От своего рождения и до шести лет ребенок проходит семь основных стадий своего развития. Практически на этом становление ребенка, как человеческого существа, а может быть и закончено. Известно, что дети, выросшие среди животных до этого возраста, и в дальнейшем возвращенные к людям, так и не смогли стать в полном смысле людьми. Приходится только удивляться, как при минимальных усилиях со стороны взрослых, наши дети както умудряются за этот короткий период их жизни, стать человеческими существами. Их ум, не смотря на всю недостаточность внимания взрослых к развитию детей раннего возраста, всетаки успевает чтото ухватить, понять, чтобы развить себя хотя бы до какогото среднего уровня.
А может быть мы, взрослые и не достигаем этого среднего реального уровня, так как наши родители обращали на нас в нашем детстве столько же внимания; сколько мы сейчас обращаем внимание на своих детей. Можно предполагать, что в действительности средний уровень человеческого интеллекта должен быть равен интеллекту гения.
Современное человечество слишком занято приспособлением своего окружения под свои удобства. Именно о нас однажды сказал Джорж Бернард Шоу: "Разумные люди приспосабливаются к окружающему миру. Неразумные люди приспосабливают мир к себе. Вот почему прогресс определяется действиями неразумных людей". Он хорошо понимал склонность человеческого рода к замене естественных условий существования, построением искусственного окружения себя каменными городами с залитыми асфальтом улицами...
Наиболее разработанная классификация семи важных стадий развития ребенка, предложена Гленом Доманом в его книге: "Гармоничное развитие ребенка". В своем изложении развития интеллекта человека до шестилетнего возраста, мы с некоторыми изменениями и дополнениями будем придерживаться предложенной им системы. Предлагаемые ниже стадии развития ребенка соответствуют определенной последовательности созревания его головного мозга от момента его рождения до шестилетнего возраста.
Головной мозг располагается в полости черепа. У взрослого человека головной мозг без оболочек весит около 1470 граммов и имеет объем в среднем 1200 кубических сантиметров. Только нейронов в головном мозге содержится более десяти миллиардов, а клеток нейроглии, по мнению некоторых авторов, изучавших гистологию центральной системы, около ста миллиардов. И каждая из этих нервных клеток, имея многочисленные связи с другими клетками, равна по мощности самому современному компьютеру, если не более того.
Головной мозг выполняет две основные функции: Первая управление всеми физическими процессами нашего организма и, кроме того, осуществление приема и передачи информации. Вторая его функция связь с полевыми структурами человека, без которых его жизнедеятельность невозможна. В зависимости от зрелости той или другой части мозга степень выполнения этих двух функций различна.
И так, рассмотрим стадии развития головного мозга ребенка. Первая стадия соответствует созреванию продолговатого мозга. Эта часть центральной нервной системы располагается внутри черепной коробки, позади варолиева моста. Ниже она переходит в спинной мозг. Продолговатый мозг считается сформированным ко времени рождения.
Вторая стадия развития мозга ребенка соответствует созреванию части ствола головного мозга, располагающегося в области варолиева моста. Эта часть мозга заканчивает свое формирование к 2,5 месяцам после рождения.
Третья стадия связана с созреванием среднего и промежуточного мозга. Эта часть центральной нервной системы расположена между варолиевым мостом и корой больших полушарий и считается сформированной к семимесячному возрасту.
Дальнейшие стадии от четвертой до пятой соответствуют развитию полушарий головного мозга к двенадцати и восемнадцати месяцам, а шестая и седьмая стадии соответствуют периоду созревания его лобных отделов к тридцати шести и семидесяти двум месяцам соответственно.
На каждом последующем уровне ребенок приобретает все новые функции, не утрачивая при этом старых. Так, ребенок, достигший шестой стадии (три года) и научившийся нормальной ходьбе, не утрачивает при этом свою способность ползать, приобретенную на второй стадии (два с половиной месяца).
От способности детей первых лет жизни к движению, зависит развитие. их будущего интеллекта. У человеческих существ потребность двигаться стоит на втором месте после потребности дышать. Движение это основа всех других человеческих способностей. О том, что процесс мышления связан с активностью мышечной системы, свидетельствуют электромиографические исследования людей, занимающихся психотонической тренировкой. В настоящее время появилось достаточно исследований, позволяющих утверждать, что интеллект взрослого человека основан на физическом интеллекте, сформировавшемся, когда он был ребенком. И если мы будем развивать физический интеллект нашего малыша, то этим самым мы будем увеличивать возможность подрастающему человеку стать гениальным. Что для этого нужно? Предоставить ребенку условия, в которых он мог бы научиться всему, что необходимо для каждой из его семи стадий развития. Чем позднее ему придется приобретать новые навыки, тем труднее и продолжительнее он будет этого добиваться.