34     Еще о некоторых особенностях детей

Выше мы много раз повторяли, что гармонично развитым детям нужно уделять много внимания, но, к сожалению, когда такой ре­бенок приходит в школу, то он вынужден "несколько сдавать на­зад", так как школьные программы рассчитаны на усредненного малы­ша, а точнее, на такого, способности которого в лучшем случае разви­ты на "посредственно". Именно по ним должны равняться все осталь­ные ученики, потому что другой программы, рассчитанной на более способных детей, зачастую, просто не существует. И тогда встает во­прос, а стоит ли стремится к тому, чтобы дети развивались быстрее и полнее, чем того требует школа со своей усредненной программой? Далеко не все родители, даже из экономических соображений, могут дать своему ребенку индивидуальное образование, а для государства, повидимому, более удобны усредненные люди, так как ими легче уп­равлять.

Много веков Россию усредняли и наконец вывели особый тип чело­века с рабской психологией, имя которому: "работяга". Мне это слово чем то напоминает костлявую лошадь, которой все равно, что проис­ходит вокруг нее, лишь бы ей вовремя дали охапку соломы и ведро воды.

Эрик Эриксон считает, что ребенок в возрасте от двух до семи лет проходит несколько стадий развития, начиная с "личностной автоно­мии", через "период личной предприимчивости" к "стадии познания и труда". В этот период у ребенка укрепляется понимание собственной индивидуальности и стремление к познаванию мира. Это время, когда ребенок переходит от детской зависимости к детской самостоятельно­сти и компетентности и к инстинктивной, необузданной радости роста начинает присоединяться зов пробуждающегося "сверхЯ". Потом, когда ребенок станет взрослым человеком, эта его часть даст возмож­ность самонаблюдения и самоконтроля, а если необходимо, то и само­наказания.

Для этого возраста характерна предприимчивость и старательность, когда ребенок готов легко и с желанием учиться. Он хочет и может действовать сообща со своими сверстниками, придумывая всевоз­можные игры, строя какието сооружения. Все это помогает ему осо­знавать свои растущие возможности. И еще, он в это время с удоволь­ствием следует опыту других и особенно тех, кого он любит.

В этот период родители должны быть особенно внимательны к инте­ресам и запросам ребенка, помня, что стремления их малыша и их осознанность при общении с ним, не только обоюдно полезны, но и не­обходимы, так как формируют личность будущего взрослого человека.

Внимательно прислушивайтесь к вопросам ребенка, следите за его естественными интересами. При обучении вашего малыша не должно быть никакого насилия с вашей стороны. Необходимо, чтобы он сам делился с вами своими интересами и сомнениями и во всех трудных для него случаях, задавал вам вопросы. Пусть вы недостаточно компе­тентны, чтобы достаточно полно отвечать на каждый из них, это будет стимулировать вас, чтобы находить ответы в специальной литературе и делиться с вашим малышом прочитанным материалом.

Не следует считать, что ребенок задает вам слишком много вопро­сов. Для детей этого возраста "слишком" никогда не бывает. Они спра­шивают ровно столько, сколько для них необходимо. Мы уже прежде говорили, что интеллектуальный голод так же вреден, как и физичес­кий. Вы можете использовать эти вопросы для стимулирования ребен­ка к самостоятельным поискам ответа на них и, конечно, помогать ему в этом.

Традиционные учебные программы делают мышление более узким, способным к цифровым и линейным процессам, что имеет отношение больше к левому полушарию головного мозга. Необходимо уделять достаточно внимания и мышлению интуитивному, которое по мнению Пиаже естественно у ребенка дошкольного возраста. Этот тип мышле­ния может в значительной мере подавляться в связи с интенсивными образовательными программами типа школьных. Для того чтобы этого не происходило, необходимо в ребенке развивать самые разнообраз­ные интересы заниматься музыкой, ритмикой и, конечно же, не за­бывать общение с природой. При подобного рода экскурсиях необхо­димо как можно больше показывать и объяснять все, с чем встречает­ся ваш малыш. Конечно, знакомство его с окружающим миром тем эффективнее, чем более любознательными являются сами родители. К сожалению, еще много встречается семей, в которых папы и мамы интересуются только работой, бытом своей семьи и сплетнями. А что уж говорить о семьях алкоголиков. В таких условиях ребенку трудно развивать свои таланты и способности.

И несколько слов о дневном сне. Если ребенок отказывается спать днем, можно заменить этот сон тихими играми, чтением, слушанием сказки. Возможно родители так же нуждаются в отдыхе от постоянной возни и шума, которые устраивает их малыш.