32      О формировании "я" ребенка

В развитии ребенка родители занимают наиболее важное место среди его окружения. Каждое их слово или действие для него чрезвычайно значимо. Вследствие этого родители имеют уни­кальную возможность помочь формированию самовосприятия ребен­ка. Никакие общественные детские организации не могут быть так важны для воспитания ребенка как семья.

Представление о себе у человека формируется из субъективных и объективных оценок окружающих нас людей. И первые оценки такого рода ребенок получает от родителей: "ты умный", "ты хороший маль­чик", "какой ты сильный", "у тебя это так хорошо получается, но ты мо­жешь и лучше, не правда ли?", "ты это сделал плохо", "ты опять чтото натворил!", "отойди, ты мне мешаешь, видишь, я занята". Как мы ви­дим, родители сообщают ребенку не только свое восхищение им, но и негативное к нему отношение. Конечно, недовольство родителей ре­бенком, для которого их оценка его как личности, чрезвычайно важна, не может не оставить глубокого эмоционального следа в его только формирующейся личности. Не бывает плохих детей. Бывают плохие поступки или плохое поведение, но не дети. И если вы скажете своему ребенку: "ты это неправильно сделал" или "поиграй немного, я скоро освобожусь и тогда мы вместе почитаем сказки", то это не породит в нем мысли, что вы перестали его любить, а будет иметь отношение только к его поступку. Дети постоянно хотят знать что они нужны ро­дителям и что те их любят. Не следует наказывать ребенка за какойто проступок отлучением от родительской любви. И, еще, положитель­ные оценки поступков и деятельности ребенка должны преобладать над отрицательными.

Эрик Эриксон утверждает, что первые основы здоровой личности закладываются доверительными отношениями между ребенком и ма­терью в первые два года его жизни. "Последовательность и тепло это­го общения говорят ребенку, что мир в целом добр, а окружение безо­пасно и приятно. Ребенок как бы делает вывод: "Мне рады. Мои по­требности будут удовлетворены. Здесь для меня есть место".

К двум годам ребенок начинает осознавать разницу между собой и другими и что он както может воздействовать на окружающий его мир. И этим открытием ребенок начинает страстно пользоваться: "я сам!" "не хочу!" или "хочу!" Он доволен собственной автономией и сво­ими возможностями.

Иногда родители бывают недовольны упрямством своего ребенка, забывая, что именно в этом возрасте формируется не только его са­мовосприятие, но и его воля. Хотя не следует путать упрямство ребен­ка с его капризами, при помощи которых он определяет для себя гра­ницы своей власти над окружающими его людьми. В этом случае ро­дители должны спокойно показать ребенку свое отношение к его кап­ризам и ни в коемслучае не потакать им. Но причины капризов могут возникать и изза того, что ребенок недополучает внимания к себе и таким образом пытается восполнить этот пробел.

Стремление ребенка к самостоятельности должно радовать родите­лей и они должны всячески это поощрять, не забывая показывать ему, что они гордятся его успехами.

По мере того, как ребенок перешагивает рубеж двухлеток и расши­ряется его круг знакомств, на его социальное развитие начинают вли­ять не только родители, но и то разнообразное окружение, в которое он входит. И, к сожалению, не все контакты бывают вполне благоприят­ными. В это время не лишне поговорить с ребенком о том, какие раз­ные бывают люди и как важно правильно оценивать то, что они гово­рят и что делают.

Хорошо развитые дети стремятся к общению с более старшими де­тьми, так как большинство их сверстников отстают от них в развитии, и общение с ними не представляет никакого интереса. Многие дети, имеющие хорошо развитые способности, могут быть чрезвычайно са­модостаточны и уже с раннего возраста могут заниматься чемлибо совершенно самостоятельно. Вероятно, будет более правильным, если вы дадите им возможность некоторое время самим занимать себя, и не будете отправлять их играть со своими товарищами. В то же время на­до помнить, что участие малыша в коллективных занятиях или играх развивает у ребенка способность ценить не только свои, но и чужие интересы и умение соблюдать правила коллектива.

Эрик Эриксон считает, что в трех четырех летнем возрасте проис­ходит окончательное осознание своего "я", имеющего определенный набор качеств, характеризующих его личность: "я мальчик", "я хоро­ший", "я люблю конфеты", "я хочу быть как папа". Ребенок всматрива­ется в свое окружение, чтобы увидеть себя с точки зрения других лю­дей. Уже в этом возрасте он обнаруживает различие полов и ролей, которые мужчины и женщины играют в жизни. В стремлении познания этих различий дети иногда поражают своей наблюдательностью и ес­тественным юмором. Так, трехлетняя Наташа, лежа на диване на спи­не и кокетливо раскачивая из стороны в сторону согнутыми в коленях ногами, неожиданно обратилась к своей матери:

"Мама, давай поговорим о мужчинах". Желание трехлетней доче­ри говорить на эту тему, несколько удивило мать и она осторожно от­ветила ей:

"Давай поговорим. Что бы ты хотела знать о мужчинах?"

"Почему, когда мужчины бегают, они ноги держат прямо, а женщи­ны их в стороны раскидывают?"

Или еще один случай. Четырехлетняя девочка заявила своей ба­бушке, что завтра она в садик не пойдет, потому что сегодня она соби­рается выходить замуж за соседского ее сверстника Костю.

"Но ты же еще маленькая и не умеешь готовить еду!"

"Нет, умею! Я вчера уже научилась чай варить. Я Костю буду чаем кормить".

"А где же вы с Костей жить будете?"

"У нас дома. У меня мама хорошая. А потом мы девочку малень­кую в капусте найдем", добавила она задумчиво.

Но бывают случаи, которые наводят на серьезные размышления. Однажды автор этой работы случайно поднял у подъезда своего дома записку, написанную корявыми, разновысокими печатными буквами. Строчки были неровными и коегде наползали одна на другую. В этой записке малолетний автор выражал избраннице своего сердца и лю­бовь и страх и еще коекакие чувства одновременно: "Оля, я тебя очень люблю и хочу на тебе жениться, но ты об этом никому не говори. Если ты комунибудь скажешь об этом, то я откажусь и скажу, что никаких записок тебе не писал". Вот видите:"и хочется и колется". Уже в таком раннем возрасте могут формироваться не совсем приятные черты че­ловеческой личности.

Дети способны уже в раннем возрасте испытывать чувство вины. Это чувство развивается одновременно с появлением ответственности за свои поступки и сознание собственной возможности влиять на ок­ружающий мир. Если в одном случае чувство ответственности прино­сит удовлетворение малышу, то когда у него чтото не получается, он начинает испытывать чувство вины и переживать по этому поводу. Ро­дители должны знать, что чувство вины, выраженное сверх меры, мо­жет быть опасным и, если возможно, не усиливать его без необходи­мости. Не следует это чувство использовать, как способ управлять по­ведением ребенка, когда его стыдят за какойто неблаговидный по­ступок. Возможно, за ним стояло какоето доброе намерение, реали­зация которого оказалась пока еще неумелой. В этом случае дайте ему понять, что вы, несмотря на нежелательные последствия его поступка, видите, что он не хотел причинить вреда.

Чем больше возможностей у ребенка, тем ярче он переживает свои неудачи, особенно когда эти неудачи связаны с честолюбивыми ожи­даниями родителей. Сообщая словом или взглядом свое неудовольст­вие ребенку, родители этим самым усиливают в нем чувство вины. В случае, когда поведение ребенка не соответствуют ожиданиям родителей, это начнет формировать в нем психологию неудачника.

Поощрение словом или взглядом даже самых незначительных до­стижений ребенка и понимание причин его неудач помогут ему изба­виться от отрицательного самовосприятия. Родительские ожидания и надежды, когда личность ребенка еще не достаточно сформирована для независимого суждения, часто направляют развитие ребенка по ложному пути.

Взрослые должны понять, что в действительности движет их ожи­даниями. Возможно, их собственные неудовлетворенные амбиции? А может быть, они считают своих детей продолжением их самих? В этом случае они стремятся обучить детей тому, что сами не успели сделать в своей жизни. Иногда родителям кажется, что для детей должно быть интересным то, что привлекает их самих. Но любой ребенок не явля­ется продолжением своих родителей. Он самостоятельное существо и возможно выберет для себя путь в жизни совершенно отличный от родительского. И в зависимости от того, будут ли родители в своей си­стеме воспитания придерживаться приоритетов своих или ребенка и результаты могут быть различны. "Станет ли потом ребенок капитаном своего корабля или же будет на нем только пассажиром, а возможно, еще хуже только "зайцем" на чужом".

Именно родители играют главную роль в формировании собствен­ного "я" ребенка, все остальное могут за них сделать и другие люди. В этом основное значение отцовства и материнства и это не зависит ни от материального благополучия, ни от образования родителей.

Всем нам нравится делать то, что у нас хорошо получается. И это правило начинает действовать, когда малыш попадает в компанию сверстников, где происходит естественное постоянное сравнение меж­ду ними. Ребенок очень быстро начинает понимать существование этого правила и вести себя в соответствии с ним в меру своих возмож­ностей. Желательно, чтобы у дошкольников была возможность об­щаться с детьми, развитие которых равноценно их собственному, пото­му что в этом случае общение становится более полноценным и вза­имно обогащающим. Стремление детей к автономии должно уравно­вешиваться их потребностью в общении с окружающими людьми.

Возможно, это стадный инстинкт, который вызывает у человека по­требность быть похожим на других, но дети, по какимнибудь причи­нам неадекватные окружающим, болезненно воспринимают, когда они "не такие как все". Отчуждение очень тяжело переносится детьми. По­том, когда дети станут взрослыми, воспоминания раннего периода их жизни, будут для них основой восприятия их "я". Достоевский в "Бра­тьях Карамазовых писал: "...ничего нет выше и сильнее и здоровее и полезнее впредь для жизни, как хорошее какоенибудь воспоминание и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какоенибудь этакое пре­красное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть са­мое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспомина­ний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и оно может послужить когданибудь нам во спасение".

Вот качества личности, на которые при воспитании детей нужно об­ращать особое внимание:

1. Доброта, честность, способность к сопереживанию и терпению.

2. Мужество признавать собственные ошибки и отвечать за свои по­ступки.

3. Уверенность, основанную на осознавании собственных возмож­ностей и способностей.

4. Осознавание достоинств и недостатков в самом себе и других.

5. Самостоятельность при решении собственных проблем.

6. Умение находить общий язык с людьми самого различного уров­ня.

7. Интеллектуальная любознательность, готовность к исследованию и разумному риску.

Но для этого сами родители должны иметь определенные качества или склонности, которые могут быть примером для их детей.

Ребенок должен видеть, что его родители в моральном и социаль­ном плане стоят на высоком уровне.

Он знает, что на любой вопрос, который его интересует, он получит достаточно полный и понятный ответ. Конечно, они при этом не будут говорить, все, что они знают об этом, потому что очень большая глу­бина знаний по какомулибо вопросу для ребенка еще несвоевремен­на.

Он видит, что его родители в решении своих проблем рассчитывают на свои собственные силы и прибегают к посторонней помощи только в крайнем случае.

Они дают ему возможность самому искать выход из сложившейся ситуации, даже тогда, когда сами могут легко решить ее.

Они не действуют на него директивным способом при решении любых проблем, но с готовностью придут на помощь, если в этом есть не­обходимость.

Следовательно, родители должны принимать детей такими, какие они есть и в то же время быть такими, на которых дети хотели бы быть похожими.