Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

43     Четвертая стадия начальный корковый период

Вашему ребенку к этому времени должно быть двенадцать месяцев. Обычно в этом возрасте дети начинают становиться на ноги и ходить держась за мебель и другие предметы. Но нередко бывают и исключения, когда ребенок может пойти в восьмимесячном возрасте. Затем у него появляется способность стоять на ногах не держась за что бы то ни было и только потом он делает свой первый шаг, так же не держась ни за что. Делая свой первый свободный шаг, он будет балансировать с поднятыми руками до уровня плеч. И, конечно, будет часто падать. В этот период он еще не способен остановить свое движение и тем более, ему пока еще совсем невозможно изменить направление своего движения. Но это никого не должно расстраивать, потому что падения тоже чемуто учат человека, не только ребенка, но и взрослого. Мы должны помнить, что наши беспокойства по поводу его падения передаются ему и могут привести к тому, что он будет чувствовать себя при обучении ходьбе менее уверенно. Нежелательно во время, когда ребенок обучается ходить, держать его за руку. Потому что его поза с поднятой над головой рукой, совсем не удобна для тренировки равновесия при ходьбе на двух ногах. За руку водить ребенка лучше в тот период, когда он уже может самостоятельно, не держась за окружающие предметы, передвигаться по квартире. Пол для ходьбы должен быть чистым и ровным. На полу совсем не обязательно иметь толстый ворсистый ковер, так как малыш может легко запнуться о такую поверхность пальчиками ног или обувью. Постепенно увеличивайте расстояние между предметами, за которые он при ходьбе держится. Это заставит его при переходе от одного предмета к другому проходить все большие расстояния. Известен опыт одного из родителей, который натянул шнур между двумя объектами, держась за него ребенок должен был передвигаться из одного места к другому. Потом, постепенно степень натяжения шнура делалась все меньшей и меньшей и, в конце концов малыш вынужден был просто держаться за шнур, который указывал только направление движения, но уже не являлся опорой для его передвижения. В дальнейшем, когда передвижение на двух ногах станет более уверенным, можно ребенку давать в руки какиенибудь небольшие предметы, чтобы он мог их переносить с одного места на другое. При обучении ходьбе ступни ребенка должны быть босые. Это необходимо для нормального развития связочного аппарата его ног. На нем должны быть одеты длинные штанишки, чтобы при падении он не разбивал себе колени. Лучше будет, если и рубашку на него вы оденете с длинными рукавами. При тяжелой, стесняющей одежде скорость обучения ходьбе будет заметно снижена. Чем чаще ребенок будет ходить, чем длиннее будет пройденная им дистанция, тем лучше и быстрее будет развиваться его мозг и тем скорее он сможет перейти к следующей стадии. Пусть он ходит двадцать тридцать раз в день. Если он упал, поднимите его, похвалите, поцелуйте и снова в путь.

Чтобы ваш ребенок мог перейти на следующую пятую стадию необходимо, чтобы ваш ребенок мог проходить за день не менее ста восьмидесяти метров, а без остановки за один раз должен уметь пройти до двенадцати метров. Главное, чего уже достиг ваш ребенок, он освободил свои руки и теперь они у него не являются необходимыми для удерживания равновесия. Они могут быть использованы для других, более важных дел. Теперь он должен научиться ходить, держа чеголибо в руках. Обычно это становится возможным к полутора годам, но если ребенку были представлены все возможности для тренировок его двигательных навыков, то он может эту стадию пройти и в первые полгода.

Не нужно бояться, что от этого могут искривиться его позвоночник или его ноги. Если все условия были соблюдены, то его скелет будет вполне готов к такого рода нагрузкам. И давайте еще раз вспомним, что при всех видах обучения и тренировок главным стимулом для вашего ребенка является ваше внимание и ваша радость по поводу его успехов. В связи с тем, что ходьба на двух ногах имеет чрезвычайное значение в развитии вашего малыша, так как она переводит его из класса четвероногих животных в класс людей, поэтому мы все это время уделяем так много внимания этой проблеме.

А теперь пришла пора снова говорить о двигательных способностях рук. В начале четвертой стадии ваш ребенок должен уметь противопоставлять большой и указательные пальцы. Конечно, он может этому научиться и значительно раньше, но мы говорим о ребенке средних способностей. Противопоставляя большой палец указательному он приобретает способность брать мелкие предметы, совершать тонкие координированные движения. С этого начиналась способность человеческой руки создавать и великие музыкальные произведения и замечательные скульптуры и тончайшей резьбы ювелирные изделия. Вероятно, тульский левша научился подковывать блох не потому что их у него было слишком много и он не мог найти для них другого применения, а потому, что очень рано научился противопоставлять большой палец указательному. О тренировке этой функции руки мы остановимся несколько позже, а пока будем продолжать выполнять упражнения, которые начинали выполнять на предыдущей стадии. Напомню, там мы говорили о раскачивании на турнике для того, чтобы впоследствии перейти к передвижению его лестнице при помощи рук. Конечно, для того, чтобы это стало возможным, необходима сама лестница, уровень которой от пола можно было бы менять. И, кроме того, расстояния между перекладинами должно быть таким, чтобы ребенок мог, вися на одной перекладине, дотянуться до другой. Установите лестницу горизонтально над полом на таком уровне, чтобы между матом, который вы положите под лестницу и перекладинами расстояние было сантиметров на пять больше, чем рост вашего ребенка, стоящего с вытянутыми над головой руками. Другими словами, когда он будет висеть на перекладине лестницы, под его ногами должно быть пространство около пяти сантиметров. Для того, чтобы он мог ухватиться за перекладину, необходимо сделать мягкую подставку, забравшись на которую, малыш сможет дотянуться до нее. Конечно, помогая ему, вы должны сидеть на полу рядом с ним, а не стоять около лестницы низко согнувшись. Помогите вашему "Тарзану" ухватиться за первую перекладину лестницы двумя руками. Затем придерживая своей рукой одну из его рук, перенесите другую его руку на следующую, ближайшую перекладину. Потом эту же самую процедуру, повторите с его другой рукой. Конечно, его тело в это время будет висеть мешком и не помогать, а препятствовать движению. Но, так как перекладины располагаются достаточно близко друг от друга, то такое передвижение для начала вполне допустимо. Проведите малыша по лестнице из конца в конец несколько раз. При этом продолжайте весело разговаривать с ним, и хвалить за то, что у него все получается так хорошо. Разумеется, личный пример в этом случае был бы как нельзя более кстати, но тогда необходимо чтобы лестница была достаточно высокой, чтобы передвижение по ней стало возможным для взрослого человека. Но в этом случае возрастает опасность для ребенка, если он будет, перехватывая руками, передвигаться на этой высоте. Ребенок очень быстро поймет, что вы от него хотите и вскоре будет пытаться сам перехватывать перекладины горизонтальной лестницы. Тогда вы придерживайте его только за бедра, с каждым разом все слабее и слабее, пока полностью не отпустите его. В течение дня ребенок должен передвигаться по лестнице не менее десяти раз. И, кроме того, он должен продолжать тренировки, связанные с висением. Лучше, если он при этом будет потихоньку раскачиваться. На каждое занятие должно затрачиваться до полуминуты. Передвижение по лестнице должно доставлять ему удовольствие. Одновременно поощряйте его брать мелкие предметы. Например рассыпав на полу крупные бусы, пуговицы, покажите вашему ребенку как их надо подбирать и складывать в коробочку. Рассыпать надо так, чтобы он не ползал по всей комнате, а собирал около себя, сидя на одном месте. Покажите малышу, что собирать мелкие предметы можно двумя руками поочередно. Когда вы заметите, что он это делает достаточно ловко, вы можете несколько усложнить тренировки его пальчиков, а соответственно и головного мозга. Например, положите на пол лист бумаги, на котором нарисована фломастером прямая полоса, шириной до полсантиметра и предложите малышу укладывать на эту полосу рассыпанные пуговицы. Разумеется, вначале покажите ему, как это нужно делать, потом он пусть помогает вам в этой игре и только после этого предоставьте ему возможность сделать эту, пока еще трудную для него, работу. Затем вы можете усложнить задание по развитию координации движений пальцев рук. Нарисуйте вначале ломаную кривую, состоящую из отдельных прямых, длина которых равна пяти сантиметрам. Затем, укладывайте на этот рисунок приготовленные для этой цели обезглавленные спички. Помогите ему правильно их уложить. Играйте в эту игру, не забывая радоваться и хвалить его за малейшие успехи. В дальнейшем вы можете усложнять рисунки, но не раньше, чем он хорошо выполнит предыдущую задачу. Такого рода упражнения не только развивают тонкие двигательные навыки, характерные для созревающей коры головного мозга, но и в значительной мере способствуют развитию речи ребенка, так как речевой и двигательный центры в головном мозгу находятся рядом.

И так, к концу четвертой стадии ваш ребенок должен проходить в день не менее ста восьмидесяти метров. Десять раз в день должен проходить лестницу и не менее пяти раз в день висеть на перекладине до тридцати секунд в каждом упражнении. Упражнения для развития вестибулярного аппарата должны проводиться дважды в день. По мере того, как ребенок будет привыкать к такого рода упражнениям, интенсивность их ( скорость вращения, амплитуда качания) должна возрастать. Всего на эти упражнения вы должны затрачивать около двадцати минут в день. И, конечно же, вы должны продолжать упражнять малыша в тонких координациях пальцев рук, выкладывая все более сложные фигуры не только на поверхности образца, но и по образцу, находящемуся рядом.

Опубликовано