25     Психологические особенности

Первой особенностью ребенка, способности которого выше сред­него (а подавляющее большинство детей имеют средние способ­ности, потому что взрослые делают все, для того чтобы все об­стояло именно так) выраженное чувство справедливости. Так, психо­лог Кэрол Тэкэкс рассказывает эпизод из жизни одного трехгодовало­го мальчика, который вернулся домой после первого посещения вос­кресной школы и гневно заявил, что "Бог несправедливый, потому что он сказал людям, что надо делать, чтобы спастись от потопа и не уто­нуть, а зверям ничего не сказал, так почему же они должны умирать? Бог несправедливый!"

Второй их особенностью является то, что они устанавливают высо­кие требования как к себе, так и к окружающим. Они живо откликают­ся на правду, справедливость, гармонию и красоту природы. Глядя на события, показываемые по телевидению, в которых они видят страда­ющих живых существ, они нередко активно требуют от родителей, что­бы они чтолибо предприняли по этому поводу и даже сами готовы для этой цели расстаться с содержимым своих копилок.

Следующей особенностью некоторых детей является невозможность четкого разделения реальности и фантазии. Они могут очень ярко в своей фантазии изображать какоето несуществующее событие и иногда настолько отождествляются с ним, что порой вызывают у взрослых беспокойство по поводу этой способности ребенка. Но не нужно этого бояться пройдет время и когда эти дети станут взрос­лыми, они будут вносить в свою работу элементы изобретательности и творчества.

Еще одной психологической чертой вашего малыша может быть чувство юмора. Его надо культивировать, показывая необычные связи между явлениями и событиями. Но часто дети и сами замечают несообразности и игру слов, видят "подковырки", которые используют взрослые при своем общении. Для детей юмор может быть спаситель­ным средством, защищающим их от психологических ударов, наноси­мых им менее восприимчивыми людьми.

Нормальные, не усредненные дети нередко берутся за дело, которое выполнить не могут. Это следует поощрять, так как даже неудачи это тоже опыт. Иногда взрослые ожидают от своего ребенка тех успехов, на которые, несмотря на все свои умения, они еще не способны. Пред­положим, что у ребенка замечательная речь, это приводит к тому, что взрослые, общаясь с ним, переоценивают уровень его эмоциональной зрелости и это приводит к дополнительным проблемам. Известно, что страхи маленьких детей лишены реализма, а родители "говорунов", считают, что если те хорошо говорят, то, следовательно, вполне рацио­нально мыслят и пытаются словами убедить их в том, что страхи ни на чем не основаны. И чем более одаренным является ребенок, тем боль­ше у него проблем, так как он может не только испытывать ни на чем не основанный страх, но он более восприимчив к неречевым проявле­ниям чувств окружающих его людей, даже тогда, когда это скрывается от него.

Нередко у детей могут быть выражены экстрасенсорные способнос­ти. И что интересно, они чаще проявляются у детей не изуродованных "научным" подходом к ведению родов и послеродового периода. Мно­гие качества и способности таких малышей или не могут проявиться или закрываются прежде, чем невнимательные родители заметят их и помогут им раскрыться. Если взрослые будут предвзято относиться к подобного рода способностям малышей, то это может породить у них чувство собственной ненормальности. Мы должны помнить, что дети нуждаются в поддержке, а не в насмешке.

По мере того, как развивающийся мозг ребенка начинает восприни­мать собственную работу, ребенок начинает понимать, что он может думать. И он считает, что его восприятие явлений и событий то же са­мое, что и у других, что все люди видят и понимают происходящее оди­наково. Обычно это наблюдается у детей от трех до пяти лет и дети ча­сто раздражаются, что взрослые или их сверстники чтолибо не пожи­мают, хотя это им кажется таким очевидным. Лучше всего в этом слу­чае обсудить эту проблему с недоумевающим малышом, попытаться объяснить ему различие в понимании другого человека этого же само­го события. В том случае, если взрослые пропускают подобные факты мимо своего внимания, это может привести к тому, что у ребенка мо­жет развиться негативное восприятие самого себя.

Там, где все члены семьи помогают друг другу, где родители и их дети вместе занимаются общими делами, у каждого ребенка воспиты­вается правильное самовосприятие. Но, к сожалению, сейчас, в боль­шинстве семей имеется только один ребенок и поэтому он лишен ра­достного воспитывающего детского общения. Единственный ребенок в семье, в которого родители стремятся вложить как можно больше зна­ний, может вырасти человеком большого потенциала, но не способным достичь в течение своей жизни истинно близких отношений с другим человеком.