Выше мы много раз повторяли, что гармонично развитым детям нужно уделять много внимания, но, к сожалению, когда такой ребенок приходит в школу, то он вынужден "несколько сдавать назад", так как школьные программы рассчитаны на усредненного малыша, а точнее, на такого, способности которого в лучшем случае развиты на "посредственно". Именно по ним должны равняться все остальные ученики, потому что другой программы, рассчитанной на более способных детей, зачастую, просто не существует. И тогда встает вопрос, а стоит ли стремится к тому, чтобы дети развивались быстрее и полнее, чем того требует школа со своей усредненной программой? Далеко не все родители, даже из экономических соображений, могут дать своему ребенку индивидуальное образование, а для государства, повидимому, более удобны усредненные люди, так как ими легче управлять.
Много веков Россию усредняли и наконец вывели особый тип человека с рабской психологией, имя которому: "работяга". Мне это слово чем то напоминает костлявую лошадь, которой все равно, что происходит вокруг нее, лишь бы ей вовремя дали охапку соломы и ведро воды.
Эрик Эриксон считает, что ребенок в возрасте от двух до семи лет проходит несколько стадий развития, начиная с "личностной автономии", через "период личной предприимчивости" к "стадии познания и труда". В этот период у ребенка укрепляется понимание собственной индивидуальности и стремление к познаванию мира. Это время, когда ребенок переходит от детской зависимости к детской самостоятельности и компетентности и к инстинктивной, необузданной радости роста начинает присоединяться зов пробуждающегося "сверхЯ". Потом, когда ребенок станет взрослым человеком, эта его часть даст возможность самонаблюдения и самоконтроля, а если необходимо, то и самонаказания.
Для этого возраста характерна предприимчивость и старательность, когда ребенок готов легко и с желанием учиться. Он хочет и может действовать сообща со своими сверстниками, придумывая всевозможные игры, строя какието сооружения. Все это помогает ему осознавать свои растущие возможности. И еще, он в это время с удовольствием следует опыту других и особенно тех, кого он любит.
В этот период родители должны быть особенно внимательны к интересам и запросам ребенка, помня, что стремления их малыша и их осознанность при общении с ним, не только обоюдно полезны, но и необходимы, так как формируют личность будущего взрослого человека.
Внимательно прислушивайтесь к вопросам ребенка, следите за его естественными интересами. При обучении вашего малыша не должно быть никакого насилия с вашей стороны. Необходимо, чтобы он сам делился с вами своими интересами и сомнениями и во всех трудных для него случаях, задавал вам вопросы. Пусть вы недостаточно компетентны, чтобы достаточно полно отвечать на каждый из них, это будет стимулировать вас, чтобы находить ответы в специальной литературе и делиться с вашим малышом прочитанным материалом.
Не следует считать, что ребенок задает вам слишком много вопросов. Для детей этого возраста "слишком" никогда не бывает. Они спрашивают ровно столько, сколько для них необходимо. Мы уже прежде говорили, что интеллектуальный голод так же вреден, как и физический. Вы можете использовать эти вопросы для стимулирования ребенка к самостоятельным поискам ответа на них и, конечно, помогать ему в этом.
Традиционные учебные программы делают мышление более узким, способным к цифровым и линейным процессам, что имеет отношение больше к левому полушарию головного мозга. Необходимо уделять достаточно внимания и мышлению интуитивному, которое по мнению Пиаже естественно у ребенка дошкольного возраста. Этот тип мышления может в значительной мере подавляться в связи с интенсивными образовательными программами типа школьных. Для того чтобы этого не происходило, необходимо в ребенке развивать самые разнообразные интересы заниматься музыкой, ритмикой и, конечно же, не забывать общение с природой. При подобного рода экскурсиях необходимо как можно больше показывать и объяснять все, с чем встречается ваш малыш. Конечно, знакомство его с окружающим миром тем эффективнее, чем более любознательными являются сами родители. К сожалению, еще много встречается семей, в которых папы и мамы интересуются только работой, бытом своей семьи и сплетнями. А что уж говорить о семьях алкоголиков. В таких условиях ребенку трудно развивать свои таланты и способности.
И несколько слов о дневном сне. Если ребенок отказывается спать днем, можно заменить этот сон тихими играми, чтением, слушанием сказки. Возможно родители так же нуждаются в отдыхе от постоянной возни и шума, которые устраивает их малыш.