27      Самовосприятие ребенка

Важно, чтобы у ребенка было здоровое самовосприятие своих спо­собностей и интересов. Этому может помочь чувство общности его с окружающими людьми и, конечно, понимание положитель­ных качеств, ценимых в человеческом обществе. Ребенок должен знать, что если он в чемто превосходит других детей, то вполне воз­можно, что они могут иметь некоторые способности, более выражен­ные, чем у него. Здесь родители могут оказать существенную помощь своему малышу, чтобы показать ему, что каждый ребенок по своему уникален и объяснить ему, что некоторые несовершенства их сверст­ников связаны с условиями их воспитания. Очень важно для этого най­ти адекватную ситуацию и нужные слова. Такого рода взаимоотноше­ния осуществляются не только с помощью речевого общения, но и вы­ражаются в реакциях и отношении родителей и других окружающих людей к ребенку. Нужно помнить, что социальные и эмоциональные последствия этих различий гораздо тоньше, чем простое понимание. И еще надо знать, что рано развившиеся речевые способности некото­рых детей приводят к тому, что родители иногда делают слишком большую ставку на речевую коммуникацию. Это порой приводит лишь к подобию понимания, которое может привести к противоречию в практике ежедневного общения.

Процесс познания у ребенка затрагивает весь спектр восприятия и опыта. Слова не главный канал для маленьких детей. Взрослые должны не только беседовать с малышом, но и стараться вести себя так, чтобы укреплять в ребенке понимание системы ценностей, пони­мание того, чего от них ждут, и развивать здоровую основу самовосприятия.

Процесс формирования представления о самом себе заключается в осознавании того, как на нас реагируют окружающие нас люди. В те­чение своей жизни ребенок начинает понимать, что он может, а что не может сделать в окружающем его мире. И, кроме того, люди, с кото­рыми вольно или невольно он вступает в контакт, разными способами показывают ему, насколько его достижения ценны. Поведение лично­сти в значительной степени определяется конечным результатом, ко­торый может быть материальным или духовным, кратковременным или долговременным. И вообще, в любом возрасте человек развивает те модели поведения, которые приносят желаемый эффект и не исполь­зует те, которые не приносят ожидаемого результата.

Для ребенка желаемые результаты непосредственно связаны с при­обретением механических навыков и исследованием значения окру­жающих его предметов и явлений. Но для него так же важно внимание и любовь к нему родителей и окружающих его людей. Взрослым обыч­но несложно наблюдать, направлять и обучать детей, даже если они "почемучки". Труднее найти правильный подход к балансу между чрез­мерным вниманием ребенка к какойто одной области за счет сниже­ния интересов к другим. Односторонняя оценка родителей, какого ли­бо таланта малыша и поощрение этого таланта могут привести к раз­витию у него превратного представления о действительной ценности некоторых своих способностей.

Стремление ребенка преуспеть, нередко болезненно сказывается как на родителях, так и на самом ребенке. Обычно это стремление рождается и поддерживается семьей и может служить одним из симп­томов признания в будущем. Но нередки случаи, когда даже очень способные дети не стремятся преуспеть, как это бывает у "звездных" детей.

Родители детей, у которых способности выражены выше среднего, должны присмотреться к своим собственным реакциям на успехи ре­бенка, чтобы найти причины их стремления преуспеть. Что в поведе­нии ребенка находит наиболее живой отклик у родителей? Что вызы­вает у них одобрительную улыбку или внимательный взгляд? О чем они с гордостью говорят в своих телефонных разговорах, не подозре­вая, что их дети все это слышат и прекрасно понимают? Нередко в воспитание детей вмешиваются их бабушки и дедушки из добрых по­буждений, балуя и потакая их слабостям. И такого рода "комплексное воспитание" может все поставить с ног на голову.

Предположим, что родители восторгаются своим читающим малы­шом и всячески это демонстрируют своим знакомым. Ребенок это мо­жет понять так: для окружающих наиболее приятно, что я умею читать, а то, что я могу самостоятельно одеваться, помогать своей маме или своему папе это менее важно и поэтому не является ценным или обя­зательным. Следовательно, чрезмерно восторгаясь успехами ребенка в чемто одном, за счет других полезных навыков, мы можем привести к дисгармоничному развитию не только его способностей, но и его личности в целом.

Нередко родители, имеющие какието увлечения, не только сами уделяют им слишком много внимания, но и ожидают от своих детей та­ких же способностей и интересов к предмету своей страсти. Но инте­ресы родителей и детей не всегда совпадают, и малыш может, неред­ко, реагировать в лучшем случае спокойно на родительские приорите­ты.

Конечно, здоровье и счастье ребенка должны стоять на первом ме­сте, но не менее важно воспитывать и другие стороны личности. Очень важными качествами личности являются такие, как готовность помочь, терпение, упорство, ответственность, щедрость души, оптимизм, храбрость и честность. Эти свойства не менее ценны, чем, например, вы­дающиеся умственные способности или же абсолютный слух. Для ре­бенка родительское внимание, к какимлибо его способностям, служит одновременно и наградой и мерой его самооценки.

Если родители будут более внимательно относиться к тому, что они видят и что ценят в ребенке, если они будут задумываться о том, как они могут показать ему это, тогда их оценки будут более объективны­ми и многогранными. Тогда у ребенка не будет нужды выпячивать и развивать одни свои таланты за счет других.

Кроме того, что родители должны избегать в своем общении с ре­бенком, они должны знать, что им делать, когда ребенок начинает по­нимать, что он в некоторых способностях превосходит своих сверстни­ков. Что и как на это должен отвечать взрослый, чтобы ребенок его правильно понял?

Общаясь с ребенком, родители обязательно должны обращать вни­мание на ситуацию, которая вызвала то или иное поведение ребенка. Например, он чтото делает более успешно, чем другие дети в этой семье или в садике, что часто вызывает их раздражение. Объясните ему, что каждый человек решает свои проблемы не одинаково легко, и что ему очень повезло, что он такой сообразительный и что в таких случаях он должен быть терпеливым и понимающим.

Интеллектуально более развитые дети рано начинают понимать свое превосходство над другими детьми, что приводит к тому, что у них появляется склонность командовать своими сверстниками. В этом случае можно использовать ролевую игру, в которой вы будете играть роль способного ребенка. Поставьте перед малышом задачу с недо­статочно ясными условиями и скажите ответ ему прежде, чем он най­дет его сам, и укажите ему на его медлительность в решении этой за­дачи. Такого рода игры лучше убеждают ребенка, чем увещевания: "а если бы ты был на его месте" или же: "а если бы к тебе так относи­лись". Детей лучше убеждает то, что пережито ими самими, а не чужой опыт. Возможен и такой вариант, когда вы делаете вид, что не заме­чаете способностей ребенка, чтобы не развить в нем чувство собст­венной исключительности. Но это не всегда помогает, так как для ре­бенка его способности являются для него нормальными и теперь ему самому придется разбираться во всех социальных последствиях и сложностях, связанных с его особенностями. Со временем он все рав­но поймет, исходя из собственного опыта, значение своих способнос­тей, но это будет для него связано с большими эмоциональными пере­живаниями. И все прошло бы более гладко, если бы в свое время он мог бы все это обсудить со своими собственными родителями.

Не следует делать вид, что ни его способности, ни его увлечения нас не интересуют, потому что в этом случае маленький ребенок сделает вывод, что важнее всего на свете быть таким, как все и не быть "белой вороной". Но все равно это воспринимается ребенком, как некоторая ложь, которой он должен постоянно следовать. Не слишком ли это большая цена, за потерю потенциальных способностей. Наверное, ре­бенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей.