Важно, чтобы у ребенка было здоровое самовосприятие своих способностей и интересов. Этому может помочь чувство общности его с окружающими людьми и, конечно, понимание положительных качеств, ценимых в человеческом обществе. Ребенок должен знать, что если он в чемто превосходит других детей, то вполне возможно, что они могут иметь некоторые способности, более выраженные, чем у него. Здесь родители могут оказать существенную помощь своему малышу, чтобы показать ему, что каждый ребенок по своему уникален и объяснить ему, что некоторые несовершенства их сверстников связаны с условиями их воспитания. Очень важно для этого найти адекватную ситуацию и нужные слова. Такого рода взаимоотношения осуществляются не только с помощью речевого общения, но и выражаются в реакциях и отношении родителей и других окружающих людей к ребенку. Нужно помнить, что социальные и эмоциональные последствия этих различий гораздо тоньше, чем простое понимание. И еще надо знать, что рано развившиеся речевые способности некоторых детей приводят к тому, что родители иногда делают слишком большую ставку на речевую коммуникацию. Это порой приводит лишь к подобию понимания, которое может привести к противоречию в практике ежедневного общения.
Процесс познания у ребенка затрагивает весь спектр восприятия и опыта. Слова не главный канал для маленьких детей. Взрослые должны не только беседовать с малышом, но и стараться вести себя так, чтобы укреплять в ребенке понимание системы ценностей, понимание того, чего от них ждут, и развивать здоровую основу самовосприятия.
Процесс формирования представления о самом себе заключается в осознавании того, как на нас реагируют окружающие нас люди. В течение своей жизни ребенок начинает понимать, что он может, а что не может сделать в окружающем его мире. И, кроме того, люди, с которыми вольно или невольно он вступает в контакт, разными способами показывают ему, насколько его достижения ценны. Поведение личности в значительной степени определяется конечным результатом, который может быть материальным или духовным, кратковременным или долговременным. И вообще, в любом возрасте человек развивает те модели поведения, которые приносят желаемый эффект и не использует те, которые не приносят ожидаемого результата.
Для ребенка желаемые результаты непосредственно связаны с приобретением механических навыков и исследованием значения окружающих его предметов и явлений. Но для него так же важно внимание и любовь к нему родителей и окружающих его людей. Взрослым обычно несложно наблюдать, направлять и обучать детей, даже если они "почемучки". Труднее найти правильный подход к балансу между чрезмерным вниманием ребенка к какойто одной области за счет снижения интересов к другим. Односторонняя оценка родителей, какого либо таланта малыша и поощрение этого таланта могут привести к развитию у него превратного представления о действительной ценности некоторых своих способностей.
Стремление ребенка преуспеть, нередко болезненно сказывается как на родителях, так и на самом ребенке. Обычно это стремление рождается и поддерживается семьей и может служить одним из симптомов признания в будущем. Но нередки случаи, когда даже очень способные дети не стремятся преуспеть, как это бывает у "звездных" детей.
Родители детей, у которых способности выражены выше среднего, должны присмотреться к своим собственным реакциям на успехи ребенка, чтобы найти причины их стремления преуспеть. Что в поведении ребенка находит наиболее живой отклик у родителей? Что вызывает у них одобрительную улыбку или внимательный взгляд? О чем они с гордостью говорят в своих телефонных разговорах, не подозревая, что их дети все это слышат и прекрасно понимают? Нередко в воспитание детей вмешиваются их бабушки и дедушки из добрых побуждений, балуя и потакая их слабостям. И такого рода "комплексное воспитание" может все поставить с ног на голову.
Предположим, что родители восторгаются своим читающим малышом и всячески это демонстрируют своим знакомым. Ребенок это может понять так: для окружающих наиболее приятно, что я умею читать, а то, что я могу самостоятельно одеваться, помогать своей маме или своему папе это менее важно и поэтому не является ценным или обязательным. Следовательно, чрезмерно восторгаясь успехами ребенка в чемто одном, за счет других полезных навыков, мы можем привести к дисгармоничному развитию не только его способностей, но и его личности в целом.
Нередко родители, имеющие какието увлечения, не только сами уделяют им слишком много внимания, но и ожидают от своих детей таких же способностей и интересов к предмету своей страсти. Но интересы родителей и детей не всегда совпадают, и малыш может, нередко, реагировать в лучшем случае спокойно на родительские приоритеты.
Конечно, здоровье и счастье ребенка должны стоять на первом месте, но не менее важно воспитывать и другие стороны личности. Очень важными качествами личности являются такие, как готовность помочь, терпение, упорство, ответственность, щедрость души, оптимизм, храбрость и честность. Эти свойства не менее ценны, чем, например, выдающиеся умственные способности или же абсолютный слух. Для ребенка родительское внимание, к какимлибо его способностям, служит одновременно и наградой и мерой его самооценки.
Если родители будут более внимательно относиться к тому, что они видят и что ценят в ребенке, если они будут задумываться о том, как они могут показать ему это, тогда их оценки будут более объективными и многогранными. Тогда у ребенка не будет нужды выпячивать и развивать одни свои таланты за счет других.
Кроме того, что родители должны избегать в своем общении с ребенком, они должны знать, что им делать, когда ребенок начинает понимать, что он в некоторых способностях превосходит своих сверстников. Что и как на это должен отвечать взрослый, чтобы ребенок его правильно понял?
Общаясь с ребенком, родители обязательно должны обращать внимание на ситуацию, которая вызвала то или иное поведение ребенка. Например, он чтото делает более успешно, чем другие дети в этой семье или в садике, что часто вызывает их раздражение. Объясните ему, что каждый человек решает свои проблемы не одинаково легко, и что ему очень повезло, что он такой сообразительный и что в таких случаях он должен быть терпеливым и понимающим.
Интеллектуально более развитые дети рано начинают понимать свое превосходство над другими детьми, что приводит к тому, что у них появляется склонность командовать своими сверстниками. В этом случае можно использовать ролевую игру, в которой вы будете играть роль способного ребенка. Поставьте перед малышом задачу с недостаточно ясными условиями и скажите ответ ему прежде, чем он найдет его сам, и укажите ему на его медлительность в решении этой задачи. Такого рода игры лучше убеждают ребенка, чем увещевания: "а если бы ты был на его месте" или же: "а если бы к тебе так относились". Детей лучше убеждает то, что пережито ими самими, а не чужой опыт. Возможен и такой вариант, когда вы делаете вид, что не замечаете способностей ребенка, чтобы не развить в нем чувство собственной исключительности. Но это не всегда помогает, так как для ребенка его способности являются для него нормальными и теперь ему самому придется разбираться во всех социальных последствиях и сложностях, связанных с его особенностями. Со временем он все равно поймет, исходя из собственного опыта, значение своих способностей, но это будет для него связано с большими эмоциональными переживаниями. И все прошло бы более гладко, если бы в свое время он мог бы все это обсудить со своими собственными родителями.
Не следует делать вид, что ни его способности, ни его увлечения нас не интересуют, потому что в этом случае маленький ребенок сделает вывод, что важнее всего на свете быть таким, как все и не быть "белой вороной". Но все равно это воспринимается ребенком, как некоторая ложь, которой он должен постоянно следовать. Не слишком ли это большая цена, за потерю потенциальных способностей. Наверное, ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей.