Если ваш ребенок развивался средними темпами, то к 2,5 месяцам он будет хорошо ползать на животе, хватать и отпускать предметы, у него будет тренированная вестибулярная система и он будет уметь фокусировать свое зрение. Но все эти достижения у него еще неосознанны, но самое главное, начало его физического совершенства уже положено и можно начинать делать следующий шаг. Иногда родителям кажется, что их малыш, не смотря на все старания с их стороны, передвигается вперед както неправильно. Он может передвигаться, отталкиваясь обеими ногами сразу, при этом опирается на руки не по очереди, а одновременно. Это в какойто мере напоминает плавание брассом. Иногда он передвигается иноходью, т. е. передвигает одновременно правую руку и ногу, а затем отталкивается левыми конечностями, и так по очереди "загребает" то справа, то слева. Это вас не должно беспокоить, так как такой способ передвижения очень скоро заменится на перекрестный, наиболее эффективный. Нужно помнить: при недостаточности движений соответствующие отделы головного мозга развиваются недостаточно полно. Кроме того, сидение в коляске не способствует развитию мышц спины и, в связи с этим, у таких детей чаще развиваются различные искривления позвоночника.
И так, мы уже перешли ко второй стадии развития ребенка.
Как и на первой стадии руки ребенка по локоть и ноги до колен должны быть обнажены. Сейчас у вашего малыша существует два основных желания: находиться рядом с вами и самостоятельно передвигаться, чтобы изучать окружающий его мир. На второй стадии он должен так же находиться на полу. Не окружайте его большим количеством игрушек, тогда ему будет некуда и незачем ползти. Вы должны создать условия, при которых он должен чувствовать потребность передвигаться. Поместите на пол однудве его любимых игрушки на расстоянии, которое он может проползти за 8 10 минут. Игрушки обязательно должны находиться в поле его зрения, лучше всего перед ним. Они должны располагаться тем дальше, чем быстрее он ползает. Когда ребенок доползет до вожделенных для него игрушек, победит дистанцию между собой и ими, позвольте ему насладиться своей победой. Но еще лучшей похвалой для него будет ваша ласка и радость по поводу его успехов. Когда ребенок доползает до желанной игрушки и готов уже взять ее, пожалуйста, не отодвигайте ее, чтобы он прополз еще какоето расстояние. У вашего малыша достаточно ума, чтобы вскоре понять, что взрослые, помещая перед ним игрушку, могут обмануть его и заставить его поработать руками и ногами вдвое больше, чем это было обещано вначале. В связи с этим соблазн достичь заветной игрушки у него начнет падать, и он будет ползать с меньшей охотой, чем прежде. Мы должны помнить, что чем больше ребенок будет ползать в течение дня, тем скорее он станет на четвереньки. И, конечно, этому в значительной мере будут способствовать ваши занятия по развитию его вестибулярного аппарата.
В этот период ребенок может ползать уже просто так, по своим делам и длительность ваших занятий может достигать до получаса, а в сумме длительность этих занятий увеличивается до четырех часов в день. Общая протяженность пути, который должен преодолевать ват прилежный ученик за день, должна быть равной четырем с половиной метрам. К этому времени большинство малышейползунков начинают вставать на четвереньки. Для того чтобы этот знаменательный период наступил быстрее, необходимо усложнить условия ползания. Помещайте вашего ребенка для ползания на более ворсистую и шероховатую поверхность, которая значительно менее удобна для ползания на животе и малыш начнет подниматься на руки и колени. В связи с этим скорость его ползания и дальность его прогулок значительно возрастет. Если в течение нескольких дней ребенок так и не научится ползать на четвереньках по ворсистому ковру, то придется на время вернуться *| к прежним условиям передвижения, но через неделю следует повторить еще одну попытку. Когда малыш начинает становиться на четвереньки, то вначале это он делает очень неуверенно. Его качает во все стороны и кроме того он часто падает. Благо, пол находится рядом, да и ковер смягчает падения. Теперь его уже ничто не остановит. Он будет падать, плакать и снова вставать и вперемежку то ползком, то на четвереньках он будет исследовать все новые и новые интересные для него "земли", переходя с ковра на пол и с пола на ковер, будет забираться на кухню и в те места, где его совсем не ждут. Теперь можно считать, что он из класса рептилий перешел в класс четвероногих. Но и на этой стадии он задержится недолго. Впереди его ждет человеческая стадия.
Ну, а что должно происходить на этой стадии с хватательными рефлексами вашего прилежного ученика? Следует считать, что он вступил на путь, который ведет к тотальному контролю за своими руками. И начало этого пути в основном находится во второй стадии развития головного мозга созревании структур ствола мозга в области варолиева моста.
На второй стадии развития значительно усложняются упражнения. Теперь он может не только хватать, но и сознательно отпускать. Например, он выпустит и не станет держать горячий или колючий предмет, может оставить одну игрушку, чтобы взять другую. В этот период своей жизни ваш ребенок должен удерживать не половину своего веса, как это было на первой стадии, а полный вес. Поэтому продолжим упражнения на развитие силы кистей рук. Для этой цели мы можем использовать или большие пальцы своих рук или круглую палку, диаметр которой позволит ребенку свободно обхватить ее своими пальчиками. А теперь дайте ему ухватиться за ваши пальцы или палку и, придерживая его кисти своими пальцами, чтобы они не разжались не вовремя и он не упал, начинайте не спеша поднимать его до положения сидя, а затем стоя. И в положении сидя и тогда, когда он будет касаться ковра только подошвами своих ног, вы продолжаете удерживать большую часть его веса своими руками, затем приподнимите его над полом. Дайте ему повисеть в течении двух секунд, подстраховывая его ручки своими руками. Потом спокойно опустите его на ковер. Не забудьте в то время, когда он будет совершать героические усилия, чтобы удержаться в висячем положении улыбаться ему, а когда опустите на пол или на кроватку, то похвалите его, приласкайте, поцелуйте.
Постепенно время висения будет увеличиваться, а подстраховка будет уменьшаться. Теперь вы можете сделать для него турник. Лучше всего его соорудить в дверном проеме, прикрепив к косякам дверной коробки специальные планки с косыми пазами, в которые может вставляться перекладина турника. Высота турника от пола должна быть такова, чтобы во время висения на нем ребенок немного не доставал до ковра или матрасика, который вы можете подстелить на полу. Когда ваш малыш почувствует себя на турнике достаточно уверенно, вы можете подстраховывать его уже не прикасаясь к нему. Но как только вы увидите, что его пальчики начинают соскальзывать, вы должны тут же подхватить его и наградить за его старания лаской и поцелуями. Если вы будете радоваться успехам вашего ребенка, то и он будет радоваться вместе с вами и с большой охотой заниматься такого рода физкультурой.
И, наконец, настало время позволить ему сорваться с турника. Когда вы увидите, что его пальчики соскальзывают, то не торопитесь помогать ему, но когда они всетаки соскользнут, то во время падения поймайте его. Возможно ваш ребенок будет несколько испуган или удивлен произошедшим, но вы в любом случае должны рассмеяться и приласкать его. Вы уже знаете, что маленькие дети очень чутко реагируют на эмоциональное состояние взрослых и если вы испугаетесь, то и он испугается. Но если вы отнеслись к этому спокойно и даже рассмеялись, то и для него такое падение никаких проблем составлять не будет. Мы должны помнить, что дети во всем доверяют взрослым, даже в оценке произошедших событий.
Упражнения на турнике первое время надо проводить довольно часто до пятнадцати раз в день. Заканчивать их надо прежде, чем сам ребенок этого захочет. Вначале надо обращать внимание не на продолжительность, а на частоту. Необходимо, чтобы у ребенка появилась уверенность, что у него все идет хорошо. Пусть он постоянно слышит от вас, как у него все хорошо получается, какой он сильный и ловкий, что такого настойчивого и уверенного в себе вы очень любите. И совсем не беда, что он еще не понимает ваших слов. Он все равно понимает, что вы его хвалите за его успехи и любите его. В связи с этим он будет с удовольствием висеть на турнике столько раз, сколько это будет необходимо. Постепенно, по мере нарастания тренированности его мышц, можно увеличивать время нахождения его на перекладине и довести его до десяти секунд, а если упражнения он выполняет достаточно легко, то время можно увеличить и до пятнадцати секунд. Не надо стремиться беспредельно увеличивать время висения на перекладине. Пределом для него должны стать тридцать секунд, Но лучше не форсировать время, в течении которого он будет висеть на турнике. А, пока он висит весело разговаривайте с ним и хвалите его.
Итак, вашему малышу сравнялось семь месяцев. Если он к этому времени научился ползать и висеть на перекладине в течении десяти секунд, то вы можете сказать, что скорость развития его физического интеллекта равна ста процентам. А если, предположим, он научился передвигаться на четвереньках и висеть в течении десяти секунд, удерживая собственный вес, к трем с половиной месяцам, то вы можете сказать, что его физический интеллект равен двумстам процентам. И теперь еще несколько слов о тренировке органа равновесия. Те упражнения, о которых мы говорили выше, теперь можно выполнять не сорок пять секунд каждое, а довести продолжительность до одной минуты. А если они вашему ребенку понравились, то можете выполнять их как угодно часто, лишь бы ему это доставляло удовольствие. Для определения интенсивности ваших занятий руководствуйтесь самочувствием вашего ребенка и каждое упражнение заканчивайте до того, как этого он сам захочет. Все, чем вы с ним занимаетесь, должно доставлять ему удовольствие.