многие упражнения, которые выполнимы, только с участием вестибулярного аппарата, самостоятельно. Это станет возможным, если будут объединены упражнения, как для физического тела, так и для вестибулярного аппарата.
Для того, чтобы дети более успешно овладевали физическими упражнениями, лучше всего если они будут видеть на примере, как эти упражнения нужно делать. Поэтому любящим родителям необходимо все, что по их мнению должны знать их дети, уметь делать самим. Поверьте, это не менее полезно не только малышам, но и их родителям. И так, начинаем активные упражнения для вестибулярного аппарата. Станьте на колени на мат. Положите ребенка на спину перед собой, так, чтобы его ноги находились от вас справа, а голова слева. Прокатите его от себя, переворачивая его со спины на бок, а потом на живот. Продолжайте переворачивать его, приговаривая: "По катились, еще раз перевернулись". А потом, так же приговаривая, катите его обратно. Делайте это так, чтобы ему было весело.
Затем, когда он будет на боку, несколько замедлите свои усилия, пусть он сам сделает необходимое движение. Чтобы перекатиться с правого бока на живот, а потом, с левого на спину. Теперь вам уже не нужно самим перекатывать его с боку на бок, вы должны только немного помогать ему. Помогите ему понять, как надо перекатываться в обоих направления последовательно. Для этого сами лягте и покатайтесь сначала в одну, а потом в другую сторону.
Сначала делайте перекаты в одну и в другую сторону по одному .обороту. Затем по несколько в одну и другую сторону. Общее число занятий по перекатыванию должно быть не менее четырех в день, причем ваш ребенок должен перекатываться как в одну, так и в другую сторону до четырех метров. Если у него появится охота это делать в незапланированное вами время, то не препятствуйте ему. Главное, чтобы ему было интересно.
А теперь кувырки вперед. Этим нужно начинать заниматься, когда вашему ребенку исполнится шесть месяцев. Для этого осторожно опустите его головкой вниз на его кроватку или мягкий мат и переверните его на спину. А потом повторите это упражнение. И каждый раз приговаривайте чтонибудь и ласкайте, и хвалите его. Не беда, если он еще не понимает слов, зато он понимает вашу любовь к нему, которая звучит в вашем голосе.
Когда ваш ребенок начнет ходить, то он уже сам с удовольствием будет упираться головой и ручками в мат, чтобы перевернуться. Помогите ему это сделать. Конечно, ему это делать будет удобнее, если попытки сделать кувырок он будет начинать с четверенек. Проследите, чтобы он подгибал голову к груди, прежде, чем совершит кувырок. Когда он научиться это делать, вам останется только подталкивать его и громко радоваться его успехам.
Пока требуется ваша помощь, делайте одиночные кувырки до десяти раз в день, потом, когда он научится это делать самостоятельно, он может это делать столько раз, сколько сам захочет.
Для развития вестибулярного аппарата полезно хождение по бревну. Вначале таким "бревном" может быть двойная полоса, нарисованная мелом на полу, длиной около двух метров и шириной десять сантиметров. Пройдите вначале сами, затем предложите вашему малышу сделать то же самое.
Когда он будет это делать достаточно хорошо, можно положить на пол доску, так же длиной около двух метров, а шириной в десять сантиметров. Поместите это "бревно" недалеко от стены, чтобы он при необходимости мог сам придерживаться за стену. Будет неправильно, если вы захотите придерживать его за руку.
Затем покажите вашему ребенку, как поворачиваться на "бревне", чтобы идти в обратную сторону. Пусть вначале он для этой цели придерживается за стену. Потом постепенно "бревно" будет отодвигаться от стены все дальше и дальше и придет момент, когда он будет делать поворот на сто восемьдесят градусов, ни за что не придерживаясь.
Очень полезным для тренировки вестибулярного аппарата может быть следующее упражнение: нарисуйте мелом на полу квадратики, сторона которых равна десяти сантиметрам. Расстояние между этими квадратиками должно быть от пятнадцати до двадцати сантиметров. Эти квадратики нужны для того, чтобы ребенок мог перешагивать с одного на другой, тренируя свой орган равновесия.
Вначале эти квадратики могут располагаться по прямой линии, когда малыш освоит ходьбу по прямой, расположите их по кругу, а потом по сторонам четырехугольника. Затем эти же самые упражнения необходимо делать используя уже знакомое вам "бревно". При этом, конечно, вам придется отказаться от круга, ко при большом желании можно соорудить и круг, передвигаясь по которому ваш малыш будет тренировать свое равновесие.
Ходьба по таким гимнастическим снарядам должна проводиться от пяти до десяти раз в день. Конечно, вашим восторгам не должно быть конца, если он удачно пройдет хотя бы часть пути.